"Друг Радио", №3, январь, 1925 год, стр. 31-32.

РАДИО и АВИАЦИЯ

Одной из важнейших областей применения радио является авиация. Роль радио в современной авиации настолько значительна, настолько тесно связаны перелеты больших расстояний с применением радио, что кажется невероятным, каким образом могли обходиться без радио в период, предшествовавший империалистской войне. Летчику необходимо во все время перелета иметь связь со своей базой или же с пунктом прибытия. На месте, откуда летчик вылетел, также как и на месте прибытия, имеются специальные станции, которые следят шаг за шагом, если можно так выразиться, за полетом аэроплана, следят по карте и отмечают пункты его местонахождения в определенные моменты. Эти пункты нетрудно отмечать. Зная скорость передвижения самолета, расстояние, которое он должен пролетать и учитывая возможный уклон самолета из-за воздушных течений, не трудно сказать, что в такой-то час самолет находится в таком-то пункте. В свою очередь летчик в определенные моменты, приблизительно каждые пятнадцать минут, дает о себе знать. Летчик указывает замечаемые им изменения в воздушных течениях и, по возможности, определяет свое местонахождение, т. е. долготу, широту и высоту над уровнем океана. Такого рода связь между летчиком и пунктами от правления и прибытия продолжается во все время перелета, что в значительной степени уменьшает опасности воздушных путешествий. Летчик таким образом неразрывно, хотя и невидимо, связан с землей. До изобретения радио о такой связи нельзя было и думать, о ней летчики только мечтали. Теперь это является действительностью. Переговоры между летчиком и станциями происходят по беспроволочному телеграфу, но чаще, особенно за последние несколько лет, при помощи беспроволочного телефона. Но что еще важнее для летчика — это ориентировка или определение правильного направления, которого он должен держаться. Действительно, препятствия, которые летчик встречает на своем пути, — неизмеримы. Правда, в воздушном океане нет скал, но имеются враги, которые так же опасны для летчика, как подводные скалы для мореплавателя. Мореплавание было опасным до того времени, пока не изучили дна моря, местонахождения подводных скал, пока не определили морского пути. Много времени прошло, пока это не было сделано и сопряжено это было со многочисленными жертвами. Как это ни покажется странным, в области воздушного плавания мы гораздо быстрее приурочиваемся к изысканию правильного пути, при чем сравнительно обходясь с значительно меньшим количеством жертв. И этому мы обязаны все тому же волшебнику радио. Современной авиацией доказывается все более и более, что самым выгодным слоем для перелетов являются высшие слои воздуха, на высоте четырех, пяти и даже более километров. На такой высоте воздушные течения гораздо равномернее и правильнее, чем в нисших воздушных слоях, что сильно отражается, а особенно отразится в будущем, на экономии горючего материала — бензина. Высказано даже мнение некоторыми специалистами воздухоплавания, что, летая на большой высоте, можно перелетать большие расстояния с большой быстротой на маломощных двигателях, использовывая равномерно правильные воздушные течения. Последние опыты с планерами, как в нашей Республике, так и за границей, как будто подтверждают это мнение, по крайней мере в его принципе. Вышесказанное относится к торговому воздухоплаванию. Что же касается военного воздухоплавания, то о необходимости совершать перелеты возможно выше и говорить не приходится. Тут вполне понятно, что как самолетам, отправляющимся с целью атаки неприятельского пункта, так и разведчикам или наблюдателям необходимо подниматься на весьма большую высоту просто из мер предосторожности, чтобы не быть замеченным батареями противника.

Как видно, летчикам, как коммерческим, так и военным, приходится совершенно отрываться от земли, т. е. подниматься часто выше облаков; во всяком случае ночью и при пасмурной погоде им совершенно не видать земли. Тут перед ними становится во весь рост тревожный вопрос: как им направляться? Чем руководиться для избрания того или иного пути? Не видать больше ни церквей, ни лесов, ни рек. Приходится прибегать к инструментам. Существующие для этого инструменты, как компас и указатель отклонений, употребляемые в мореплавании, не совсем подходят к воздухоплаванию по разным причинам, на которых мы здесь останавливаться не будем. Тут-то на помощь авиации и является радио. Существует одно из применений радио, называемое радиогониометрией.

Радиогониометрия все более и более применяется к авиации и постепенно вытесняет компас. Сущность этого способа определения положения самолета заключается в следующем.

С двух или более вполне определенных пунктов на земле посылаются сигналы по радио. Сигналы эти принимаются летчиком на рамку. Вращая рамку, мы меняем мощность получаемых сигналов. Для того, чтобы сигналы получались с наибольшей мощностью, необходимо, чтобы плоскость рамки находилась в плоскости, проходящей через линию, образуемую точкой нахождения самолета с точкой нахождения отправляющей сигналы станции. Определяя по карте две таких линии с двух известных ему станций отправления, летчик может сейчас же и с большой точностью определить свое местонахождение, которое будет находиться в точке пересечения этих двух прямых.

Точность определения положения самолета при помощи радиогониометрии прямо изумительны. В Англии имеются между прочим две таких радиогониометрических станции в Кройдоне и Джимпеке, при помощи которых английские самолеты без всяких ошибок с величайшей скоростью определяют свое местонахождение и при весьма сильных туманах, свойственных английскому климату, беспрепятственно доходят до своей базы. Во время империалистской войны немецкие дирижабли при своих воздушных аттаках на французские и английские города руководились в своем направлении радиогониометрическими станциями, так как вынуждены были подниматься на очень большую высоту и не могли самостоятельно ориентироваться.

Кроме такого непосредственного применения радио в авиации, необходимо указать еще и на ту огромную работу, которую радио выполняет в учете и создавании благоприятных условий для полета. Работа эта сложная, кропотливая и предполагает хорошо развитую организацию метеорологических испытательных станций. Как уже сказано было, состояние воздушных течений переменчиво, как в смысле направления, так и в смысле силы их. Авиация не может развиваться, не учитывая, не изучая той среды, в которой ей приходится жить. Во всех странах имеются центральные аэродромы, которые изучают все пертурбации, все метеорологические явления, происходящие в воздушных слоях. Сведения эти концентрируются при помощи радио и сообщаются летчикам перед полетом. Ежедневно несколько раз на день по радио сообщается состояние атмосферы, сила и направление ветров, атмосферные осадки, барометрическое давление, температура и пр., т. е. все те данные, без которых летчик не может без большой для себя опасности пуститься в путь. Кроме, следовательно, основных данных до отъезда, летчик во все время перелета получает по радио дополнительные сведения. Из этого хотя краткого и общего описания роли радио в авиации видно, что роль эта всесторонне охватывает способ передвижения, который за последнее десятилетие сделал такие громадные успехи и на них, конечно, не остановился. Мы замечаем, что в развитии своем авиация тесно связана с развитием радио. Малейший прогресс в области радио сейчас же применяется к авиации. Необходимо поощрять развитие радио, необходимо поставить развитие его в здоровые, нормальные условия, необходимо привлечь к нему широкие слои рабочих и крестьянских масс, особенно молодежи, для подготовки тех кадров, которые уже и теперь, а тем более в будущем, нужны будут нашей Республике.


Hosted by uCoz