НАУКА И ТЕХНИКА, №33, 1925 год. В НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

"Наука и Техника", №33, август 1925 год, стр. 7-8

В НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Неискрящие щетки.

Динамомашины и электро-моторы постоянного тока обладают одним весьма серьезным недостатком, — склонностью к искрению на щетках. Причина искрения очень проста. Соседние пластины коллектора имеют различные потенциалы, т.-е. находятся под разными напряжениями. При вращении коллектора, проводящая ток щетка скользит по коллектору, переходя последовательно с одной пластины на другую. При всяком таком переходе устанавливается замыкание через щетку между двумя соседними пластинами. Замыкание это очень кратковременно, так как одна из пластин сейчас же выскальзывает из-под щетки. Благодаря тому, что описываемая электрическая цепь имеет некоторую самоиндукцию и размыкание происходит весьма быстро, вольтаж на расходящихся контактах (щетка и пластина) получает на мгновение сравнительно высокую величину, следствием чего является искра между этими контактами. Такое постоянное искрение вредно влияет на поверхность как щетки так и самого коллектора, покрывая их мелкими бороздками, окисляя контактную поверхность, отчего она начинает хуже проводить ток, и т. д.

Явление искрения уже давно привлекало внимание изобретателей, пытавшихся каким-либо образом его устранить. Однако, попытки их, направленные, главным образом на уменьшение разности потенциалов между пластинами, напр., путем увеличения числа последних и т. п., оставались до сего времени мало-удачными, требуя значительных изменений в конструкции динамо-машин, в сторону большей сложности, а значит и дороговизны.

По другому пути пошел в своих работах Экспериментальный Электро-Технический Институт (Москва). Здесь исследования были произведены со стороны влияния щеток на искрение и различных причин, оказывающих влияние на него. Было найдено, что можно добиться практически полного подавления искрения, применив особую, разработанную институтом, конструкцию щеток. Обыкновенная угольная щетка представляет собой брусок того или иного сечения, отпрессованный из специального угольного состава. Новая же щетка снабжена еще слюдяной пластинкой, закрывающей ее концы. Не будучи сама проводником тока, эта слюдяная оболочка мгновенно гасит возникшую было искру, так как благодаря высоким диэлектрическим (изоляционным) свойствам слюды, тот относительно малый вольтаж, который возникает при размыкании, пробить ее, с образованием искры, не может.

В результате получается более спокойная и продолжительная работа динамо или мотора постоянного тока. Если принять во внимание, что искрение является чуть ли не единственным крупным недостатком машин постоянного тока, то нетрудно получить представление о том значении, которое это изобретение может получить в промышленности.

Механическое обогащение радиевых руд.

Химическое извлечение радия из радиевых руд (кислотным способом) может быть экономиески производимо лишь при достаточном содержании активных веществ и отсутствии чрезмерных избытков известняка и другой пустой породы. Бедные полезными (активными) составными частями руды либо подлежат браковке, либо должны быть, до поступления в химическую переработку, тем или иным путем обогащены, т.-е. освобождены от значительной части балластных минералов (кальцита, барита и т. п.).

Геохимический и Минеральный Отдел Государственного Радиевого Института разработал для нужд радиевого завода на Тюя-Муюнском руднике (Фергана) новый механический способ обогащения перерабатываемых радиевых руд, основанный на относительно меньшей сопротивляемости раздавливанию и истиранию одних полезных составных частей руды, главным образом — минерала «тюямунита», и на относительно большей тяжести (уд. весе) других полезных минералов руды («туранит» и др.) — по сравнению с лучше сопротивляющимися раздавливанию и менее тяжелыми балластными примесями (пустая порода, вышеназванные кальцит, барит и т. п.). Для выполнения способа необходима лишь сравнительно простая установка. Обогащение дает концентрат с отбросом, примерно, 60% из ходовой руды. Добывается из получаемого концентрата до 80% всего заключенного в ней количества радия и иных ценных сопутствующих радию элементов.

Советская психотехническая лаборатория.

В целом ряде иностранных государств существуют самостоятельно или при соответствующих предприятиях психотехнические лаборатории; основная их задача — определить, насколько испытуемое лицо обладает необходимыми для данной профессии качествами. До сих пор, преимущественно, подвергались испытанию кандидаты на должность шофферов, вагоновожатых, машинистов и т. п. В последнее время — и на должности, требующие способностей к хозяйственному ведению дела.

В СССР психотехнические исследования велись в разное время различными учреждениями (НКТ и др.). Одной из новых, сравнительно оборудованных, лабораторий является Свердловская при Уральском Университете (Свердловск). Она оборудована новейшими приборами, напр., Эргографом Дюбуа для определения утомляемости, аппаратом Раншбурга для исследования памяти, хроноскопом Гинна для определения с точностью до 0,001 секунды скорости психофизической реакции, кимографом Людвига для регистрации изменений в кровообращении и дыхании и т.д. Большинство приборов изготовлены инженером Э. О. Курциным.

Из практических работ Уральской лаборатории надо отметить изучение различных профессий на металлургических заводах с целью выяснения тех качеств, которыми должен обладать рабочий; помимо этого, производится профподбор для тех или других предприятий, исследуются влияние работы и ее условий на организм человека, изучаются движения в различных процессах.

В сравнительно короткое время (с октября 1924 г.) лаборатория сумела широко поставить свою работу. Она организована по плану доктора медицины Г. В. Сегалина.

Всесоюзные испытания тракторов

В настоящее время уже выявилась настоятельная необходимость подытожить достижения наших заводов в области тракторостроения, выяснить достоинства и недостатки отдельных конструкций, их сравнительную экономичностьив т. д. С этой целью Ленинградский Государственный Институт Опытной Агрономии (ГИОА) в лице отдела машиноведения устраивает в этом году (июль—сентябрь 1925 г.) всесоюзные испытания советских тракторов. Участвуют тракторы: 1) «Фордзон—Путиловский» — 20 л. с. (колесный). 2) завода «Большевик» — 40 л. с. (гусеничный), 3) «Коломенец» — (колесный, нефтяной), 4) «Карлик», завода Я. Малина — (нефтяной, колесный), 5) «Коммунар», Харьковского паровозостр. завода (гусеничный), 6) «Запорожец», Укрсельмаштреста — (нефтяной, колесный). Испытания будут происходить на Акимовской станции в Екатеринославской губ.

Применение пенькового шпагата в сноповязалках.

По инициативе Научно Технического Совета Текстильной Промышленности при Научно-Техническом Отделе ВСНХ, на Машиноиспытательной Станции Тимирязевской Сельско-Хозяйственной Академии (Москва), под руководством проф. П. И. Бородина, были произведены опыты по использованию в сноповязалках существующих типов обыкновенного пенькового шпагата, вырабатываемого на фабриках Советского Союза. До последнего времени для сноповязалок применялся почти исключительно высокосортный американский шпагат (т. н. манильский), русский же клубочный шпагат считался для этой цели непригодным.

Работы Бородина выяснили полную возможность использования для сказанной цели обычных сортов нашего пенькового шпагата при весьма небольших изменениях в узловязателе сноповязалки. Эти изменения затрагивают лишь нож и клюв, при чем ими достигается необходимое увеличение углов сбега шпагата. Частые же обрывы шпагата, из-за узловатостей, устраняются попросту приданием нитке определенного натяжения, что разрешается применением шпулечной намотки, вместо клубочной.

Стоимость переделок по Бородину ничтожна: нож стоит 15—20 коп. и перемена клюва — 3 рубля. Переделка осуществима для сноповязалок всех ходовых образцов, как русских, так и заграничных.

Результаты проделанных Бородиным опытов имеют весьма большое значение. Ими открывается возможность полной замены привозного манильского шпагата шпагатом Ленинградского Пенькотреста. Уже в текущем году 30% всей потребности Республики могут быть покрыты продукцией последнего.

В Центральном Аэро-гидродинамическом Институте.

Институтом ведется крупная научно-исследовательная работа по авиации и гидроавиации, а также по изучению вопросов, связанных с использованием силы ветра.

Покойный проф. И. Е. Жуковский разработал незадолго до своей смерти вихревую теорию для расчета аэропланных винтов. Теория эта, дающая ключ к изготовлению одной из наиболее ответственных частей аэроплана, была использована институтом для постановки собственного производства винтов. В этом направлении были достигнуты крупные успехи. На ряде самолетов, изготовленных в последнее время в Союзе, были поставлены винты спроектированные институтом, давшие при испытании самые лучшие результаты.

Кроме того, работами института установлен наиболее рацональный тип быстроходного двухпластного ветряного двигателя, который дает мощность, при равной стоимости в 2,5 раза большую, чем новейшие многопластные ветреки американской конструкции. Несколько ветряных двигателей, построенных по новому способу, выработанному институтом, уже находятся в эксплоатации и дали благоприятные результаты.

Изучение звездного роя.

Астрономом Балановским было начато на обсерватории г. Николаева, Херсон. г. и закончено в лаборатории Пулкова в высшей степени интересное исследование звездных роев—близнецов, находящихся в созвездии Персея и известных любителям астрономии под названием h и Х Персея.

Целью этого изучения являлось желание определить число и яркость звезд, входящих в скопление, их взаимное расположение, направление движения и химический состав. Изучение производилось прямым наблюдением в фотометр (определитель яркости) Цольнера, укрепленный к 6 рефрактору.

Кроме того, через тот же рефрактор, Балановский производит снимки роя с помощью короткофокусной камеры, В дальнейшем, перенося свою работу в Пулково, он воспользовался фотографическими снимками звездного роя, снятыми астрономами Г. А. Тиховым и Костинским. Общее число наблюдений, которыми пользовался при своих исследованиях Балановский, достигает 2 тысяч.

В результате этих исследований выяснилось что радиус скопления Персея достигает 20 минут дуги (20). Число звезд, действительно принадлежащих скоплению — 135, из которых 77 находятся в скоплении h и 58 в скоплении X. Любопытно, что главная масса звезд, входящих в скопление, имеет яркость 9—10 величины. Ниже 11 величины звезд, в скоплении Персея не имеется и, повидимому, эта величина является для него пределом. Интересно распределение звезд в скоплении по яркости. Так в скопления h звезд до 8-й вел. только 3, восьмой вел. — 5; девятой — 25, десятой и одиннадцатой — 44.

Все остальные звезды роя, находящиеся в нем, повидимому, не относятся к скоплению, и их нахождение здесь действие перспективы.

Исследования Балановского показали также, что большая часть звезд роя принадлежит к типу Белых, наиболее ранних и наиболее раскаленных звезд.

Фотографии Пулковской обсерватории дали также возможность проверить параллакс (угол под которым видна с звездного скопления орбита Земли) и собственное движение звезд скопления, произведенные еще ранее астрономом Каптейном.