"Наука и Жизнь", №2, январь 1893 год

Уходъ за книгами. Украшенiе обрѣзовъ.

В. М. Доброхотова.

Уваженiе къ печатному слову, несомнѣнно, съ каждымъ годомь все болѣе падаетъ. Какъ далеки отъ насъ тѣ времена, когда къ каждой печатной строкѣ относились съ нѣкотораго рода благоговѣнiемъ! Любимые авторы читались и перечитывались десятки и сотни разъ; ихъ сочиненiя украшались драгоцѣнными минiатюрами, заставками и пр. Нѣкоторые даже приковывали на цѣпяхъ книги, которыя они особенно цѣнили. Прежде читатель относился къ книгѣ, какъ къ извѣстнаго рода драгоценности; онъ ухаживалъ за нею, дѣлалъ ей роскошный переплетъ съ о6рѣзомъ, выставлялъ ее на видъ.

Не то мы видимъ нынѣ. По прочтенiи, почти все тотчасъ же бросится въ хламъ. Мы не говоримъ уже о газетахъ, — даже книги, не утрачивающiя интереса года черезъ два, три, — очень рѣдки. О домашнихъ библiотекахъ и говорить нечего. Очень часто въ домѣ на столъ подается серебряный самоваръ, на собакъ надѣваются серебряные ошейники съ насечкой и къ нимъ приставляется особый штатъ прислуги, для лошадей делается тысячная упряжь и т. д., но книги даже въ самыхъ богатыхъ домахъ неизбѣжно переплетаются по 40—50 коп. съ тома, и библiотека (если только таковая имеется) въ полномъ загонѣ, держится въ "черномъ тѣлѣ". Мы не говоримъ здѣсь о нелѣпыхъ обложкахъ съ машинными и безвкусными тисненiями, съ преобладанiемъ бросающихся въ глаза красокъ и цвѣтовъ, — все это очень грубо, аляповато, показно. Даже роскошныя парижскiя изданiя не могутъ сравниться съ прежними работами, — все это для показнаго тщеславiя...

Почему же нынѣ на убранство и расписку потолковъ бросаютъ иногда десятки тысячъ, а на книги — по 20—50 коп. съ тома? Было бы слишкомъ длинно подробное объясненiе этого. Достаточно указать на то, что кто самъ себя не уважаетъ, тотъ не можетъ требовать уваженiя отъ другихъ. А нынѣшнiе авторы именно себя-то и не уважаютъ....

Но Богъ съ ними, со всѣми этими авторами, съ ихъ publicite, шантажомъ и прочими аттрибутами современныхъ писателей. Пусть ихъ сочиненiя, послѣ бѣглаго осмотра, идутъ туда, куда имъ и слѣдуетъ идти, т. е. на кухню. Но, вѣдь, есть-же и сочиненiя драгоцѣнныя, произведенiя генiевъ и великихъ умовъ. Зачѣмъ-же ихъ-то постигаетъ та же незаслуженная кара? Несомненно, заурядъ. А это ошибка. Старый другъ — лучше новыхъ двухъ. Старые писатели — это наши старые друзья. Они писали не изъ-за построчной платы, они вкладывали въ свои творенiя всю свою душу. Читать ихъ — все равно, что бесѣдовать съ ними. Украшать изданiя ихъ творенiй, этo все равно, что дѣлать подарки уважаемымъ друзьямъ. Въ этомъ отношенiи очень похваленъ старый обычай дѣлать роскошные переплеты для любимыхъ книгъ. Печатаемая ниже статья составлена по статьѣ о томъ же предметѣ въ The magazine Art. Она затрогиваетъ интересный вопросы объ обрѣзахъ, которые нынѣ совершенно забыты нашими переплетчиками, если не считать грубаго «крапа».

Ред.


Есть одна отрасль мастерства, на которую обращалось большое вниманiе въ былыя времена, но которая теперь находится въ полномъ пренебреженiи; это — украшенiе обрѣзовъ книгъ.

Въ старинныхъ способахъ украшенiя книжныхъ обрѣзовъ почти всегда употреблялось золото, то-есть, обрѣзы большею частiю золотились или до или послѣ наложенiя на нихъ рисунка. При этомъ самые способы золоченiя обрѣзовъ книгъ можно свести къ тремъ видамъ. Первый изъ нихъ извѣстенъ подъ именемъ золоченiя «à l'antique», то-есть, тисненiя, или отпечатыванiя узора; второй способъ — золоченiе на просто раскрашенныхъ или раскрашенныхъ подъ мраморъ обрѣзахъ; третiй способъ — золоченiе на ландшафтахъ.

Первый изъ этихъ трехъ способовъ возникъ во Францiи въ царствованiе Людовика XII и употреблялся только для самыхъ выдающихся произведенiй, преимущественно нaзнaчавшиxcя для короля; различные рисунки, гербы и девизы короля отпечатывались на обрѣзахъ, и это искусство называлось: «antiquer sur tranches», хотя болѣе современное названiе его есть: «ciselure sur tranches». Почти всѣ книги въ образцовыхъ переплетахъ этого рода такъ украшены. Грюэль говорить, что самая старинная книга съ такимъ украшенiемъ, извѣстная намъ, есть «Recueil de Pieces latines et grecques», изданная Francois Tistard и напечатанная въ Парижѣ Gilles de Concourt приблизительно въ 1507 году. Это книга въ восьмую долю листа, переплеты украшены гербомъ и эмблемами Людовика XII, а традицiонная лилiя на обрѣзѣ всецѣло сдѣлана отъ руки; книга эта находится въ библiотекѣ Мазарини. Англiйская нацiональная библioтeка владѣеть также многими образцами этого искусства, и если тамъ нѣтъ такихъ выдающихся экземпляровъ, какъ вышeoпиcанный, то нѣкоторые изъ нихъ все же замѣчательны прекраснымъ рисункомъ, отлично приноровленнымъ къ размѣру переплета. Способъ, которымъ исполняются эти орнаменты, очень простъ, хотя для того, чтобы составить полный рисунокъ, не выходя изъ назначенныхъ размѣромъ книги предѣловъ, отъ исполнителя требуется, чтобы онъ былъ художникомъ. Послѣ того, какъ обрѣзъ позолоченъ обыкновеннымъ способомъ, онъ покрывается тонкимъ слоемъ клею. Когда клей высохнетъ, обрѣзъ слегка натирается пальмовымъ масломъ, чтобы золото приставало къ нему; затѣмъ онъ покрывается золотомъ другой тѣни сравнительно съ прежде наложеннымъ. Инструментъ (съ рисункомъ) слегка нагрѣвается и крепко нажимается на обрѣзъ, причемъ второй слой золота остается на выпуклостяхъ инструмента, и такимъ образомъ на обрѣзѣ останется готовый рисунокъ, исполненный золотомъ двухъ тѣней.

Еще болѣе тонкiй способъ золоченiя есть тотъ, когда накладываютъ золото на выпуклости инструмента; послѣ того, какъ рисунокъ отпечатается на обрѣзѣ, на тѣхъ частяхъ его, которыя не были тронуты инструментомъ (т.-е. подъ впадинами инструмента), золото стирается и получается рисунокъ золотомъ одной тѣни на фонѣ золота другой тѣни. Есть еще одно видоизмѣненiе этого же способа, состоящее въ томъ, что рисунокъ, сдѣланный этимъ способомъ, выглядитъ матовымъ на блестящемъ фонѣ. Это дѣлается слѣдующимъ образомъ. Для фона просто накладывается золото безъ полировки; затѣмъ отпечатывается рисунокъ, и всѣ мѣста, которыхъ инструментъ не коснулся, полируются, послѣ чего получается матовый рисунокъ на блестящемъ фонѣ.

Во Францiи еще не совсѣмъ утратился обычай украшать обрѣзы книгъ, и «ciselure sur tranches» составляетъ отдѣльное ремесло; но, странно сказать, украшенiе обрѣзовъ ограничивается исключительно книгами, употребляемыми при богослуженiи, и исполняется самымъ обыкновеннымъ способомъ, безъ всякой заботы о той тонкости отдѣлки, которая характеризуетъ лучшiе старинные экземпляры. Рисунокъ намѣчается пунктиромъ, исполненнымъ рѣзцомъ и легкимъ молоткомъ. Хотя во Францiи очень много любителей изящныхъ переплетовъ, которые за выдающiеся экземпляры послѣднихъ платятъ иногда такъ же дорого, какъ за хорошую картину или крупный бриллiантъ, однако, любовь къ орнаментовкѣ обрѣзовъ книгъ какъ будто канула въ вѣчность. А это очень жаль, потому что золоченiе обрѣзовь достигло во Францiи высшаго совершенства. Стоить только сравнить книгу, переплетенную въ Лондонѣ, съ книгой переплетенной въ Парижѣ, чтобы убѣдиться, что то, чтó въ Англiи составляетъ простое ремесло, во Францiи достигло степени изящнаго искусства; и нѣтъ сомнѣнiя, что французы, такiе способные ко всему тонкому и изящному, достигли бы громадныхъ успѣховъ и въ орнаментовкѣ обрѣзовь.

Второй видъ золоченiя книжныхъ обрѣзовъ относится сравнительно къ болѣе позднему времени. Сюда принадлежатъ книги, у которыхъ обрѣзы украшены рисунками или просто раскрашены до золоченiя, причемъ рисунки бываютъ исполнены отъ руки или съ помощiю инструмента. Прелесть этихъ украшенiй состоитъ въ раскрашенныхъ рисункахъ; но къ несчастью, въ дошедшихъ до насъ экземплярахъ многое стерлось, такъ что трудно воспроизвести весь рисунокъ въ целости. Какъ на примѣръ этого рода орнаментовки, мы можемъ указать на два экземпляра, находящiеся въ Британскомъ Музеѣ; это — «De Maria Virgine», Canisius, Ingolstadii, 1577 г., изъ библiотеки Баварскаго герцога Альберта V, и — «Der Stat Nurnberg Verneute Reformation», Francfurt am Main, 1566 года. Оба эти экземпляра отлично сохранились, и рисунки Богоматери съ Спасителемъ, и гербъ Нюрнберга отлично можно различить. Второй изъ нихъ — лучшiй по замыслу и исполненiю; мельчайшiя подробности герба замечательно тонко намѣчены; рисунокъ еще лучше выдѣляется и отъ того, что фонъ украшенъ весьма легкимъ пунктиромъ, очень изящно исполненнымъ. Въ Кенсингтонскомъ музеѣ находится экземпляръ такжe нѣмецкой работы, принадлeжaщiй къ тому же перiоду; это — «Auslegung des Evangelu Matthoei», Leipzig, 1575 года. Эта книга имѣетъ на незолоченномъ обрѣзѣ цѣлую картинку дня Страшнаго Суда. Изъ этой же коллекцiи можно указать еще на Новый Завѣтъ и книгу Псалмовъ на датскомъ языкѣ 1594 года, о6рѣзъ которой украшенъ нѣсколькими фигурами, исполненными акварелью. Воспроизвести эти фигуры рѣшительно невозможно; это, собственно говоря, одинъ изъ немногихъ экземпляровъ, на которыхъ рисунокъ исполненъ на незолоченомъ фонѣ. Наконецъ, можетъ быть, одни изъ самыхъ лучшихъ экземпляровъ въ общемъ, это — произведенiя Лютера, находящiяся также въ Кенсингтонскомъ музеѣ. Эти книги въ прекрасномъ кожаномъ переплетѣ и помѣчены «Iена, 1572—1581 г.» Такъ какъ книги очень толсты, то они даютъ много простора для рисунковъ. Въ центрѣ каждаго обрѣза находится щитъ Саксонiи; остальное пространство заполнено замысловатыми арабесками и орнаментами въ стилѣ Возрожденiя. Въ 1875 г. хранителемъ Британскаго музея было предложено купить прекрасную коллекцiю, состоящую изъ 170 томовъ и принадлежавшую когда-то Одорико Пиллоне, а въ то время находившуюся во владѣнiи синьора Байоле изъ Венецiи, родственника графа Пиллоне.

Эти книги замѣчательны тѣмь, что онѣ украшены рукою Цезаря Вечеллiо, племянника великаго Тицiана и автора книги «Одежды древнiя и современныя, различныхъ частей свѣта», изданной въ Венецiи въ 1590 году и потомъ въ 1598. Говоря въ этомъ сочиненiи о платьи одной благородной дамы изъ Беллино, Вечеллiо упоминаетъ съ большимъ энтузiазмомъ о «Casa di Pillone», какъ объ одной изъ знатнѣйшихъ фамилiй этого маленькаго города, и объ ихъ великолѣпной виллѣ Кастельдардо. Цезарь Вечеллiо былъ, безъ сомнѣнiя, частымъ и желаннымъ гостемъ на этой виллѣ; и вотъ почему эта великолѣпная библiотека украшена его рисунками. Двадцать изъ этихъ 170 томовъ имѣють обертки изъ тонкаго пергамента и украшены рисунками, исполненными Вечеллiо чернилами или китайской тушью. Около 140 экземпляровъ замѣчательны тѣмъ, что ихъ обрѣзы украшены той же рукой; книги эти почти всѣ относятся къ концу XV и началу XVI столѣтiя. Онѣ переплетены въ темную или свѣтлую кожу и укpашeны мѣдными медальонами, съ прекрасно отчеканенными на нихъ различными девизами, и — съ такими же застежками. Такiя книги обыкновенно ставились (въ шкафахъ или на полкахъ) корешкомъ внутрь, а обрѣзы, будучи значительной толщины, представляли прекрасное поле для карандаша Вечеллiо. Сэръ Стирлингъ Максвель такъ описываетъ нѣкоторые изъ этихъ обрѣзовъ: Вечеллiо обыкновенно довольствовался одной фигурой, великолѣпно намеченной и смѣло раскрашенной. Св. Жеромъ иногда въ красной мантiи кардинала, иногда въ полунаготѣ отшельника, является въ разныхъ положенiяхъ на обрѣзахъ прекраснаго изданiя его сочиненiй, напечатанныхъ г. Froben въ Базелѣ въ 1537 году. «Opera» Галена — Базель, 1529 г. — украшены фигурой ученаго въ красной мантiи и въ шляпѣ, украшенной горностаемъ. «Дантъ» — Венецiя, 1491 г. — имѣетъ на обрѣзе хорошо извѣстную фигуру въ красномъ, съ капюшономъ Старой Флоренцiи на головѣ. «Dictionarium of Calepin» — Lugduni, 1578 г. — украшена вазой съ большимъ махровымъ цвѣткомъ; «Eutropius» — Базель, 1532 г. — имѣетъ на обрѣзе портреты трехъ императоровъ, a «Suetonius» — Базель, 1533 г. — три золотыхъ медальона на свѣтло-голубомъ фонѣ. Хотя Британскiй музей не прiобрѣлъ этой коллекцiи, но она еще находится въ Англiи, и, благодаря любезности ея владѣльца, авторъ имѣлъ возможность сдѣлать настоящее описанiе.

Въ настоящее время обращено очень мало вниманiя на украшенiе обрѣзовъ. Золоченiе по мраморному или цвѣтному фону — единственныя украшенiя, употребляемыя теперь для обрѣзовъ книгъ. Для этого они раскрашиваются подъ мраморъ, причемъ краски накладываются довольно умѣренно; когда краска высохнетъ, обрѣзъ слегка трутъ очень тонкой полировальной бумагой, чтобы уничтожить яркость красокъ; затѣмъ обрѣзъ полируется агатомъ, потомъ остается только наложить легкiй слой клея, золотой листъ и закончить золоченie обыкновеннымъ способомъ. Когда все это высохнетъ, мраморный фонъ просвѣчиваетъ сквозь позолоту. Измѣненнымъ способомъ этого же рода украшенiя обрѣзовъ является тотъ, который французы называютъ «dorure sur tranches Damassees». Онъ состоитъ въ томъ, что обрѣзъ золотится, слегка полируется, потомъ уже раскрашивается подъ мраморъ. Когда краски высохнуть, нужно еще немного отполировать, и обрѣзъ готовъ.

Въ третьемъ способѣ орнаментовки обрѣзовъ мы имѣемъ дѣло съ ландшафтами, изображенными на обрѣзахъ. Извѣстные намъ экземпляры этого вида принадлежать къ послѣдней половинѣ восемнадцатаго столѣтiя. Работа эта исполняется слѣдующимъ образомъ. Когда книга хорошо обрѣзана и отполированъ обрѣзъ, листы ея распускаютъ вѣерообразно и заключаютъ между двухъ досокъ; затѣмъ на нихъ исполняется какой-нибудь рисунокъ акварелью, или какими-нибудь чернилами; когда рисунокъ высохнетъ, доски отнимаются и листы принимаютъ свое естественное положенiе. Книга затѣмъ кладется подъ прессъ, и обрѣзъ слегка золотится, но безъ полировки; потомъ накладывается второй слой позолоты, который полируется обыкновеннымъ путемъ: первая позолота защищаетъ краски, а второй слой соединяетъ все въ одно, такъ что когда книга закрыта, обрѣзъ кажется только позолоченнымъ, а когда листы расходятся при раскрытiи книги, рисунокъ сразу выдѣляется. Необходимымъ условiемъ при этомъ способѣ орнаментовки является то, чтобы рисунокъ былъ нарисованъ нѣсколько уже, чѣмъ слѣдуетъ, такъ чтобы онъ принималъ свою естественную форму тогда, когда книга раскрыта. Какъ на знаменитость среди украшенiй въ этомъ родѣ мы можемъ указать на Эдуарда Галифакса. Оба представленные здѣсь экземпляра сделаны Галифаксомъ; первый — на «Временахъ года» Томсона 1824 года, а второй — на большомъ томѣ «Flora domestica» 1825 г. Собственно говоря, это самый привлекательный видъ орнаментовки обрѣзовъ книгъ, исключая развѣ лучшихъ экземпляровъ перваго вида. Для того, чтобы исполнить украшенiя этого рода въ совершенствѣ, нужно, вопервыхъ, быть художникомъ, а потомъ — чтобы книга была напечатана на тонкой бумагѣ. Современная мода печатать книги на очень толстой бумагѣ въ родѣ картона, исключаетъ всякую возможность какихъ бы то ни было украшенiй обрѣзовъ, кромѣ позолоты.


Hosted by uCoz