НАУКА И ТЕХНИКА, №47, 1926 год. НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

"Наука и Техника", №47, ноябрь 1926 год, стр. 20-22

На роторном судне через океан.

"Баден-Баден" (переименованное роторное судно Флеттнера, "Букау") совершил недавно замечательный переход через Атлантический океан, доказавший полную выгодность применения Флеттнеровских роторов на морских судах. Все расстояние между Гамбургом и Нью-Иорком, около 10.000 км, было покрыто судном со средней скоростью в 8½ узлов. Снабженный двумя роторами Флеттнера высотой в 15,6 м и диаметром 2,8 м, приводимыми во вращение со скоростью 120 оборотов в минуту электромоторами мощностью около 10—15 л. с. и вспомогательным двигателем Дизеля мощностью в 250 л. с. "Баден-Баден" вышел из Гамбурга 2 апреля. В Северном море он застал полный штиль. Благодаря штилю роторы не могли быть использованы и пришлось обратиться к помощи вспомогательного двигателя Дизеля. В канале погода изменилась, и в дальнейшем судно могло плыть, пользуясь исключительно роторами. У маяка Эддистон и на широте Гибралтара были встречены штормы. Скорость роторов была доведена до 100 об. в мин. Это оказало влияние на уменьшение качки судна, благодаря жироскопическому действию роторов. Остойчивость корабля осталась прежняя несмотря на большую высоту роторов. Опасения, что роторы во время шторма могут поломаться, не оправдались, хотя волнение было огромно, а шквалы следовали один за другим. Оба цилиндра вращались с полной скоростью, с гудящим звуком волчка. Шторм отнес "Баден-Баден" в сторону на 500 км. После шторма наступила хорошая погода, которая и сопутствовала судну до конца плавания. Переход роторного судна через океан доказал основательность мысли Флеттнера — использовать роторы в качестве вспомогательного двигателя, дающего возможность использовать силу ветра и получить таким образом значительную экономию в горючем.

Основные данные "Баден-Бадена" сдедующие: длина между перпендикулярами — 45 м, ширина — 9 м, осадка — 3,3 м водоизмещеине — 778 тонн,

Химически чистая соляная кислота.

Продажная соляная кислота обычно загрязнена солями железа, серной кислотой и др. нежелательными примесями, тогда как для многих химических производств требуется кислота химически чистая. Недавно в Германии изобретен новый способ изготовления соляной кислоты, дающий вполне чистый продукт. Способ состоит в том, что хлор и пары воды проводятся над древесным углем (при 600° Ц). На каждом заводе, где хлор получается как отброс при электролизе поваренной соли (при электролитическом добывании каустической соды) новый способ может быть с выгодой использован.

Давление ветра на строения.

Что давление ветра на различные сооружения [не]значительная величина — это известно давно. При расчетах мостовых ферм, крыш, заводских дымовых труб, маяков и проч. давление ветра принимается во внимание. Существуют известные нормы, по которым это давление и учитывается. Так для высоких сооружений принимают его равным 125 кг на кв. метр, для заводских труб эту цифру повышают до 200, а для маяков иногда даже до 330 кг на кв. метр.

Все же нужно сказать, что все эти подсчеты очень приблизительны, так как давление ветра на строения еще почти не изучено.

А между тем, это вопрос очень важный, особенно для построек, находящихся на открытых местах.

Недавно одно из учреждений Соединенных Штатов Америки произвело специальные опыты для выяснения этого вопроса.

Были устроены специальный туннель в 3 м диаметром, для искусственного ветра, и модель здания, простого по очертаниям, — 0,6 м высотой и 0,2 м шириной, с гладкой наружной поверхностью. Эта модель помещалась на вращающемся столе, что позволяло ставить ее под любым углом к направлению ветра из туннеля. По высоте модель здания располагалась так, чтобы ее нижний край был на уровне нижнего края туннеля. Специальное устройство позволяло поднимать по желанию модель над этим уровнем на 0,6 м.

Были произведены многочисленные опыты при разных положениях модели здания по высоте и при разных углах поворота модели в отношении направления ветра.

Для определения давления ветра, на стенках и крыше модели был сделан ряд отверстий, сообщенных с манометрами.

В результате опытов оказалось, что давление ветра является наибольшим, когда направление ветра перпендикулярно к стене здания. В этом случае при скорости ветра 120 км в час оно оказалось равным около 100 кг на кв. метр. Все результаты опытов, которые еще продолжаются, сведены в диаграммы, которыми и будут пользоваться на практике.

Сверлильный станок для мостовых работ.

Наш рисунок изображает один из сверлильных станков, специально построенных для крупных мостовых работ в г. Сиднее (Австралия). Для работы этот станок устанавливается (вернее подвешивается) на роликах 1 к поясу мостовой фермы 2 и катится по ней, по мере исполнения работы. Верхняя часть станка сделана особенно прочной, чтобы за нее весь станок можно было подъемным краном переносить с одного места на другое.

Как видно из рисунка, к широкой колонне 3 прикреплен вертикально винт 4, по которому вверх и вниз, вместе с платформой 5, ходит суппорт 6. Для вращения этого винта, т.-е. для передвижения суппорта, установлен специальный электромотор 7. Суппорт может передвигаться и по горизонтали, но уже вручную. Все управление как ручное, так и моторами сосредоточено на платформе 5, где стоит рабочий.

Сверло 8 вращается, помощью зубчатых колес и цепи Галля, мотором 9. Ход сверла—0,3 м, число оборотов 150 в минуту. Благодаря вертикальному и горизонтальному передвижениям суппорта, можно, не передвигая всего станка в целом, пройти сверлом пространство в 3,6 м высотой и 0,5 м шириной. Таких станков построено 6 штук и все они уже работают.

Влияние морских течений на климат.

В английском журнале "Природа" опубликованы интересные исследования датских метеорологов Иогансена и Иенсена о влияниии морских течениий в окружающих Данию водах на климат страны и возможности, путем изучения температуры и солености этих течений, делать заблаговременные предсказания о температурных условиях лета как в Дании, так и в окружающих ее странах.

Еще прежние морские исследования показали, что в Категатском проливе, отделяющем Датские острова от берегов Скандинавского полуострова и Балтийское море от Северного (Немецкого), существует двойное течение — поверхностное — из Балтийского моря в Немецкое, и нижнее — из Немецкого моря в Балтийское. Изучение этих течений заставило обоих исследователей притти к выводу, что между величиной солености течения, идущего из Немецкого моря в Балтийское, и температурой на Датских островах, в летнее время, существует связь. Подобная же связь и зависимость найдена ими и между температурой и соленостью обоих течений.

Так, малая соленость нижнего течения, наблюдаемая в северных частях Категата около мыса Скагена в апреле-мае месяце, сопровождается высокой температурой июня и июля на побережьи Дании и Скандинавских стран и, наоборот, малая соленость нижнего течения соответствует низкой температуре.

Ядовитость химических карандашей.

Красящим веществом в химическом карандаше является метиловая фиолетовая краска, проявляющая свое ядовитое действие уже в 1% растворе. Участившиеся за последнее время случаи отравления заставили германских врачей обратить серьезное внимание на это, до сих пор неисследованное, явление. Следует остерегаться, при очинке химического карандаша, попадания частиц в глаза, точно также необходимо избегать уколов кожи острием карандаша. Оба эти случая наиболее часты. При этом метиловая фиолетовая краска медленно проникает в окружающую ткань и вызывает ее омертвение. Лихорадка, глубокая усталость, катарральное состояние кишек, желтуха, при известных обстоятельствах даже отмирание и отпадение пальца, в который проник кончик карандаша, — все эти явления, как показывают наблюдения на практике, вызываются химическим карандашом. Помочь может лишь спешное вырезывание пораженного места с небольшим участком окружающей его ткани. Итак, величайшая осторожность в обращении с химическим карандашом!

Подземная гидросиловая станция.

Среди стран, богатых белым углем, Швеция занимает весьма видное место; она располагает водной энергией, общая мощность которой оценивается при полных водах в 10.000.000 лош. сил. В настоящее время из них использовано 1.064.282 лош. сил, на 648 гидравлических установках. Большинство шведских гидравлических установок принадлежит к низконапорному типу, используя падение воды в 4—15 метров; лишь малая часть их использует более высокое падение воды от 15 до 50 метров; напоры же свыше 50 метров совершенно исключительны для этой страны. Среди ныне существующих в Швеции гидро-электрических станций наиболее интересной является Центральная Государственная Станция в Поржюсе, использующая верхнее падение реки Люль Альв, несколько ниже озера Люль Жор. Эта станция расположена в 50 км севернее Полярного Круга; суровые климатические условия выдвинули необходимость совершенно специальной установки, для предохранения механизмов от льда и для возможности беспрерывной работы станции в течение круглого года, не взирая на ледяные заторы и глубокое промерзание реки.

Для осуществления этих условий машинный зал целиком расположен под землей в скальном (гранитном) грунте, в 50 м от поверхности земли; также под землей расположены турбины, напорный трубопровод, всасывающие трубы и трубы водослива. Установка снабжена 6 горизонтальными турбинами Фрэнсиса, каждая из которых развивает мощность в 15.000 лош. сил; общая мощность всей станции около 90.000 л. с. Центральная гидро-электрическая станция в Поржюсе представлена в разрезе на приложенном рисунке: 1 — турбины, 2 — генераторы, 3 — машинный зал, 4 — мостовой кран для осмотра и ремонта генераторов, 5 — шахта, подъемника, 6 — подъемник, 7 — шахта электрической проводки, 8 — наружное здание станции. 9 — трансформаторы, 10 — масляные выключатели, 11 — шины с разъединителями, 12 — линия электро-передачи, 13 — аванкамера, 14 — опускные щиты, 15 — предохранительная решетка, 16 — напорный трубопровод, 17 — всасывающая труба, 18 — отводящий канал, 19 — верхний водосливный бассейн, 20 — водосливные трубы, 21 — нижний водосливный басссйн. 22 — подземный водоотводный канал.

Большая часть добываемой станцией электрической энергии используется электрифицированной железной дорогой Люлеа-Нарвик; остающаяся мощность распределяется между лежащими поблизости населенными пунктами.

Рекордный автомобильный пробег.

Американские автомобильные гонщики Миллер и Вибер недавно совершили грандиозный пробег Сан-Франциско—Нью-Йорк, общей длиной в 5.417 километров. Это расстояние было покрыто в 83 часа, 12 минут, включая остановки для возобновления запасов бензина, масла, пищи, перемены шин и т. д. Таким образом, средняя скорость пробега составила 65 км в час — скорость хорошего курьерского поезда. Следует отметить, что такая скорость была достигнута, несмотря на осеннюю распутицу и чрезвычайно оживленное движение. Гонщики сменяли друг друга на ходу. Рекорд был поставлен на 48-сильном автомобиле.

Чтобы представить себе длину пробега, достаточно сказать, что она равняется девятикратному расстоянию от Ленинграда до Москвы.

ГИГАНТСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НОЖНИЦЫ.

Для разрезания железных полос при производстве листового железа обычно употребляют большие металлорезательные ножницы, чаще всего действующие вручную; такие ножницы, при кропотливости их работы, кроме того не дают уверенности в точном соблюдении требуемой длины отрезаемого куска. В Англии выпущены на рынок ножницы для металла с электрическим приводом новой системы, точно отрезающие в один прием 7 кусков металла, заданной длины и значительно ускоряющие работу.

Рабочий мотор развивает при 580 оборотах мощность в 40 лош. сил и при 750 оборотах — 60 лош. сил.

Вспомогательный мотор в 7 лош. сил служит для регулирования расстояния между ножами, которая может быть, изменяема в пределах от 0,6 до 1,0 м. Все восемь нижних лезвий имеют лопатообразные продолжения вниз, служащие направляющими для отрезанных железных кусков, попадающих по ним на подвижную транспортерную ленту; перебрасывающую куски в специально приспособленные ковши. Заполненные ковши выбираются кверху подвижной лебедкой, ходящей по рельсам мостового крана, расположенного над ножницами. Отдельные моторы предусмотрены как для транспортерной ленты, продвигающейся со скоростью 57 м в минуту, так и для барабана лебедки, равно как для перемещения последней по мостовому крану. Операция резки железных полос производится двумя рабочими, вся работа которых заключается в систематическом подталкивании этих полос к раскрытому зеву машины. На приложенном рисунке представлен внешний вид электрических ножниц де Берга: 1 — основание машины, 2 — лопатообразные направляющие. 3 — башмак, в который упираются левые концы разрезаемых полос, 4 — нижний ряд лезвий, 5 — верхний ряд лезвий, 6 — башмаки верхних лезвий, 7 — станина, по которой передвигаются башмаки верхних лезвий при изменении расстояния между ними, под действием мотора; 8, 9 — вал и зубчатые передачи, осуществляющие изменение расстояний между всеми восемью парами лезвий, 10 — вал от главного мотора, с зубчатым маховиком 11, передающим вращение двигателя к механизму ножниц. На рисунке ножницы установлены на максимальное расстояние между лезвиями, равное 1 метру; величина раздвига лезвий автоматически отмечается особым циферблатным указателем, не показанным на рисунке.