Электричество и Жизнь, № 6, 1911 год. НОВОСТИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ.

"Электричество и Жизнь", №6, июнь, 1911 год, стр. 195-198

НОВОСТИ ВЪ ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ.

Новый родъ внутренняго освѣщенiя товарныхъ вагоновъ во время ихъ погрузки.

Въ январьскомъ № журнала "ElektrotechnischeZeitshrift" помѣщено довольно интересное описанiе новаго рода освѣщенiя внутренней части товарныхъ вагоновъ во время нагрузки и разгрузки. Обыкновенно, какъ у насъ, такъ и заграницей, въ этихъ случаяхъ преимущественно пользовались обыкновенными фонарями. Понятно, что такой родъ освѣщенiя даетъ мало свѣта но и, кромѣ того, представляетъ нѣкоторую опасность. Взамѣнъ его на одномъ изъ большихъ вокзаловъ города Берлина въ настоящее время для этой же цѣли начали примѣнять электрическое освѣщенiе. Всѣ необходимые для сего приспособленiя и приборы сконструированы фирмою "Allgemeine Elektricitäts Geselschaft." Состоятъ они главнымъ образомъ изъ особаго токоотбирателя, ручной лампы, штепсельной розетки и кабеля.

Токоотбиратель состоитъ въ главномъ изъ двухъ, соотвѣтственнымъ образомъ изогнутыхъ дужекъ-контактовъ и бамбуковой штанги.

Обѣ дужки заключены въ Т-образный башмакъ, помощью котораго онѣ и укрѣпляются на штангѣ посредствомъ проводовъ, проходящихъ внутри штанги, сообщаются съ особой штепсельной розеткой, расположенной на противоположномъ концѣ этой штанги-токоотбирателя.

Токопроводящiе провода укрѣплены такимъ образомъ, что штанга располагается вблизи самаго вагона. Провода эти подвѣшены на изоляторахъ, укрѣпленныхъ къ крышѣ товарнаго вокзала (къ балкамъ).

Чтобы получить наиболѣее хорошее освѣщенiе внутри вагона, изготовленъ спецiальный типъ ручныхъ лампъ. Изолированная ручка расположена подъ прямымъ угломъ къ лампочкѣ накаливанiя и колпаку ея и снабжена оцинкованнымъ крючкомъ для подвѣшиванiя. По формѣ своей ручная лампа напоминаетъ револьверъ и крѣпко смонтирована, дабы не подвергаться быстрой порчѣ отъ не совсѣмъ бережнаго обращенiя грузовщиковъ—рабочихъ. Особымъ двухжилымъ, бронированнымъ тонкою металическою лентою (Greentield—Kabel) кабелемъ лампа сообщается со штепсельною вилкою, а помощью послѣдней уже съ вышеупомянутой штепсельной розеткою на штангѣ.

Для товарныхъ вокзаловъ, лишенныхъ крытыхъ помѣщенiй, подводка тока происходить нѣсколько иначе.

Вмѣсто бамбуковыхъ токоотбирателей здѣсь примѣняются особыя штепсельныя контактныя розетки. У наружнаго ранта грузовой платформы дѣлается небольшой прорѣзъ; въ прорѣзѣ этомъ помѣщаютъ штепсельную контактную розетку и надъ нею на завѣсикахъ укрѣпляютъ небольшую металлическую крышку. Вся штепсельная розетка помѣщается въ особой водонепроницаемой коробкѣ и устроена подвижно. Наприм., если внезапно дернуть за ламповый кабель, то розетка нѣсколько подается впередъ по этому направленiю, а не срывается со своего мѣста. Обращенiе съ подобной контактной розеткой слѣдующее: рабочiй, желая зажечь свою лампу, помощью штепселя, помѣщеннаго на концѣ кабеля (кабель и лампа такiе же, какъ и въ описанномъ случаѣ со штангой-токоотбирателемъ), открываетъ металлическую крышку-щитъ и втыкаетъ штепсель въ штепсельную розетку.

При гашенiи лампы штепсель выдергивается и крышечка сама собой прикрываетъ штепсельную розетку.

Розетки расположены такимъ образомъ, что на каждые два вагона ихъ приходится три штуки.

Можно вполнѣ надѣяться, что, благодаря своей простотѣ и несложности въ обращенiи, такой родъ освѣщенiя товарныхъ вагоновъ въ скорости получитъ примѣненiе на всехъ большихъ товарныхъ вокзалахъ.

С. М. Полонскiй.

Электромагнитныя планшайбы.

Въ настоящее время для обработки плоскихъ металлическихъ объектовъ, какъ-то: подкладочныхъ шайбъ, линеекъ, смазывающихъ колецъ, клиньевъ и т. п. мелкихъ частей, укрѣплять которыя на различнаго рода станкахъ (фрезерныхъ, строгальныхъ, токарныхъ) было до сихъ поръ довольно трудно, теперь начали применять электромагнитныя планшайбы. Форма послѣднихъ очень разнообразна и главнымъ образомъ зависитъ отъ рода обработки даннаго предмета.

Такого рода электромагниты, сконструированные фирмою "Magnet-Werk G.m.b.H. Eisenbach", построены по принципу колокольныхъ магнитовъ. Электромагнитныя катушки помѣщаются въ нижней части приспособленiя. Онѣ послѣ своей установки на мѣсто покрываются особой антигигроскопической массой, которая не позволяетъ проникать внутрь ихъ влагѣ. На поверхности магнитной плиты, благодаря особымъ образомъ расположеннымъ магнитнымъ полюсамъ башмаковъ, достигается сильное и равномѣрное магнитное поле. Обрабатываемое металлическое тѣло помѣщаютъ такимъ образомъ, чтобы оно единовременно покрывало два разнородныхъ магнитныхъ полюса, благодаря чему и достигается большая сила магнитнаго влiянiя послѣднихъ. Расположенiе полюсовъ таково, что даже мелкiе предметы укладываются на нихъ самымъ подходящимъ образомъ.

Для обслуживанiя подобныхъ электромагнитныхъ плитъ применяется постоянный токъ въ 110—500 вольтъ напряженiя. Расходъ энергiи для плитъ размѣрами 140 × 260 до 1600 × 450 mm рабочей поверхности составляетъ, смотря по величинѣ, отъ 30 до 300 ваттъ. Въ то время, какъ при неподвижныхъ плитахъ токъ подводится обыкновеннымъ образомъ помощью двухжильнаго шнура и штепселя, для вращающихся — примѣняются особыя контактныя кольца и щетки.

Чтобы удалить изъ обрабатываемая предмета остаточный магнитизмъ, примѣняются особые размагничивающiе аппараты.

С. П.