Железнодорожник, №1, 1929 год. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА В КЛУБАХ.

"Железнодорожник", №1, январь 1929 год, стр. 8

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА В КЛУБАХ.

VIII с'езд профсоюзов в своей резолюции особо обратил внимание на необходимость улучшения, повышения качества художественной работы, борьбы с халтурой, безыдейностью, обывательщиной в художественных постановках.

Уж если где-нибудь у нас есть слабость, ошибки и невнимательность, то в художественной работе клуба их значительно больше, чем в других отраслях культработы. Верно, есть и достижения, особенно мы далеко ушли от 21/22 года, когда клубная халтура заслоняла всю работу клуба.

Мы совершенно не уделяем внимания художественной работе, и подчас наши кружководы не знают какую роль искусство выполняет в период обостренной классовой борьбы против сил, влияния, традиций и привычек старого общества. Когда нужна постановка, то становится что попало, лишь бы это не было что-либо ярко-мещанское, слезливое или прямо враждебное.

Интерес рабочих масс к художественной работе растет. Мы имеем по всем клубам примерно до 2.000 художественных кружков. Значительные средства расходуются в некоторых клубах и на кружководов, музыкальные инструменты и т. д. Надо обратить внимание на состав руководителей художественных кружков, особенно на их умение организовать работу кружка так, чтобы чувствовался рост работы кружка, выявлялось бы самостоятельное творчество талантливых рабочих, особенно из молодежи, надо решительно устранить болезни профессионализма, антагонизма в отношении первенства ролей и т. д.

Некотрые работники союза на местах взяли совершенно неправильный курс на игнорирование художественной работы своих кружков: отказывают им в помощи, необходимой для постановок, подготовки и т. д., и вместо этого заключили соглашения с театрами (коллективами рабис), расходуя на это тысячи рублей из культфондов. Как бы плох ни был кружок хоровой, музыкальный, драматический, но надо иметь в виду, что это актив клуба, который при внимательном отношении к нему со стороны правления клуба, союзных организаций, при умелой консультации и хорошем кружководе может систематически удовлетворять нужды рабочих данного района. Надо поощрять инициативу кружков, и повышая их качество добиться, чтобы кружковцы могли серьезнее готовиться к выступлениям. Нельзя ставить, например, «Рельсы гудят» с двух раз, на-авось, может, сойдет. В клубной библиотеке надо иметь достаточное количество пьес, нот и других пособий для развития художественной работы. При закупке необходимо предварительно обсудить в кружках вопрос о потребности клуба в той или иной литературе или пособиях. Как правило, журнал «Клубная сцена» ВЦСПС должен быть не только в библиотеке, но и приобретен для кружков.

VIII с'езд особо обращает внимание на извращения в художественной работе: требования обязательной оплаты, угощений и т. д., одновременно отмечается участие в церковных хорах и т. д.

В наших железнодорожных клубах этот грех имеется. Не знаем участвуют ли наши хоры в церквах, но требования платы за игру со стороны кружковцев, зачастую обученных клубом, явление очень частое, и с этим надо покончить. Кружковая работа — это бесплатная, инициативная самодеятельность, и тот, кто пытается в нее вносить другие методы, должен или уйти, или отказаться от них. Высказываясь за развитие кружков, мы совершенно не против, а наоборот, за привлечение в клуб выдержанных театральных коллективов, целых театров, периодически передвигающихся на рабочую сцену, мы также за практику покупки театральных абонементов для рабочих и служащих по пониженным ценам, но надо категорически отказаться от выдачи субсидий в ущерб другим культурным задачам.

Надо создавать, особенно в окраинных центрах, при органах просвещения (Наркомпроса) передвижные квалифицированные музыкальные, хоровые и драматические коллективы. И многое должен сделать в этом направлении Наркомпрос для таких центров, как Москва, Харьков, Ленинград, Свердловск. Слабо мы используем летние гастроли центральных театров, в большинстве они недоступны нашим рабочим железнодорожным узлам по своим высоким ценам. Было бы очень хорошо, если бы товарищи на страницах печати обменялись мнениями по вопросу использования трех—четырех вагонов-клубов Центральным Комитетом для передвижки гастрольных поездок театров Москвы, Ленинграда и других. Несмотря на ряд указаний о работе кино в отдельных клубах, использование кино для бюджета клуба идет слишком в ущерб клубу, как центру культработы профсоюзов. Значительная часть времени в клубе занята только кино, порой с идеологически невыдержанной картиной и с высокой платой. Надо усилить практику продажи и распределения билетов через культкомиссии и периодически созывать совещания их на предмет обсуждения плана художественной работы.

Каждый клуб, все культотделы должны особенно внимательно подойти к художественной работе, ибо на идеологическом фронте другой раз мы не видим врага, нам кажется, что у нас в клубной работе при относительной чистоте все гладко и ясно. Тогда как клубы иной раз и сами не замечают, как культивируют худшие традиции прошлого. Побольше самокритики клубного актива.

Н. Волской