НАУКА И ТЕХНИКА, №21, 1925 год. ПОЛЕТ НА ЛУНУ.

"Наука и Техника", №21, май 1925 год, стр. 16-17

ПОЛЕТ НА ЛУНУ.

НОВЕЙШИЕ ДАННЫЕ.

Прошлым летом американский профессор Годдард собирался пустить ракету на луну (в "Н. и Т." мы своевременно сообщали об этом). Полет не состоялся по той простой причине, что у Годдарда не хватило денег на оборудование ракеты. Этим летом он все же надеется довести дело до конца.

Пока что, ракета получила некоторые усовершенствования, сделанные инж. Цандером. Он снабдил ракету крыльями) которые играют огромную роль в полете.

Весь полет представляется в следующем виде: ракета со сложенными крыльями (см. рис.) поднимается двумя огромными дирижаблями, большой грузопод'емности, на высоту 10 километров, где воздух разрежен в 14 раз. Этот под'ем делается для того, чтобы облегчить ракете движение через атмосферу, наиболее плотные слои которой прилегают ближе к земле. В последний момент такого под'ема, в ракете происходит взрыв газов бездымного пороха (нитроцеллюлозы) или жидких кислорода и водорода. Благодаря удачной форме выводной трубы, 70% энергии, заложенной в порохе, может превратиться в механическую работу истечения газов. Причина движения ракеты состоит в том, что когда пороховые газы стремительно вытекают из нее вниз, сама ракета отталкивается вверх (реактивное действие).

Проф. Годдард уже достиг скорости истечения газов из ракеты в 2.500 метров в секунду, что соответствует 3.100 метрам в пустом пространстве. "Это не оставляет никаких сомнений в том, — пишет он, — что скорость, достаточная для преодоления земной тяжести, вполне достижима помощью ракеты со взрывчатыми веществами".

Чудовищная скорость в 10 километров в секунду, необходимая ракете для того, чтобы вырваться из сферы влияния земного притяжения, развивается не сразу, как при пушечном ядре, а постепенно, начиная с одного километра, т. е. со скорости пули. При таком постепенном возрастании скорости, сопротивление воздуха не опасно для ракеты, и она не загорится от трения; очутившись же за пределами воздушной оболочки, ракета разовьет полную "межпланетную" скорость, так как в безвоздушном пространстве она, при одинаковых взрывах, будет лететь быстрее и дольше, чем в атмосфере, (выигрыш в скорости — 20%).

Вытлетевшая в свободное мировое пространство, ракета представляет собою самостоятельную маленькую планету, а посему она прекращает взрывы и летит далее по инерции, держа направление на луну, которая и притянет ее. В межпланетном пространстве все предметы внутри ракеты теряют свой вес. Невесомость тел легко уяснить себе следующим примером: положим себе на плечи тяжелый груз и спрыгнем с большой высоты. Во время падения мы не будем ощущать тяжести груза, так как для нас он потеряет вес, ибо он будет лететь с той же скоростью, как и мы.

Так, молоток, брошенный на пол ракеты, — повиснет в воздухе, нисколько не приближаясь к полу. Это случится вследствие того, что пока молоток падает на 1 метр, ракета также пролетит 1 метр; следовательно, расстояние между молотком и полом ракеты не изменится, и падение предметов внутри ее не обнаружится. Так будет не только при падении ракеты вниз к земле, но и при полете ее вверх по инерции к луне. Многие предметы обстановки в ракете будут совершенно излишни. К чему вам стулья и кровати, если вы можете висеть в воздухе, не утомляясь, в любом положении? Но, если вы сделаете малейшее движение, то будете плавно подброшены к потолку, ударившись о который вы снова направитесь к полу, затем опять к потолку и так далее.

Если вы ухватитесь за стол, то он будет вместе с вами качаться вверх и вниз. Упавшая посуда никогда не разобьется, выпущенный из рук стакан останется висеть в воздухе и вода из него даже не выльется. В невесомой кухне невозможно будет жарить на открытой сковородке: упругие пары масла тотчас же отбросят жаркое к потолку и так далее.

Для того, чтобы предметы не летали, их необходимо привинтить к полу или стенам ракеты, а пассажиров привязать к ним.

Подлетая к сфере притяжения Луны, ракета раскрывает свои крепкие крылья. При спуске на Луну, ракета Цандера, благодаря своим крыльям, может сделать безопасный планирующий спуск. Ракеты же Циолковского, Оберта и Годдарда должны задолго до спуска производить обратные взрывы, чтобы уменьшить громадную скорость падения и благополучно опуститься на Луну. Поэтому, безопасный спуск этих ракет на Луну и на землю поглотит столько же взрывчатых веществ, сколько их нужно для под'ема ракет. Таким образом, ракета Цандера, не требующая взрывов при спусках, потребует только половину тех взрывчатых веществ, которые необходимы каждой другой ракете. Если, скажем, ракета Годдарда израсходует при полете на Луну и обратно 25 тонн взрывчатых веществ, то ракета Цандера — только 12½ тонн.

Такое значительное уменьшение веса взрывчатых веществ, повлияет на уменьшение веса и конструкцию корпуса ракеты Цандера.

Прибыв на Луну, пассажира оденут особые непроницаемые для холода водолазные костюмы со шлемами и, запасшись ранцами с кислородом для дыхания, смогут осмотреть лунные горы, цирки, безводные моря и прочие достопримечательности вечного спутника земли. Собравши коллекции лунной природы, пассажиры усядутся в ракету, сложат ее крылья и, направив истечение пороховых газов перпендикулярно вниз к луне, произведут вертикальный под'ем ракеты.

Преодолев несколькими взрывами силу притяжения Луны, ракета очутится в межпланетном пространстве и, прекратив взрывы, будет держать направление на землю. Перемену направления движения можно достигнуть простым поворотом выходной трубы, испускающей, время от времени, взрывные газы.

Подлетев к земной атмосфере, ракета выпрямит крылья и для уменьшения скорости начнет описывать круги, производя планирующий спуск. На случай спуска в море ракета будет снабжена особой плавучестью.

Ракета будет снабжена всем необходимым: провизией, питьем, сжатым воздухом, достаточным на весь перелет на Луну и обратно, который продолжится около 10 дней. Камеры хранения взрывчатых веществ будут выбрасываться из ракеты после каждого взрыва, облегчая тем ее вес.

Все это, конечно, — дело далекого будущего, — на луну человек полетит не завтра. Мы приводим описание ракеты Цандера, как показатель того, что человеческая мысль работает и в таком, кажется, несбыточном направлении, — как в решении вопроса о междупланетных путешествиях.

Инж. А. Фентеклюз.