ДРУГ РАДИО, №5-6, 1925 год. Выставка плакатов "Радио".

"Друг Радио", №5-6, март-апрель, 1925 год, стр. 45-47.

Выставка плакатов "Радио".

Плакат — это одна из основных форм изобразительной пропаганды какой-либо идеи или предмета. Вплоть до Революции на плакат смотрели исключительно как на орудие, преследующее коммерческие цели. Лишь со времени мировой войны впервые выявились богатые возможности плакатного применения не как промышленной рекламы, а как могучего политического агитатора. Но только Октябрьский переворот, ознаменовавшийся полной победой трудящихся, рельефно обнаружил все многогранные достоинства плаката, всеоб'емлюще использовав его на всех поприщах и фронтах революционной борьбы и строительства. Революция создала новый вид индивидуального советского агитплаката, завоевавшего все отрасли культурной и общественно-политической жизни СССР. Действуя агитационно, плакат одновременно должен влиять и на художественное развитие и вкусы масс, а его просветительно-воспитательное значение уже отчетливо отразилось в успешной борьбе с невежеством, предразсудками и в проведении ударных заданий, как Нот, Мопр, Добролет, Доброхим.

Полиграфический Отдел Худож. Пром. Техникума I курс.
В центре руководитель Владимир Николаевич Левицкий и Член Правления ОДР Северо-Западной Области Ник. Кон. Макаров.

Конечно, плакат не мог остаться равнодушным и к такому величайшему и гениальному явлению современности, как радио. Но казалось, что в самом радио заложены настолько значительные возможности всякого рода звуковой агитации и самопопуляризации, что для использования плаката не останется места. Но на самом деле оказалось далеко не так. О.Д Р. отлично сознало, что в деле распространения и внедрения в широких народных массах идей радио необходимо, кроме словесного убеждения, еще и длительное наглядное пособие, об'ясняющее, заинтересовывающее. И бесспорно таким «зрительным» соратником радио мог быть только современный плакат.

ОД.Р., для полного сочетания звуковых и зрительных воздействий, обратилось в ячейку О.Д.Р. при Полиграфическом Отделе Государственного Художественно-Промышленного Техникума с просьбой создать ряд плакатов, посвященных радио. Это обращение встретило полную поддержку со стороны руководителя — художника. В. И. Левитского, решившего использовать данное приглашение, как показательную, зачетную работу своих учеников.

Но для создания удачного плаката необходимо не только обладать должным художественным умением, но также хорошо знать все особенности прокламируемого предмета (что до сих пор мало учитывается многими нашими художниками). Поэтому О.Д.Р. была прочитана лекция, ознакомившая художников с основами радиотехники. Этот опыт установления связи между учебой и производством (согласно пожелания ХIII С'езда) в данном случае увенчался полным успехом. На выставку было представлено около 70-ти плакатов.

Хотя композиция их, согласно текущей учебной программе, и была ограничена в техническом отношении (напр., только плоскостное разделение тонов), но идея радио настолько вдохновила молодых художников, что они дали произведения, полные неподдельного вдохновения и чисто революционного пафоса. Удачно подобранные лозунги получили должное плакатное толкование, и эти, казалось, ученические попытки выросли в первые проявления истинно плакатной советской конструкции. Все плакаты настолько броски, заманчивы, лаконичны и общепонятны, что не затеряются ни среди бурного калейдоскопа современной улицы, ни среди бесхитростной деревенской обстановки. Некоторые чисто технические недочеты (авторы — студенты 1-го курса специальной мастерской) вполне оправдываются проникновенно-продуманным построением всего рисунка. Быть может шрифты еще не всегда тверды, но зато во всех случаях они четки и рельефны.

Вот красная зовущая фигура на желтом фоне, у ног которой ряд радио-приемников («Через Радио — к культуре»); вот лаконическое изображение телефонных трубок с обращением «Ступайте в ряды О.Д.Р. все»; вот крестьянин и крестьянка с радио-телефоном «Радио — деревне». Вот радио-башни, возвышающиеся над земным шаром, — «Радио — разнесет по всему миру заветы коммунизма». Радио-телефон, радио-приемник, катодные лампы, антенны и др. элементы радио-техники проходят красной нитью во всех плакатах, расхождение же звуков остроумно показано в ряде сферических элипсисов. Обращает также внимание забавный плакат «Слушай, Земля», изображающий луну, говорящую по радио с землей. Удачны по контрастно-красочному разрешению плакаты: «Радио-уши СССР», «Радио-приемники», «Радио — агитатор СССР» и др. Все плакаты не только легко запоминаются, но неоднократно притягивают к себе, убеждают зрителя, пропагандируют его. Условное, плоскостно-двухмерное разрешение композиции вполне соответствует структуре плаката, должного выделяться на плоскости стены, а не уходить в ее глубь, что неизбежно случилось бы при трехмерной трактовке рисунка.

Несомненно, что выставка плакатов радио оставят след в истории советского плакатного искусства, как первый опыт правильного подхода, и окажет весьма благотворное влияние в деле распространения радио не только в городе, но и в деревне.

Советский плакат, наконец, начинает становитъся на правильные рельсы и постепенно находит должное художественное оформление. Выставка плакатов радио с убедительностью подтверждает, что отныне у нас имеется свежий резерв подлинных художников-плакатистов, не прибегающих к фокусному «фотомонтажу» или мало оправданному «псевдо-конструктивизму», а трезво и деловито постигающих все основы и каноны плакатного мастерства, а в этом залог дальнейшего успеха и достижений советского плаката и большая заслуга О.Д.Р., смело аппелировавшего к молодежи.

В. Олочинский.