НАУКА И ТЕХНИКА, №31, 1925 год. СЕМЕИЗ новый центр советской астрономии.

"Наука и Техника", №31, июль 1925 год, стр. 8-9

СЕМЕИЗ
новый центр советской астрономии.

Одним из необходимых условий при постройке современных крупных астрономических обсерваторий является не только мощность астрономических приборов, но и выбор подходящего для обсерватории места. Небольшая астрономическая труба, поставленная в благоприятные атмосферные условия, даст гораздо более подробностей, чем находящийся в тех-же условиях мощный телескоп. Очень часто прекрасная по своим оптических качествам труба оказывается совершенно бесполезной только потому, что предварительно не ознакомились с метереологическими условиями местности. Примером этого можно указать нашу Пулковскую обсерваторию. При выборе места для ее постройки, руководствовались не научными интересами а, главным образом, желанием царского правительства сделать обсерваторию украшением столицы. В результате подобного отношения к интересам науки, 30" рефрактор Пулкова далеко не используется в такой мере, в какой его можно было бы использовать при лучших метереологических условиях. Количество ясных ночей в Пулкове, в среднем, меньше 100, но из них только лишь часть может быть употреблена для тщательных наблюдений. Между тем известная "Солнечная" обсерватория на горе Манут—Вильсон (С. Америка), при постройке которой было обращено особенно внимание на выбор места, имеет в году около 300 ясных ночей. Отсюда, при необходимой энергии, продуктивность ее на столько же % выше Пулковской.

Неблагоприятные атмосферные условия придали работе Пулковской обсерватории особенный отпечаток, направляя ее, преимущественно, на точные измерения положений звезд, для чего чистота атмосферы не играет особенной роли.

В этой-же области — звездной астрономии — Пулковская обсерватория почти не имеет себе равных. Составленные ею каталоги звезд являются образцом и примером точности. Достаточно указать, что заграничные обсерватории командировали своих астрономов в Пулково для специализации в точных измерениях звездных положений. Таким образом, умелое руководство работой, несмотря на неблагоприятные атмосферные условия, все же дало Пулкову славу первоклассной обсерватории. Не имея яркого поверхностного блеска, ее монотонные и однообразные наблюдения имеют для расширения наших знаний о вселенной колоссальное значение. Они являются опорой для будущего анализа звездных глубин. Этой работой обсерватория обязана главным образом, своему основателю, астроному Струве.

Широкое развитие астрофизики, т.-е. изучения физико-химической природы светил, сделало однако необходимым организацию новой обсерватории или перенос Пулкова в лучшие атмосферные условия. Успехи высокогорных обсерваторий подавали мысль об организации подобного научного учреждения и у нас. С этой целью Пулковская обсерватория организовала ряд экспедиций для изучения атмосферы на Кавказе, Урале, в Крыму и на берегу Мурманска. Счастливый случай заставил Пулково остановить свой выбор на Крыме.

В 1908 г. любитель астрономии Н. С. Мальцев подарил Пулковской обсерватории участок земли с небольшой обсерваторией. Обсерватория эта находилась в Семеизе, на южном берегу Крыма, в 22 верстах к западу от Ялты, на высоте 300 метров над уровнем моря. Несколько в стороне от обсерватории проходит севастопольское шоссе. В состав обсерватории входило небольшое одноэтажное здание для наблюдателей и две башни с астрономическими приборами.

На одной из этих башен был установлен 6" рефрактор—астрограф, работы Цейсса, с двумя одинаковыми фотографическими камерами для получения фотографий неба. Первые же работы, произведенные осенью 1908 г. над кометой Морхгауза командированными из Пулкова астрономами, показали исключительные по ясности свойства крымской атмосферы и прекрасные качества небольшого астрографа. Результатом этого явилась организация в Семензе отделения Пулковской обсерватории. В текущем году исполняется 17 лет существования Семеизской обсерватории. В течение этого небольшого срока обсерватория дала ряд весьма ценных открытий. Главной ее специальностью являлась астрофотография, а в частности, изучение, с помощью фотографий, малых планет, новых комет и других интересных скоропреходящих явлений в солнечной системе. Изучение Семеизских фотографий позволило сделать ряд открытий. Так, за 16 лет в Семеизе открыто 5 новых комет, и свыше 30 мелких планет-астероидов. В области изучения последних Семеиз получил мировую известность.

Прекрасные качества Крымской атмосферы заставляли Семеизских астрономов мечтать о более современных и мощных астрономических приборах, которые позволили-бы производить на обсерватории и астрофизические наблюдения. Через 4 года хлопоты Пулкова об отпуске средств на оборудование Семеизской обсерватории увенчались успехом. В 1912 г. известной оптической фирме Гребсса в Англии были заказаны два мощные телоскопа-гиганта: 32" рефрактор с куполом в 6 саж. диаметром, и 40" рефлектора, с куполом в 4½ саж. Европейская война затормозила изготовление телескопов, а последующая капиталистическая интервенция надолго отрезала нас от внешнего мира. Только в 1921 г., когда усилиями рабочего класса кольцо блокады, сжимавшее страну Советов, было разорвано, при посредстве Наркомвнешторга т. Красина, удалось снестись с фирмой Гребсса и выяснить, что оба инструмента близки к окончанию. Несмотря на тяжелое в то время финансовое положение СССР, Рабочее правительство пошло навстречу ходатайству научных учреждений и отпустило средства для закрепления обоих телескопов за СССР. В конце 1924 г. рефлектор был уже готов, и для приема его Пулково командировало академика Белопольского, а весной т. г. пароход "Колыма" доставил телескоп со всеми необходимыми частями на Крымское побережье. Части телескопа настолько массивны, что для доставки их в Семеиз приходится прокладывать особую дорогу. Общий вес советского левиафана составляет 9 тысяч пудов. Диаметр зеркала 41½", толщина 8", вес зеркала 25 пуд. Фокусное расстояние равно 5 метрам. При желании, можно телескоп сделать длиннофокусным, для чего имеются добавочные зеркала в 12", с помощью которых можно доводить фокус до 45 метров, с силой увеличивания в 9 тысяч раз. Нормальное увеличивание телескопа только в 1600 раз! Это будет наиболее сильный астрономический инструмент в СССР. Подобной же величины телескоп имеется в Европе только на обсерватории Бабельсберга, вблизи Берлина.

В настоящее время ведется работа по установке рефлектора и купола, причем по условию, вся установка должна быть закончена не позднее весны 1926 г. Все движения телескопа и купола будут совершаться электрическими моторами. Возможно, что первые фотографические работы с этим телескопом удастся сделать осенью текущего года.

На последнем с'езде астрономов в Москве заведующий Семеизской обсерваторией астроном С. Н. Белявский сделают доклад с тех работ, которые пока намечены с новым инструментом. Главная задача рефлектора, — получение фотографий неба. В первую очередь предполагается произвести снимки туманностей в большом масштабе с тем, чтобы лет через 25—30, повторяя снимки, можно было судить о происшедших в туманностях изменениях. Это даст возможность выяснить законы движения газообразных масс внутри туманностей. В дальнейшем, при рефлекторе будет установлен спектрограф, с помощью которого будут производиться определения абсолютной яркости движения звезд.

Новый телескоп-гигант, установленный при Советской власти, без сомнения, послужит толчком для быстрого развития у нас астрофизики, для ряда новых, еще более блестящих открытий и завоеваний звездных глубин. Он позволит проникнуть туда, куда еще не проникал глаз красного астронома.

Еще большее значение получит Семеиз, если и второй телескоп, вместо Николаева, будет установлен здесь-же. Части этой трубы уже готовы. Нехватает только об'ектива. При этом рефрактор будет иметь, вместо предполагавшихся 32" — 41 дюйм в диаметре, т.-е. на 10" более Пулковского. В этом случае, Пулковская обсерватория понемногу отойдет на второй план, и вооруженный двумя мощными трубами Семеиз станет центром астрономических достижений СССР.

А. Соловьев