Электричество и Жизнь, № 8, 1911 год. СМЕСЬ.

"Электричество и Жизнь", №8, август, 1911 год, стр. 267-268

СМѢСЬ.


Электротехника въ желѣзнодорожныхъ училищахъ. Съ начала 1911/12 уч. г. въ техническихъ желѣзнодорожныхъ училищахъ вводится преподаванiе электротехники; такое расширенiе программы училищъ даннаго типа весьма цѣлесообразно, такъ какъ безъ знакомства съ законами эл—го тока ни одинъ техникъ въ настоящее время обойтись не можеть*).

Ростъ электротехнической промышленности въ Германiи. О быстромъ ростѣ электротехнической промышленности въ Германiи, можно судить по даннымъ журнала "Zeitschr. d. Ver. Deutsche Ingen." Въ немъ указано, что въ 1895 году въ Германiи было занято въ этой отрасли промышленности 26,000 рабочихъ, а къ концу перваго десятилѣтiя текущаго вѣка число рабочихъ достигло уже 125,000 человѣкъ.

Перлы невѣжества. Съ какимъ легкимъ научнымъ богажемъ дерзаютъ выступать нынѣ авторы и переводчики, можеть судить каждый, знакомый съ начатками химiи, по тѣмъ примѣрамъ грубаго невежества въ этой области, которые такъ часты на страницахъ журналовъ и даже книгъ. Такъ въ мартовскомъ № одного петербургскаго "литературно-научнаго" (?!) журнала авторъ развязно и многократно толкуетъ о "никкелевой окиси водорода (!?)", хотя самъ же въ скобхахъ поясняетъ, что рѣчь идетъ о nikel-hidroxide, т. е. о гидратѣ окиси никкеля. Въ одной новой книгѣ, переведенной инженеромъ (?!), читатель къ своему ужасу наталкивается на "селитряную кислоту" и на "нитратъ поташа". Вотъ гдѣ было бы умѣстно установленiе цензуры и суровыя кары за нарушенiе заповѣди: "не пиши, о чемъ не знаешь". Подобно химiи не везетъ и электричеству. Въ "Синемъ Журналѣ", напр., нѣкто храбро увѣряетъ, что во время пожара бываютъ случаи пораженiя пожарныхъ "индуктивнымъ токомъ, развивающимся при высокой температурѣ (?!)".

Неужели въ этихъ редакцiяхъ нѣтъ ни одного субъекта, кончившаго хотя бы 5 кл. реальнаго училища?

Безпроволочный телеграфъ черезъ Тихiй океанъ. Недавно удалось установить безпроволочное телеграфное сообщенiе между Санъ-Франциско и японскимъ портомъ Чози-Шинза, на разстоянiи свыше 10,000 километровъ.

При этомъ въ качествѣ промежуточныхъ станцiй пользуются однимъ изъ двухъ (второй на случай внезапной порчи) пароходовъ. Наибольшее разстоянiе, на которомъ ведутся непосредственные переговоры безъ подстанцiй, достигаетъ 6,000 километровъ.


*) Въ одномъ изъ ближайшихъ №№ журнала мы помѣстимъ статью одного изъ нашихъ сотрудниковъ, выясняющую тѣ условiя, при которыхъ придется вести дѣло преподавателямъ этого предмета въ желѣзнодорожныхъ училищахъ. Ред. (стр. 267)