Электричество и Жизнь, № 6, 1911 год. Коммутатор для перемены направления вращения якоря электро-моторов.

"Электричество и Жизнь", №6, июнь, 1911 год, стр. 183-186

Коммутаторъ для перемѣны направленiя вращенiя якоря электро-моторовъ.

Схема устройства и дѣйствiя видны изъ чертежей (рис. 2, 3, 4), сдѣланныхъ въ 1/2 натуральн. величины. Самое же устройство таково. На той же доскѣ, на которой монтированъ двигатель, или отдѣльно на пластинкѣ эбонита или красной фибры 1/4 × 4 × 5" привинчиваются въ порядкѣ, указанномъ на чертежѣ, четыре сектора изъ мѣди (А, В, С, D) или латуни, толщиною въ 1/8", каждый секторъ двумя мѣдными винтиками съ плоской головкой (R). Отверстiя для винтовъ должны быть сверху расшорошены настолько, чтобы головки винтовъ были наравнѣ съ верхней плоскостью секторовъ. Послѣдняя должна быть тщательно опилена и вычищена шкуркой № 000.

Рис. 2.

Размѣры, фигура и расположенiе частей, какъ на чертежѣ или пропорционально измѣнены. Сектора соединяются между собою попарно: два крайнихъ и два среднихъ, а пары, безразлично, соединяются съ началомъ или концомъ обмотки электро-магнитовъ мотора. Для соединенiя съ проволоками въ каждомъ секторѣ просверлена дырочка (о), куда вставляется конецъ проволоки и запаивается третникомъ. Мѣсто спая можно покрыть для красоты соотвѣтственнымъ лакомъ. Самая пара пластинокъ, мѣняющихъ направленiе питающаго цѣпь тока, дѣлается изъ мѣди же, или латуни, тоже въ 1/83/16" толщиною и шириною около 1/2". (E—F) Ихъ нижнiя плоскости въ концахъ, которыми онѣ соприкасаются съ секторами, должны быть тщательно опилены, чтобы было больше точекъ соприкосновенiя (рис. 4 — SF). Въ противоположныхъ концахъ просверливаются дырочки въ 3/16" для прохода зажимныхъ болтовъ. Сами пластинки изгибаются по дугѣ весьма большой окружности (рис. 4). Подъ нихъ подкладываются въ мѣстахъ закрѣпленiя круглыя шайбы такой же толщины, какъ и сектора (А). Сверху пластинокъ, опять-же, накладываются шайбы (В), которыми онѣ и прижимаются къ секторамъ (рис. 5).

Рис. 3. Рис. 4.

Самое нажатiе производится слѣдующимъ приспособленiемъ: латунный стерженекъ, длиною 1,5 дюйма и толщиною 3/16", нарѣзывается по концамъ мелкою рѣзьбою. На нижнiй его конецъ навинчивается туго гайка и конецъ слегка расклепывается, чтобы гайка не свинтилась. На него надевается тоненькая, круглая шайба изъ жести, или латуни. На мѣстахъ основной доски, гдѣ предполагается укрѣпить концы поворотныхъ пластинъ, высверливаются дыры двойного дiаметра, — какъ на чертеже 4, сквозь нихъ пропускается болтикъ. Широкая дыра должна быть такой глубины, чтобы нижняя гайка не выступала вовсе. Сверху надѣвается первая шайба А. Затѣмъ надѣвается поворотная пластинка, на нее накладывается 2-я шайба В, накладывается кусокъ тугой стальной пружины, сверху надѣвается мѣдный колпачекъ С—С. Наконецъ на стерженекъ навинчивается гайка D, накладывается конецъ проволоки отъ источника тока и все зажимается контргайкой Е. Понятно, что гайка D должна сильно нажимать на колпачекъ С—С; этимъ, и нѣкоторою кривизной поворотной пластинки достигается вполнѣ надежный контактъ. Чтобы поворотныя пластинки, скользя по секторамъ, не зацѣплялись за края, послѣднiе и на пластинкахъ и на секторахъ слѣдуетъ закруглить. Затѣмъ, для ограниченiя движенiя пластинокъ вправо и влѣво слѣдуетъ у крайнихъ секторовъ вбить по ограничивающему штифтику NN (рис. 1*).

Рис. 5.

Сдѣлать все это приспособленiе можетъ всякiй любитель, хотя немного знакомый со слесарнымъ дѣломъ; — стоимость его не превысить 50—60 коп., считая даже, что всѣ необходимые матерiалы придется купить для этого раза. На колпачки очень удобно можно использовать отрѣзки солдатскаго патрона, пружину же согнуть изъ стальной проволоки. Болтики можно купить готовые, желѣзные съ шайбами и гайками. Стоимость ихъ 6 коп. пара. Тщательно сдѣланный приборъ и по дѣйствiю и по виду нисколько не уступитъ покупному, а по простотѣ устройства едва ли уступитъ коммутатору г. Попова, описанному въ № 12 журн. "Эл. и Ж." за 1910 г. Удобство его то, что имъ можно не только перемѣнить направленiе тока въ электромагнитахъ мотора, но и вовсе выключить ихъ изъ цѣпи (рис. 1*). Можно пользоваться имъ очень хорошо и при катушкахъ Румкорфа для той же цѣли. Мною подобный приборъ былъ построенъ въ 1908 году и за это время имѣлъ множество примѣненiй.

Шт.-кап. М. Я. Владимiровъ.


*) Так в тексте. Ограничивающие штифты NN и положение, при котором мотор выключен из цепи приведены на рис. 2. (примечание составителя).