Radio Life - Радиолюбители в пеленках.

Радиолюбители в пеленках.

Сейчас часто говорят о том, стоит ли детям смотреть, скажем, телевизор и если стоит — то с какого возраста. Посмотрим, как относились к подобной проблеме 80 лет назад — правда, ввиду почти полного отсутствия телевидения — на примере радио.

Начнем с новостей из журнала "Радио Всем", №7, 1928 год. Вот, например, группа радиослушателей, где лучшее место (на столе) занимает наиболее довольный радиопередачей участник.

Юные радиослушатели не ограничивались пассивным прослушиванием передач, но и создавали небольшие радиокружки:

Однако, нашей молодежи пока было не угнаться, скажем, за английским радиолюбителем Джимми, который осваивает радиотехнику буквально с пеленок:

В то время нашим коротковолновикам приходилось подавать заявление на передатчик в таком возрасте:

"Этот RK подал заявление на передатчик и надеется, что к тому времени, когда он будет совершеннолетний, Округ Связи разберет его заявление... Напрасно надеется, нужно раньше подавать!"
(RA-QSO-RK, №7, 1928)

По сообщениям нашей прессы ("Радиолюбитель", №1, 1924 год) встречались и такие слушатели:

"в Америке известны случаи, когда мальчик в 7 лет выдерживал установленное испытание на радиолюбителя. В дальнейшем, продолжая интересоваться радиотелефонией, ребенок уже в школе вместе с другими своими товарищами научится обращению и с более сложными радиоустановками."

Там же приведен пример по использованию радио в некоторых английских школах:

"радио в школе занимает не последнее место, и ученикам лондонских школ, например, даются по радио уроки французского языка из Парижа. В целом ряде школ радио введен, как предмет обучения."

Да и в нашей стране в те годы по радио чуть не ежедневно передавались уроки английского и немецкого языка (правда, не из Лондона и Берлина, а из Москвы), а для передачи уроков по изучению азбуки Морзе использовалась самая мощная станция страны — имени Коминтерна.

В 1925 году в США организовали для детей радиотрансляцию из клеток с дикими животными, которым поставили микрофоны:

"Не так давно американские дети, обычно засыпающие под звуки радиобаюкания или радиосказки, слушали страшный рев львов, тигров, гиен и других диких зверей.

Правда, звуки эти доносились не из тех тропических лесов, о которых невольно думаешь, слушая их. В данном случае дело обстояло гораздо проще. Крупнейший американский цирк Барнума был соединен телефонным проводом с мощной радиовещательной станцией, откуда рев диких зверей и был пущен в пространство."
("Радиолюбитель", №3, 1924 год)

Возможно, содержание радиопередач просто было интереснее и лучше, чем содержание современных телепрограмм, да и собрать самому приемник или передатчик (в нашей стране в те годы более половины зарегистрированных радиоприемников были самодельными) и выйти в эфир в поисках интересной станции или дальней связи — гораздо интереснее и полезнее, чем щелкать пультом современного телевизора, поэтому и отношение к широковещанию было несколько другим:

"Ребенок подрастает, выходит из пеленок и одновременно растут его симпатии к радиотелефону. Ведь в самом деле, кто из взрослых станет так аккуратно ежедневно петь ему песни, убаюкивать его в постели, и каждый вечер непременно рассказывать сказки, то страшные, то веселые, то смешные.

Конечно, никто, — а вот радиотелефон это делает. Ну, как же его не полюбить за это?"
("Радиолюбитель", №1, 1924 год)

(25.05.2010)
(28.11.2010)