Железнодорожник, №1, 1929 год. СССР.

"Железнодорожник", №1, январь 1929 год, стр. 25-27

СССР И ВНЕШНИЙ РЫНОК.

(ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ).

Задачи усиленного роста всех отраслей нашего народного хозяйства, поставленные для разрешения в пределах ближайших пяти лет (1928/29—1932/33 гг.), выдвигают на первый план вопросы внешней торговли и заботу о возможно большем использовании тех выгод, которые мы можем получить для себя на международных рынках.

Особенно ответственной при этом является задача правильного построения нашей вывозной торговли, — и не потому только, что успехами вывоза определяются, в конце концов, и размеры ввоза, а, следовательно, получения всей той массы оборудования, которая необходима большому числу вновь строящихся заводов и которую полностью еще не могут дать наши машиностроительные заводы. Построение вывозного плана имеет огромное значение еще и потому, что, вывозя свое сырье, мы в то же время должны зорко следить за потребностью в этом же сырье и своих внутренних предприятий.

Ведя свое хозяйство, в отличие от капиталистических стран, на основе заранее и по всем его отраслям разработанного плана, мы должны, конечно, и для внешней торговли разработать такой же перспективный — на ряд ближайших лет — план ее построения и развития как в части вывоза, так и в части ввоза.

С общей наметкой такого пятилетнего плана внешней торговли СССР и ознакомит читателей помещаемый ниже очерк.

* * *

Общие размеры нашего вывоза намечается довести к концу пятилетия (1932/33 г.) до 1 миллиарда 825 миллионов рублей по отправному или минимальному плану и до 2 млрд. 68 млн. рублей по плану максимальному, который может быть выполнен в том случае, если полностью оправдаются наши надежды, выраженные в максимальных планах и всех других хозяйственных отраслей.

Общие размеры ввоза предполагается ограничить, к концу пятилетия, суммой в 1 млрд. 458 млн. рублей.

Таким образом, при осуществлении даже минимального плана стоимость вывозимых товаров будет выше стоимости тех товаров, которые мы намерены получить для себя путем ввоза: по минимальному плану, разница (сальдо) в нашу пользу составит около 375 млн. рублей, по максимальному — около 600 млн. рублей. Иными словами, строение нашей внешней торговли предположено, за пятилетие, сделать таким, при котором наша страна имела бы постоянное, значительное и все наростающее накопление валюты и при котором внешняя торговля играла бы все большую роль в доходной части бюджета СССР. Уже в этом одном задании сказывается заметное изменение самого существа нашей внешней торговли по сравнению как с довоенным временем, так и с нынешним ее положением.

В довоенное время мы занимали незначительное место в мировом товарообороте: на нашу долю приходилось всего лишь несколько больше 3% этого товарооборота, а за последние годы эта цифра еще более_ снизилась, составляя всего 1,2%. За прошлый год наш ввоз составил примерно 945 млн. рублей, при вывозе на 770 млн. В виду того, что в нашем ввозе преимущественную долю, около 83%, составляет производственный ввоз, т.-е. оборудование, сырье и полуфабрикаты, мы платим заграницу больше, чем выручаем по своему вывозу. За пятилетие здесь намечены коренные изменения, так, наш ввоз, как мы видим, должен будет увеличиться не более, чем в полтора раза, а вывоз — больше чем в два с половиной раза по минимальному плану и почти втрое по плану максимальному.

Интересно отметить еще одно обстоятельство. По сравнению с 1926/27 годом, наш вывоз в прошлом году остался, по стоимости, почти на одном уровне. Казалось бы, в этом нет никакого успеха и никаких данных для особенно радужных надежд на будущее? Стоит, однако, всмотреться внимательнее в состав нашего вывоза, как мнение это тотчас же изменится в противоположную сторону: действительно, в составе этого вывоза мы видим резкое сокращение вывоза хлеба, а вывоз продуктов промышленного производства увеличился, в тоже время, почти в полтора раза.

Задача возмещения хлебного вывоза вывозом других товаров остается перед нами и на ближайшие годы, пока деятельность крупнейших государственных «хлебных фабрик» — огромных совхозов, закладка которых начата с прошлого года, не позволит нам восстановить хлебный вывоз без всякого ущерба для внутреннего потребления страны. Дело в том, что, в противоположность царской России, строившей свои внешне-торговые доходы главным образом на недоедании широких народных масс, мы вывозим только излишки сел.-хоз. хлебной прдукции, открывая таким путем полную возможность естественному и необходимому росту внутреннего потребления продуктов питания. Именно поэтому у нас и поставлен вопрос о замене вывоза продуктов питания другими категориями наших товаров, как путем увеличения существующих размеров вывоза этих товаров, так и путем нахождения новых вывозных статей. Для этого в первую очередь ставится и проводится изучение внешних рынков, которые являются и могут являться потребителями наших товаров, с этим же тесно связывается приспособление качества, упаковки и сортировки вывозимых товаров с требованиями этих внешних потребителей, наконец, к этому же направлены изыскания способов повышения товарного выхода различного нашего сырья и изделий, а также вообще лучших способов сбора вывозных товаров внутри страны.

Реальны ли, т.-е. осуществимы ли, запроектированные внешне-торговой пятилеткой цифры роста нашего промышленного вывоза?

Сомневаться в этом нет пока никаких оснований. Мы видели уже возрастание промышленного вывоза в прошлом году по сравнению с предшествовавшим. В первую четверть текущего года достигнутые успехи не ослабевают, а увеличиваются: общая сумма вывоза пром. товаров за октябрь и ноябрь составила 62 млн. рублей, против 47 млн. рублей за тот же период прошлого года. При этом, особенно резкое повышение вывоза мы имеем по лесным товарам, по товарам горной промышленности, по нефти.

Предварительные данные показывают, что вывоз промышленных товаров и в декабре прошел не менее удачно, чем в предыдущие месяцы. Таким образом, план вывоза промышленых товаров, заданный на первую четверть года, будет выполнен целиком.

Какие же промышленные товары имеют наибольшее значение в развитии нашей вывозной торговли?

* * *

Минувший 1927/28 г. вошел в историю развития нашей внешней торговли новым рекордом: в течение года вывоз нефти и нефтяных продуктов во все страны, не считая Персии и Манчжурии, достиг 2 млн. 684 тыс. тонн, превысив на 34% вывоз предшествовавшего года и в три раза — вывоз довоенного 1913 г. При этом, вывоз бензина увеличился в 5 раз по сравнению с довоенным временем: впервые начал производиться вывоз асфальта, и возрастает доля керосина в общем вывозе нефтепродуктов.

На первом месте по ввозу к себе наших нефтепродуктов стояла в прошлом году Италия, за нею шла Англия, увеличивающая ввоз керосина и топочного мазута, затем идет Франция; на 40% в течение прошлого года возрос вывоз наших нефтепродуктов в Германию; на пятом месте стоит Испания, куда ввоз наших нефтепродуктов возрос в три раза.

Начиная с текущего операционного года вывоз советского угля и антрацита приобретает особенно широкое развитие. Из малозначительной статьи вывоза минеральное топливо становится в настоящее время крупной и серьезной статьей нашего промышленого вывоза. От системы случайных продаж мы перешли уже к длительным запродажам угля и антрацита крупным иностранным угольным фирмам, закрепляя таким образом за собой прочные рынки сбыта.

Минеральное топливо мы вывозим сейчас из трех районов: Донбасса, Дальнего Востока и Черемховского бассейна. Наиболее широкое значение в ближайшие годы должен получить вывоз донецкого топлива, которое вывозится на рынки Ближнего Востока (Турция, Египет), Западной Европы — (Италии, Греция, Франция) и Америки. Насколько развиваются здесь наши успехи, видно из того, что если за весь прошлый год Донуголь вывез заграницу только 107 тыс. тонн угля и 110 тыс. тонн антрацита, а всего 217 тыс. тонн, то уже за первые три месяца текущего года одни только запродажи (на год) по твердым договорам с иностранными фирмами превысят эту цифру в два-три раза.

Вторым крупным поставщиком угля заграницу является Дальуголь, который имеет чрезвычайно благоприятные условия для сбыта своей продукции на рынках Северной Манчжурии, Шанхая и Японии.

Наконец, черемховский (сибирский) уголь в этом году впервые выходит на внешний рынок, если не считать случайного вывоза в 1924 г.

Развитие добычи и вывоза марганца имеет для нас значение еще и с точки зрения усиления наших экономических связей с Соед. Штатами, где выплавка стали за последнее время достигла рекордных размеров. До войны мы поставляли мировому рынку почти половину потребного ему марганца. В последние годы мы уже было достигли трех четвертей довоенного вывоза, но в прошлом году вывоз марганца вновь значительно сократился в связи с недостаточным развертыванием работы Чиатурского месторождения бывшим концессионером Гарриманом. В августе эта концессия была ликвидирована, в Чиатурах создан советский трест, а сбыт как марганцевых руд (чиатурской и никопольской), так и железной из Кривого Рога поручен акционерному обществу «Экспорт-марганец». Уже теперь мы в состоянии заявить, что мы сможем удовлетворить любые потребности мирового рынка в марганцевой руде и что мы полностью выполним вывозную программу по марганцу на текущий год.

Хотя в вывозе лесных материалов мы до сих пор достигли только 60% своего довоенного вывоза и хотя настроение мирового рынка в части сбыта этих материалов было в прошлом году довольно слабым, тем не менее, нам удалось повысить вывоз, леса, сравнительно с предшествовавшим годом, более чем на 20% и довести свою валютную выручку по этой статье вывоза до 100 млн. рублей. Рост вывоза леса и лесоматериалов продолжается.

Главнейшим потребителем наших лесных товаров (доски, фанера, шахтные подпорки и проч.) является Англия; в текущем году туда будет вывезено 350 тыс. стандартов, против 333 тыс. в прошлом году. Далее, весьма крупную торговлю лесом мы ведем с Германией, куда вывозится в этом году 55 тыс. стандартов против 41 тыс. в прошлом году, и Голландия — 60 т. стандартов против 40 тыс. Можно отметить существенное увеличение нашего вывоза леса в Бельгию и Францию. Из вне-европейских стран солидным потребителем наших пиленых материалов, является Южная Африка и, в меньшей степени, Марокко. Наша торговля с заокеанскими странами, Северной и Южной Америкой, начатая в прошлом году, получила довольно широкое развитие в нынешнем.


Таковы наши успехи в части вывоза только главнейших видов наших промышленных товаров. В пределах небольшой статьи мы неимеем, конечно, возможности столь же подробно коснуться и других, второстепенных статей вывоза как промышленных товаров, так и иных, — как пушнина, масло, яйца, битая птица, продукты скотоводства и проч.

Если не считать всегда возможных и даже неизбежных временных заминок на мировых рынках, вынуждающих сжимать вывоз одних товаров, за счет усиления вывоза других, то можно твердо сказать, что, как общий ход нашей вывозной торговли за прошлый год, так и крупные сдвиги в развитии этой торговли и закрепление достигнутых успехов — в нынешнем году, позволяют считать пятилетний план внешней торговли вполне достижимым, при условии, конечно, что наши торгующие организации не только не будут ослаблять своего внимания к должному удовлетворению вкусов и потребностей заграничного потребителя, но и усилят это внимание, как и общее, постоянное изучение иностранного рынка.

Михаил Строев.


БЛЕСТЯЩИЙ ОПЫТ

(Письмо с Юго-Западной).

Новая задача встала перед нашей организацией. Задача подготовки населения к обороне своей социалистической страны, на случай нового какого-нибудь предательского рейда из капиталистического кордона.

В числе 16.000 членов общества Красного Креста на Юго-Западной дороге имеется ныне организованный актив. Уже к лету 1928 г. было 2.500 красных сестер милосердия, прошедших специальные шестимесячные курсы подготовки к военной обороне.

В связи с десятилетием существования на Украине Красного Креста, летом минувшего года по инициативе работников Красного Креста, в Киеве была организована пробная мобилизация и инсценировка обороны и эвакуации раненых.

Главная цель мероприятия — это выявление степени подготовленности населения к обороне страны в организационном отношении и выявление материальной базы.

Инсценированы были отдельные моменты во время предполагаемого налета вражеских аэропланов и боя, были организованы убежища, уборка, размещение по лечебным учреждениям раненых, с оказанием медицинской помощи и, наконец, эвакуация их, для чего приготовлены санкареты и санитарные поезда с точным, до одной минуты, расписанием.

Работа была распределена между территориальным Красным Крестом, работавшим исключителыно на территории города Киева и Красного Креста Юго-Западной дор., который проводил свою работу исключительно на рельсах.

По детально разработанному плану УЧХ Юго-Западной дор. организовал эвакопункт в здании вокзала на 300 человек с полным госпитальным оборудованием и два питательных пункта с пропускной способностью до 2 тысяч человек в сутки.

Вся мобилизация и инсценировка проведены в одни сутки, с 5 часов вечера до 5 час. вечера, при чем все необходимое оборудование и приспособления были развернуты и свернуты вновь — с 10 часов утра и до 5 часов вечера.

Санитарные поезда на вокзале и товарной станции, санкареты на улицах кварталов, палатки на площадях и вокзале, пикеты красноармейских отрядов, группы сестер и санитарок с медицинскими походными сумками, противогазовые маски, носилки и т. д. и проч. — все это создало необычайную картину в городе и вызвало несметные толпы населения на улицах и панелях.

В конце концов, что имеет особенно важное общественно-агитационное значение, громадная масса граждан, в том числе и женщин, обращалась к руководителям инсценировкой — членам УЧХ — с предложением своих услуг и готовностью принять участие в столь великом деле подготовки к отпору вражеских сил, откуда бы они не появились.

«Пусть сунется Пилсудский или другой любой гад — мы ему покажем, что значит нарушать нашу мирную жизнь и труд». Это обычные фразы, носившиеся в воздухе в эти дни в Киеве.

Посредник-оценщик от определенной дивизии, а по линии УЧХ — член ЦК УЧХ и гарнизонный врач, дали блестящий отзыв о железнодорожниках, которые по их мнению справились с задачей превосходно и образцово.

И. Сакало-Поповский.