Железнодорожник, №1, 1929 год. ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ

"Железнодорожник", №1, январь 1929 год, стр. 31

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ

(К 20-ЛЕТИЮ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1 января 1909 г. в народническом журнале «Русское Богатство» появилось первое стихотворение Демьяна Бедного. С этого стихотворения в старом и забытом ныне журнале начался долгий и плодотворный литературный путь пролетарского поэта, который приобрел совершенно небывалую в истории литературы популярность и любовь широчайшей массы читателей.

Демьян Бедный с полным правом мог воскликнуть:

«Моих читателей — сочти их! — миллионы, и с ними у меня эстетика одна», не только формулируя этим целеустремленность своей поэзии, но и сам указывая на занимаемое им положение в современной литературе.

Действительно, миллионы читателей — рабочих и крестьян — это такая аудитория, которой не знал ни один писатель и которая завоевана им, как наиболее ярким выразителем революционной эпохи. По тиражу за время революции произведения Демьяна Бедного занимают первое место: достаточно сказать, что общее число их выпусков составляет 2 миллиона! Это ли не яркая иллюстрация к характеристике поэта, который, по его же словам, шел «с народной ратью в ногу, деля с ней жребий боевой. ее печаль, и скорбь, и радость, и тревогу!»

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ.

Необычайная популярность Демьяна Бедного, астрономическая цифра тиража его произведений вскрывают его значение, как поэта революции. Это только один из показателей коренной, кровной связи поэта с миллионным коллективом, для которого он творит и «чьих надежд и дум он выразитель верный». В свое время Есенин запечатлел эту связь в поэтической картине:

С горы идет крестьянский комсомол;
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

* * *

Несмотря на такую популярность поэта, его биография почти неизвестна миллионному кругу его читателей. А между тем, история его жизни очень выразительна. С одной стороны, она свидетельствует о том, какие дарования скрывают в себе народные недра, с другой — о том, какие огромные внутренние силы нужны были, чтобы преодолеть ее жуткие стороны. В этом отношении биография Демьяна Бедного больше всего схожа с биографией Горького, — обоим их героические натуры помогли стряхнуть с себя грязную накипь жизни.

Родился Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов) 13 апреля на Херсонщине, в крестьянской семье, происходившей из военно-поселенцев. Ужасающая жестокость и грубость окружали детство поэта. Суровая мать жестоко обращалась с мальчиком, оставленным на ее попечении, и он рано узнал всю тяжесть нужды и лишений. И вот, живя в такой атмосфере, впечатлительный мальчик из рассказов своего деда впервые узнал о мрачной старине и проникся к ней ненавистью.

Занятия в сельской школе и чтение чередовались с необходимостью изворачиваться, зарабатывать на пропитание. Будущий поэт пишет крестьянам жалобы, дает советы, приобретая житейский опыт. Наконец, сельскую школу сменяет военная фельдшерская школа, показавшаяся ему после его сурового детства раем. Период острых лишений, тяжелой зависимости кончился. Школу Демьян Бедный окончил в 1900 г., а в 1904 г., прослужив 4 года на военной службе, он поступил в Петербургский университет.

Здесь постепенно проявляется его влечение к поэзии и происходит, под влиянием общественной жизни того времени, его приобщение к революционным настроениям пробуждавшегося пролетариата. Стихотворения первого периода, рожденные его созревшим сознанием, носили довольно мрачный лирический характер, (особенно «Молчи», «С тревогой жуткою», «Сынок» и «Праздник»), но сравнительно скоро он стал с присущим ему классовым чувством откликаться на общественные события, (напр., на ленский расстрел), а позже, с наступлением воодушевившей его революции — кочевать по фронту от Казани до Перекопа и зажигать своими стихами бойцов...

Отсюда легенды вокруг его имени, его сказочная популярность и не поддающееся почти определению значение его поэзии.

* * *

Мы уже говорили о том, что своей поэзией Демьян Бедный создал живую, неразрывную связь между коллективом и собой, его «рупором». Для установления такой связи недостаточно было бы быть только выразителем его дум. Если он захватил, однако, такую несметную аудиторию, как трудящиеся советской страны, выражением ее дум, то это еще благодаря тому, что Демьян Бедный является великим и своеобразным художником.

Демьян Бедный умеет сочетать свою революционную насыщенность, свое горение революционными идеями с наиболее ясно выражающей их формой, которая потому и близка массовому читателю, что она берет начало в народном творчестве. Через Некрасова, который был поэтом демократии и является в известной мере учителем Демьяна Бедного, форма произведений последнего восходит к Пушкину и к народной поэзии. Отсюда его увлечение басней, как наиболее чистым жанром народно-агитационной поэзии. В использовании других видов сатиры Демьян Бедный также доходит до совершенства, как и в полюбившемся ему басенном жанре.

Вместе с тем в распоряжении Демьяна Бедного находится богатейшая сокровищница народного языка, сверкающего и в разговорной народной речи, и в сказках, пословицах, частушках. С величайшей чуткостью к особенностям этого языка Демьян Бедный пользуется им, чтоб создать свой острый, музыкальный и всегда разговорно-интонационный стих. Эти два элемента — разговорно-песенный стих и ясная, четкая форма — уже обеспечивают успех произведениям Демьяна Бедного: они делают необычайно легким усвоение его стихотворений. Последние становятся доступными каждому.

Классическая, ясная форма, музыкальный стих, богатый, меткий и сочный язык — только проводники его революционных идей. Демьян Бедный всегда полон ими и наличие их неразрывно связано с его постоянными откликами на текущие события. А так как он, воплощая свои идеи, одинаково мастерски пользуется двумя способами воздействия — силой своего сатирического смеха и пафосом классовой ненависти и гнева, то поэзия его приобретает актуальный характер, всегда играет организующую роль в жизни страны.

В этом исключительное значение поэзии Демьяна Бедного и в этом отношении он открыл собой новую страницу в истории нашей литературы.

А. Оленин.