ИСТОРИК МАРКСИСТ, №2, 1926 год. Преподавание истории в индустриально-технических вузах

"Историк Марксист", №2, 1926 год, стр. 235-237

В О-ВЕ ИСТОРИКОВ-МАРКСИСТОВ
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ


Л. П. Мамет

Преподавание истории в индустриально-технических вузах

В общественный минимум вузов входят два исторических курса: на I курсе — «История классовой борьбы в России и на Западе (XIX и XX в. в.) с вводной частью о материалистическом понимании истории» и на II курсе — «История ВКП и основы ленинизма в связи с историей революционного рабочего движения в России».

ГИЗ‘ом издан «Сборник программ по общественному минимуму в Вузах», в котором приводятся программы и по интересующим нас курсам. Этот сборник рекомендован ГУС‘ом лишь «в качестве справочного пособия», а примечание к программе по истории ВКП считает эту программу «ориентировочной». Так как вузы приняли этот сборник за основу и по нему работают, мы будем из него исходить.

Первый крупный недостаток, который бросается в глаза, это то, что программы для вузов ничем или почти ничем не отличаются от соответствующих программ для рабфаков — тот же охват материала, тот же об‘ем и те же проблемы, подлежащие изучению. Основная литература для слушателей в той и другой программе рекомендуется одинаковая.

Чем вызвано это дублирование?

Если сравнить внимательно программы для вузов (и для рабфаков) с соответствующими программами для совпартшкол (см. «Программы для Совпартшкол II ст. по истории ВКП», издание Госиздата, и по истории классовой борьбы, изд. «Долой неграмотность»), то станет ясно, что они (программы для вузов) являются более или менее приближающейся копией совпартшкольских программ.

Бедой наших программ является то, что авторы их поступили по весьма распространенному в настоящее время рецепту — программы для совпартшкол «взяты за основу».

При этом не учтено, что целые задачи, удельный вес и роль истории ла индустриально-техническом вузе совершенно иные, чем в совпартшколах.

Первым следствием из этого является несоответствие программ тому времени, которое отведено для истории учебными планами. Так, программа по истории классовой борьбы в совпартшколах рассчитана не менее чем на 280 учебных часов, на вузе мы имеем... 66 часов; на историю ВКП в совпартшколах отводится 300 часов, на вузе — 54 часа.

В результате, либо материал, данный программой, полностью не прорабатывается, либо прорабатывается так поверхностно, что, пожалуй, лучше было бы совсем его не ставить.

Вторым следствием этого неправильного построения программ является ненужная и излишняя загрузка пролетарского студента.

Программы вуза повторяют программы рабфаков. По моим самым скромным подсчетам рабочий за 7 лет учебы (3 года на рабфаке и 4 года на вузе) не менее 5 раз изучает историю партии:

На 1-м году обучения на рабфаке — в курсе политграмоты в отделе «Рабочее движение, социализм и революция в России» (см. «Программы для рабочих факультетов», книга I, 1924 г. стр. 12—14).

После этого студент получает передышку на год и на 3-м году рабфаковской учебы в курсе истории классовой борьбы снова изучает историю партии (см. «Программы для рабфаков», книга I, стр. 40—50).

По окончании рабфака студент переходит в вуз, где на втором курсе он опять вынужден взяться за историю партии. Помимо этого за 7 лет учебы студент-рабочий minimum раза 2 будет изучать историю партии в кружках сомообразования и партпросвещения.

И — что особенно нецелесообразно — это изучение идет все время по одним и тем же книгам, чуть ли не по одним и тем же страницам, с одним и тем же содержанием и охватом материала и все тем же сверхпожарным порядком (2—3 часа в неделю).

Пролетарского студента, и без того еле-еле дышащего от нагрузки, мы заставляем изучать по нескольку раз одно и то же, и притом изучать поверхностно. В результате у нашего студенчества вырабатываются удивительная историческая неграмотность, полнейшее отсутствие исторической перспективы и совершенное незнакомство даже с минимумом исторических фактов.

Мне пришлось присутствовать на докладе студента-активиста о революции 1905 г. Доклад был инструктивным для комсомольцев.

Докладчик развивал такую мысль: «До 1905 года нашей партии приходилось вести борьбу с экономизмом в лице группы «Освобождение Труда». Эту борьбу проводил Северный союз борьбы за освобождение рабочего народа».

Когда я выразил сомнения насчет экономизма группы «Освобождение Труда», товарищ меня успокоил тем, что во время войны Плеханов был изменником, а экономисты тоже были изменники. Значит, это одна компания.

Несколько слов о методах работы. Общественный минимум, при всей его важности, не является основным предметом в таких Вузах как МВТУ, МИИТ, Горная Академия и т. п. Думать о лабораторном изучении истории, как это имеет место в комвузах или совпартшколах, конечно, не приходится. Самыми распространенными методами являются поэтому лекции и семинарские занятия, и чаще всего — комбинация того и другого.

История в индустриально-технических вузах, как и весь общественный минимум, нуждается в реформе.

В первую очередь следует установить тот минимум исторических знаний, с которыми студент приходит в вуз тот минимум знаний, который он получает на рабфаке. Студент в стены вуза должен притти с определенным запасом исторических сведений, фактов, с определенной исторической перспективой. Эти знания должны даваться средней школой. На этой базе можно уже в вузе «ввести в понимание русской революции и современной классовой борьбы в капиталистических странах, а с другой, — научить владеть методом исторического материализма и усвоить ленинское понимание революции» (из об‘яснительной записки к программе по истории классовой борьбы для вузов).

Главное, программы для вузов должны быть составлены с установкой на те целевые задачи и на ту роль, которые принадлежат истории в индустриально-техническом вузе.

Уже после того, как настоящая статья была написана, вышло из печати официальное издание Главпрофобра — «Справочник для поступающих в высшие учебные заведения. Прием 1926 года».

К поступающим в индустр.-технич. вузы пред'являются требования по обществоведению по следующим разделам: 1. Основы советской конституции. 2. Экономическая политика сов. правительства, 3. Политэкономия.

По истории никаких требований не пред'является. Таким образом официально узаконено положение, что для поступления в вуз исторических знаний не нужно, и на долю вуза выпадает обучение тем элементарным сведениям, которые должна давать средняя школа. А рабфаковцы и впредь обречены «на повторение».

Необходимость пересмотра вопроса о преподавании истории становится более выпуклой.