Авторское право. 20-е годы.

В 20-е годы изобретения в области радио в мире были весльма популярны:

"В заграничных патентных бюро область радио занимает одно из самых почетных мест. В одной Англии на нововведения в области радиотехники ежедневно выдается несколько патентов."
(Радиоизобретательство за границей, "Радиолюбитель, №3, 1925)

Авторские права были одним из пунктов программы на третьем собрании обществ радиотелефонных передач 23 марта 1926 года в Женеве:

"4. Изучение вопроса международного соглашения между радиотелефонными обществами и компаниями в отношении авторских прав и всех требований порядка идеологического и художественного."
(Программа работ международного союза радиотелефонии на 1926—27 г.г., "РВ", №7, 1926)


В этот период авторские и патентные права в нашей стране регулировались, в частности, следующими постановлениями:

"... постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 12/IX «о патентах на изобретения». Постановление разделяется на разделы о правах и обязанностях изобретателя, о комитете по делам изобретений при ВСНХ Союза ССР, в котором сосредоточивается выдача патентов на изобретения и свидетельств на право исключительного пользования моделями, фабричными рисунками и товарными знаками, и раздел о порядке выдачи патентов. Утверждены также правила о порядке принудительного отчуждения патентов на изобретения, правила о взимании пошлин за патенты на изобретения, а также особое постановление о введении в действие постановления о патентах на изобретения, согласно которому постановление о патентах введено в действие с 15 сентября 1924 года. "
(Из деятельности Президиума ЦИК Союза ССР, "Власть Советов", №7, 1924)

В 1925 году было дополнительно выпущено "Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. об основах авторского права".


В журнальных статьях, соответственно, иногда упоминались авторские права. В имеющихся материалах, авторы изобретений не препятствуют использованию своих конструкций для личных или кружковых целей, пытаясь ограничить лишь массовое производство. Например по конструкции конденсатора переменной емкости:

"Примененный здесь конденсатор представляет собой оригинальную конструкцию автора приемника, сотрудника Научно-Испытательн. Института Военно-Технич. Управл., Н. И. Оганова; конденсатор этот запатентован и изготовление его в коммерческих целях разрешается только с согласия автора (изготовление для личного пользования не возбраняется)."
(Универсальный приемник для любителя, "РЛ", №5, 1924)

Или автор конструкции расчетной линейки для радиолюбителей:

"Разрешая отдельным радиолюбителям и радиокружкам делать вышеописанную линейку для личного и коллективного пользования, оставляю за собою право массового изготовления."
(Счетная линейка радиолюбителя, "РВ", №7, 1928)

Вот, например, что пишет автор конструкции антенного переключателя:

"Лицам, желающим смастерить для себя (не для целей продажи) данный «переключатель», надлежит поступить следующим образом ..."
(Переключатель для заземления антенны, "РВ", №9, 1927)

И автор оригинальной конструкции катушки индуктивности:

"На конструкцию катушки заявлен патент, поэтому массовое изготовление без согласия автора не допускается."
(Катушка самоиндукции с отводами, "РВ", №14, 1928)

Защиту авторских прав, например, при проведении конкурсов, предлагали наши радиолюбительские журналы:

"Усовершенствование, представляемое на конкурс, должно быть самостоятельным, в чем дается подписка, не допускается заимствавание из иностранной или русской литературы (в случае обнаружения обмана, фамилия виновного будет опубликована).
[...]
В случае, если присланное усовершенствование будет представлять промышленный интерес и окажется патентоспособным, редакция будет считать своим долгом оградить интересы изобретателя."
(Первый конкурс "Радиолюбителя", "РЛ", №6, 1924)

Иногда такие ограничения встречались и в рекламных объявлениях. Например, производитель батарей питания, Петр Мейер разместил такое объявление:

Однако не всегда наши изобретатели патентовали свои изобретения или получали на них авторские свидетельства. Изобретатель кристадина (в сущности — туннельного диода) Лосев, сделал это не сразу:

"Молодой русский инженер О. В. Лосев подарил миру это изобретение, не взявши даже на него патента."
(Американцы о русском изобретении, "РЛ", №2, 1924)

Наши граждане интересовались тем, как можно запатентовать свое изобретение за рубежом. В переписке с читателями в нашей прессе сообщали, например, об условиях патентования в США:

"1) Авторские права в Сев. Америке охраняются исключительно патентами, выдаваемыми Патентным Присутствием Соед. Штатов (в Вашингтоне). Заявочное свидетельство, выданное нашим Комитетом, в Америке никем куплено не будет.

2) По патентному закону Соед. Штатов, патент может быть выдан лишь действительному изобретателю, давшему формальную присягу в принадлежности ему заявляемого изобретения. Не патентуются изобретения, если они не новы, если применялись в Соед. Штатах больше, чем за 2 года до заявки, если заявка в Соед. Шт. сделана позже, чем через 12 месяцев после дня заявки в какой-либо другой стране, или если сведения были опубликованы где-либо раньше, чем за 2 года до дня заявки в Соед. Штатах. Отсюда ясен ответ на Ваш вопрос о возможности запатентования в Соед. Шт. чужого изобретения.

3) Необходимо, согласно сказанному выше, заявить патент в Соед. Штатах. Но это, в виду отсутствия в СССР консульств Соед. Штатов, весьма трудно исполнимо, ибо требуется виза таковых на посылаемых в Америку заявках."
(Переписка с читателями, "НТ", №27, 1927)

Отсутствие заявки на изобретение за границей (иногда — по финансовым причинам) приводило к таким последствиям как для изобретателей, так и для нашей страны:

"Поскольку эти изобретения заявлялись для патентования только у нас, они, во-первых, не могли приобрести заслуженного ими мирового значения, а во-вторых — дадут только повод иностранцам использовывать их в своих странах совершенно безданно и беспошлинно, в то время, как те же иностранцы, заявляя у нас свои патенты, принуждают нас выплачивать им за пользование таковыми весьма приличные суммы"
(Широкая дорога для наших изобретений, "НТ", №11, 1926)

Американцы уже закрывали свой рынок для нелицензионных товаров:

"Американская таможня не допускает ввоза радиоприборов и аппаратов, конструкция и схема которых запатентована в С. Ш."
(Радиомонополия в С-А. С. Ш., "РЛ", №5, 1924)

Правда, при необходимости, они отменяли подобные ограничения на некоторые виды радиотехники.

Нашей стране иногда удавалось заключать весьма интересные патентные соглашения, например, с Германией в 1925 году был подписан договор (вступил в силу 11 марта 1926 года):

"По этому договору советские граждане пользуются в Германии в течение 6 месяцев, т. е. до 11 сентября 1926 г., исключительным правом патентовать свои изобретения, заявленные у нас в России с начала империалистической войны (1/VIII-14). Таким образом, если в Германии будет теперь заявлено какое-нибудь из наших изобретений с давностью даже в 11 лет, то хотя бы за это же время в той же Германии было кем-нибудь другим запатентовано сходное изобретение, наше изобретение все же пользуется правом на патент. "
(Широкая дорога для наших изобретений, "НТ", №11, 1926)

Время от времени возникали трения по поводу содержания журнальных статей. Например, журнал "Радиолюбитель" высказал претензии к автору журнала "Радио Всем":

"... некий любитель ... выражает свое возмущение ... что, дескать, А. Постников попросту «слизал» эту заметку со статьи в «Радиолюбителе»."

Редакция "Радио Всем" так излагает свое мнение по поводу информации, даваемой в журнале:

"Редакция «Р. В.» считает, что радиолюбители — читатели журнала «Радио Всем» совершенно свободно могут делиться на страницах журнала своими успехами, отнюдь не справляясь о том, что когда-либо кто-либо достиг аналогичных результатов и опубликовал их на страницах нашей или даже иностранной прессы."
(Несправедливое обвинение, "РВ", №2, 1928)

Авторское право уже проникало и в радиоэфир:

"Дело в том, что некоторые артисты — сначала заграничные, а потом и наши — стали отказываться выступать в тех залах, где стоит радиомикрофон, требовали особой платы за трансляцию своего выступления. ОДР СССР вместе с Акц. О-вом "Радиопередача" подняло вопрос о свободной и безвозмездной трансляции из всех театральных и концертных зал Республики. Декрет об этом уже внесен в Совнарком."
(Общество друзей радио и его работа, "РВ", №1, 1927)

В соответствии с параграфом 9 "Закона о свободе эфира" в нашей стране запись и распространение работы иностранных радиостанций запрещалось. Однако наши радиолюбители транслировали (т. е. "распространяли") не только передачи наших радиостанций или местных исполнителей:

"С 15 ноября буду транслировать оперу на коротковолновом передатчике по вторникам, четвергам и субботам от 16 час. до 20 час. по московскому времени на волне 45 м."
(37-RA, RA-QSO-RK, №1, 1928)

но и передачи зарубежных радиостанций:

"RK—27 успешно дает трансляцию по проводам, как Хабаровской так и американской коротковолновых радиостанций (Скинектэди)."
(AS. RK—27, RA-QSO-RK, №1, 1928)

Авторские права в нашей стране регулировали и права на фотографии.

"... вопрос об охране авторского права уже получил у нас законодательное разрешение ... "Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 30 января 1925 г. — об основах авторского права", ... включило в число прав, защищаемых этим законом, и "право на фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией".
[...]
... из'ятия (ст. 9 закона) касаются срока пользования авторским правом на произведения фотографии. Закон сокращает этот срок для отдельных снимков до трех лет, а для собрания снимков — до пяти лет, тогда как авторское право на другие произведения, как общее правило, сохраняется за автором в течение 25 л. ... право на защиту авторских прав ... возникает у фотографа только при наличии на этом произведении обозначения фирмы или имени и фамилии, места жительства фотографа и года выпуска в свет фотографического произведения."
(Авторское право на фотографические снимки, "Советское Фото", №1, 1926)



(15.06.2010)
(28.11.2010)
(05.12.2010)
(18.08.2011)
(01.07.2012)
(13.10.2012)
Hosted by uCoz