Железнодорожник, №1, 1929 год. ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН КЛУБНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

"Железнодорожник", №1, январь 1929 год, стр. 6-7

ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН КЛУБНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Рост культурных запросов рабочих масс и потребности социалистического хозяйства ставят перед профсоюзом железнодорожников вопрос о плановости в клубном строительстве, рассчитанном на годы, с тем, чтобы все крупные рабочие пункты были охвачены культурным обслуживанием.

За последние годы (1925/26—1926/27) мы в клубном строительстве шагнули далеко вперед. За 1925/26 и 1926/27 г.г. выстроено 70 клубов, и в 1928 году в строительстве находились 33 клуба. Всех средств только за два года вложено 13 миллионов рублей.

Как-будто, в отношении количественного роста дело идет не плохо, стоит ли говорить о каком-то плане?

Не повредит ли план, не свяжет ли местную инициативу?

Стоит ли вообще культурно-строительному размаху ставить плановые, организационные преграды?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо иметь ясность в вопросах финансирования этого строительства в прошлом: источники, порядок получения, ну, а затем порядок расходования.

Всегда ли мы строим клубное здание, отвечающее тем задачам, которые ставятся перед клубом, как основным центром культработы профсоюзов.

Из 13 милл. рублей (1926/27 г.) только 15% средств были отпущены Центральным Комитетом (фонда быта не существовало). 3начит главные источники — местные средства: локальные договора, соглашения сторон насчет будущих прибылей по остаткам смет, за счет «будущих благ» (протокольные кредиты).

Клубный фонд раньше составлял 1%, а теперь ½% всего культфонда; экономия на культурно-массовой работе, месткомовские остатки дают кое-где некоторые средства, в некоторых узлах помогли местные советские и другие организации.

При такой системе получения средств говорить о плане, системе было трудновато, да и почти невозможно.

Всякая лишняя тысяча рублей, появлявшаяся в месткоме, учке, уже вызывало инициативу к строительству, а в некоторых узлах прямо без денег начинали, об'ектами, толкавшими к строительству, были старая баня, депо, казарма, церковь, — разбирай, разворачивай и начинай.

Кое-где и этих об'ектов не было, тогда, торжественно привозился громадный камень, зачитывались приветствия и кончено: есть клуб, будет клуб, подтверждением этому — камень и ограда вокруг него.

Порядок расходования средств на строительство при таких условиях, когда не знаем сколько средств, когда получим, кто даст, также не мог не отразиться на качества клубного строительства. Мы уже не говорим о типе построек, конструкциях внутри клуба, о сметах, ибо в большинстве это была местная инициатива ИТС-овцев или архитекторов службы пути и, конечно, без достаточного критического анализа к строительству прошлого. Мы имеем большие недостатки в строительстве, а, кое-где даже преступную небрежность (клубы с трещинами, с провалами и т. д.).

Не было никаких оформленных договоров, при постройке были случаи, когда не знали, кто же отвечает за строительство.

Все ли так плохо? Нет, конечно, есть и много достижений, мы имеем клубы-гиганты и не плохо работающие, хотя и не развернувшие всех возможностей, которые они имеют.

При отпуске средств на клубное строительство в феврале месяце 1927 года президиум ЦК железнодорожников впервые обратил внимание на обеспечение средствами клубного строительства, на необходимость окончания уже начатых построек и рекомендовал не начинать строительства ряду дорог: Закавказской, Северной, Ташкентской, Сев.-Западной, Забайкальской и т. д. Новые постройки же начинать только в одном пункте. К сожалению, ряд указанных тогда дорог этой рекомендации не использовали и продолжали строить, не считаясь с наличием средств, имевшихся у них. а только необходимостью иметь в том или ином пункте клуб.

А так как нужда в клубах огромная, то посему, как мы уже указали выше, стремление строить во что бы то ни стало брало верх над всякими расчетами.

Нашлись такие дороги, которые развернули строительство в 4—5 пунктах.

IX с'езд железнодорожников, учитывая ошибки в клубном строительстве и перспективу получения средств, крепче сказал о необходимости регулирования строительства, согласования проектов строительства и т. д. Кроме того, президиум ЦК разработал через специальный конкурс проекты типовых построек для клубов. Это значительно облегчает строительство, но, к сожалению, местные работники настолько увлечены своей инициативой, что другой раз и худший, но свой проект, раза два забракованный в технической консультации, все же идет в ход.

На ряду с регулированием клубного строительства, культотдел ЦК повел подготовку по выработке пятилетки клубного строительства с тем, чтобы устранить все те недостатки, которые имеет бесплановое строительство, а главное предупредить тот прорыв, который наметился на ряде дорог, в связи с ликвидацией локальных договоров, установлением бюджетной дисциплины, усилением средств на обслуживание культучреждений и т. д.

Первая пятилетка — заявка дорог на клубное строительство, после ряда уточнений, выразилась в 49.000.000 рублей.

Некоторые дороги ухитрились включить в пятилетку (1928/32 гг.) до 15 пунктов (Пермская), а большинство — 7—8 пунктов.

При чем, как правило, дороги или не показывали сколько может быть затрачено своих средств, или показали 10%—15% обеспеченности строительства. Конечно, такой план не выдерживает никакой критики и доложен быть переработан.

Дорпрофсожи его переработали в третий раз, уточнили и все же сделали его далеко не реальным.

При составлении пятилетки забыли главное и основное — местные средства значительно преуменьшались. По нашим ориентировочным данным они для всех дорог в год колеблются от 2.400.000 до 2.600.000. Локдоговоров нет, хозяйственники в кредитах отказывают (Омский УЦД ухитряется забрать даже за прошлые кредиты, правление Пермской требует по какой-то записи уплаты за кредиты и т. д.). Плохо помогают и местные организации, остается только клубный фонд из культфонда, да отдельные небольшие поступления — вот и все.

Отчисления на клубное строительство по фонду улучшения быта далеко не покрывают той необходимости, которая в самых минимальных размерах нами намечается на пятилетку. Из каких же источников может слагаться клубный строительный фонд, который был бы ближе к истине, не вводя в заблуждение тех, кто горит желанием строительства. На год 1.800.000, самое максимальное отчисление, которое может дать фонд быта, 500.000—600.000 из фонда ЦК ж.-д., который уменьшился, вследствие снижения отчислений от дорпрофсожей, и ориентировочно и осторожно мы считаем, что дороги изыщут вместе со своим строительным фондом — 2.600.000 рублей.

При чем для ряда дорог (Западная, Мурманская, окраинные дороги) эти местные средства будут очень ограничены.

Сумма всех этих слагаемых дает нам 5.000.000 р. на год и на пятилетку 25.000.000 рублей. Это очень далеко от 49.000.000 рублей, которые дороги запрашивают.

Ноябрьское всесоюзное культсовещание всех зав. культотделов согласилось с нами, что заявки велики и даже сумма 32.000.000 р., фигурировавшая на совещании, по нашему мнению, оказалась нереальной. 25.000.000 рублей ближе к действительности, и эта сумма может быть принята за основу в пятилетке, ибо анализ этой цифры дает больший % обеспечения строительства, а главное прекращает строительство без средств, как попало.

При наметке в 5.000.000 руб. мы имеем как-будто по 192.000 (кругло) на дорогу, и на Центральный Комитет падает 92.000 рублей.

Тот факт, что в 1926 году Центральный Комитет давал 15%, а теперь 50%, это также говорит за план. Раньше искали и находили средства, и без денег в кредит строили за счет местных средств, 15% средств, даваемых тогда ЦК, решающей роли в строительстве не играли. Но теперь 50% средств дает ЦК, который никакими урывками заниматься не может, никто наавось в кредит не дает, и строительство зависит от средств, которые будут отпущены централизованным путем.

Мы уже говорили, что ряд дорог никак не могут собрать 100.000 руб. своих местных средств, значит, возможно изменение отпуска средств от ЦК в сторону значительного уменьшения от ориентировочной цифры в 92.000 рублей, при усилении отпуска средств на окончание построек на слабых в денежном отношении дорогах.

А заявки годовые на один клуб среднего масштаба с толково составленной сметой (что в жизни редко бывает) составляют 200.000—250.000 р.

Харьковский небоскреб (6 этажей) только от ЦК просит 300.000 рублей в год, Кизил-Арватский клуб строится годами и, говорят, похож на средне-вековое укрепление по толщине стен, с больничными окнами; далее Гомельский клуб, Вологодский со сметой, растущей на сотни тысяч ежегодно, и не видно конца, когда перестанет расти и т. д. А нам нужен средний клуб стоимостью в 500.000—750.000 руб., строить 2—3 года максимум.

КЛУБ КОР. Рабкоры «Гудка», «Труда» и др. на вечере-встрече в клубе КОР.

Мы еще имеем ряд дорог, которые в пятилетку будут исправлять прошлые грехи. М.-Киево-Воронежская не построила до конца ни одного клуба, все в постройке (3), и сдала Киевский клуб Юго-Зап. дор. с долгом в 68.000 рублей.

Плоховато и с Люблинским клубом Курской ж. д. Практика личной добродетели некоторых из НКПС, как правило, должна быть подкреплена резолюцией об отпуске средств. Случаи неясных обещаний и даже резолюций в самом разгаре срывают работу строительства, и в результате получается недостроенный клуб с одним почетным названием. Кое-кто из НКПС пытается даже урезать средства на клубное строительство, вместо того, чтобы прибавить.

Могут спросить, а сколько же можно строить клубов на сети в год? Нам кажется, не больше 15—18. Каждый год 5—10 дорог должны отдыхать, заканчивать прежнее, поднакапливать средства, как раз пятилетка это имеет в виду.

Как видно, перспективы не очень важны, ибо если по фонду быта (культурная часть) за эту пятилетку и будет рост, то он главным образом пойдет на содержание уже тех учреждений, которые выстроены и существуют.

Надо ли нам делать вывод — строй небольшие клубики в 100.000—200.000 рублей? В зависимости от местности и кое-где можно и надо строить и за 200.000 рублей, а в крупных узлах и за 500.000—800.000 рублей.

Надо лучше, крепче обмозговать прежде, чем строить, спросить и обсудить на рабочих собраниях, не увлекаться небоскребами, архитектурными колоннадами и причудами.

Нельзя строить клуб, не учитывая и недостаток строительных материалов, индекса цен.

Техническое руководство надо поставить на должную высоту, а главное — тысячу раз, прежде чем начать постройку, обдумать, подвергнуть техническому анализу проект.

В пятилетке и наметках могут быть и ошибки, но надо союзным организациям побольше внимания проявить к этим вопросам. Пленум ЦК должен внести коррективы и указать те источники, которые бы смогли увеличить наши возможности, а также указать те пункты, где действительно нужда велика и требуется строительство в первую очередь.

И. Чирков.