НАУКА И ТЕХНИКА, №47, 1926 год. ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЯМИ

"Наука и Техника", №47, ноябрь 1926 год, стр. 23-24

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЯМИ


Ответы даются только ПОДПИСЧИКАМ журнала "Наука и Техника". Число вопросов в каждом письме не должно превышать ТРЕХ. Вопросы должны быть написаны ЧЕТКО и разборчиво на отдельном листке с фамилией и точным адресом запрашивающего. Вопросы должны быть изложены ЯСНО и просто без каких бы то ни было излишних вступлений и предисловий. ДЛЯ ОТВЕТА НЕОБХОДИМО ПРИЛАГАТЬ ОТКРЫТКУ ИЛИ КОНВЕРТ С МАРКОЙ. Письма без марок УНИЧТОЖАЮТСЯ. В отделе "Переписка с читателями" печатаются ответы, представляющие общий интерес, независимо от того, был ли на них дан ответ отдельным письмом.

Редакция не дает справок о ценах на книги, предметы технического оборудования и материалы, не высылает книг, не дает заочных медицинских советов, не дает подробных конструктивных данных для постройки предметов технического оборудования. Проекты вечных двигателей рассматриваться не будут, и ни в какие объяснения по таким проектам редакция не вступает. Непринятые заметки и статьи уничтожаются.

Прием по делам редакции ежедневно от 8—10 час. вечера.

Весь материал — статьи, заметки, запросы — следует направлять на имя тов. М. РАППЕПОРТА — редакция журнала "НАУКА и ТЕХНИКА", ЛЕНИНГРАД, ФОНТАНКА, 57.


Тов. А. Ш. (с. Васильевка). — Будет ли летать планер, имеющий след. характеристики: размах — 6 м, удлинение = 6; стабилизатор — ½ кв. м, угол атаки крыла +20°? Вес с летчиком — 60 кг.

Нагрузка нормального планера колеблется в пределах 6—15 кг на кв. м. Вы берете нагрузку = 10 кг/кв. м. При этой нагрузке вес нормального планера, согласно опытных данных, будет приблиз. равным 80 кг. Вес летчика обычно считается = 70 кг. Так что общий вес планера будет около 150 кг. Исходя из этих данных, уже можно определить прочие данные планера. Обычные пределы размаха крыльев у моноплана 8 —15 м. Угол атаки вашего планера взят совершенно произвольно. Обычно берут наивыгоднейший или экономический угол, смотря по заданию. Эти углы гораздо меньше и определяются опытными данными в зависимости от выбранного профиля.

Прежде чем строить планер, необходимо произвести его полный аэродинамический расчет и расчет на прочность. Незнакомому с методами расчета лучше всего строить планер по готовым уже сделанным чертежам.

На остальные вопросы ответ заготовлен письмом. Пришлите адрес.

Тов. М. Каракозову (г. Тифлис). — Мировой рекорд дальности и продолжительности полета летающей модели считается за немцем Мебиусом, модель которого совершила 17/V—26 г. полет продолжительностью в 21 м. и длиной около 4.000 м.

Модель тов. Давтяна на состязаниях в г. Эривани пролетела свыше 4.000 м и продержались 27 м. К сожалению, этот мировой рекорд не считается официальным (не зарегистрирован).

Тов. Лазареву (Николаев). — Литературы специально по постройке охотничьих лодок на русском языке не имеется.

Для начинающих заниматься фотографией могут быть полезны следующие книги. Евдокимов. "Популярное руководство по фотографии". Гос. Тех. Издат. (Ленинград. Пр. Володарского, 25. Москва. Ул. Герцена, 31). Того же автора в том же издательстве выпущены книги по отдельным вопросам фотодела. "Научное книгоиздательство" (Ленинград. Пр. Володарского, 25) выпустило ряд популярных брошюр по любительской фотографии. В Москве акц. обществом "Огонек" (Моск. Тверской бульвар, 20) издается двухнедельный журнал "Советское Фото" и также выпущен ряд хороших брошюр.

Тов. Пашину. (Мотовилиха, Перм. окр). — Подвесные моторы для шлюпок изготовляются множеством иностранных фирм. В настоящее время можете выписать моторы в 1¾ силы шведской фирмы "Сваллян" из Ленинграда, от Севзапторга.

Тов. Н. Захарову (Москва). Точный рецепт целлулоидного лака для холодного эмалирования нам неизвестен. Достать его можно только за границей.

Тов. А. Петрову (слушателю В. М. У.). Ваш проект предлагался уже неоднократно. Он хорош лишь на бумаге. Но если учесть "все данные" (т.-е. трение колес о рельсы, трение в буксах, трение о воздух, необходимость торможения во избежание превышения максимально допустимой скорости и т. д.), то легко найти, что поезд, выйдя из Москвы, до Ленинграда не дойдет.

Тов. А. А. Семенову (Ленинград). 1) Во время гибели парохода холодная вода попадает в топку, нагретую до высокой температуры, что может вести к трещинам в топке или в огневой коробке. Взрыв котла все же очень мало вероятен. 2) Переборки "Буревестника", как речного парохода, не были рассчитаны на непотопляемость судна при затоплении одного из отсеков. Кроме того, по газетным сведениям, во время столкновения со стенкой концевая переборка была разрушена. 3) Чтобы восстановить перекаленный медный паяльник, достаточно обчистить его наждачной шкуркой.

Тов. Екимову (Торжок). Вы, повидимому. предполагаете, что радио-волны есть некоторое количество электричества, которое, проходя приемную антенну, действует на телефон. Это не так. Переменный ток в антенне индуктируется переменным электрическим полем, которое и представляет из себя электромагнитную волну. Подробно это изложено в выпуске № 10 "Библиотеки журнала "Наука и Техника" — "Основы радио-техники".

Тов. Лещеву (Сестрорецк). Очень рады, что построенный по нашему описанию приемник удовлетворяет вашим требованиям. Перечень детекторных пар будет приведен в одной из ближайших книг "Библиотеки Науки и Техники", с предположенным заглавием "Радио-приемники и его части".

Г. Ю. Шаршинскому (Павлово на Оке). — Предлагаемый вами способ подъема затопленных судов помощью воздушных баллонов новостью не является. Установка же в этих баллонах механизмов поведет к чрезмерно большим и нерациональным расходам.

Тов. С. Штейну (Одесса). Присланное не подошло. Об остальных ваших статьях можем иметь суждение лишь прочтя их.

Тов. Аук(3аболочье, Кингисеппск. у.). 1) Есть ли прилагаемый мною металл латунь и какое вообще отличие латуни от желтой меди? 2) Сколько стоит метр антенного провода? 3) Какой размер платы для любительских радио-установок?

1) Прилагаемый вами металл латунь. Латунь и желтая медь одно и то же. 2) Справок о ценах не даем. 3) Для рабочих, служащих и учащихся абонементная плата 1½ руб. в год за детекторный приемник и 3 руб. в год за ламповый.

Тов. Моравскому (Луга). 1) Какова диэлектрическая постоянная целлулоида? 2) Приведите существующие формулы для подсчета самоиндукции сотовых и корзиночных катушек?

1) Диэлектрическая постоянная целлулоида колеблется около 4, в зависимости от взятого образца. 2) Простейшая формула для расчета сотовых катушек с внутренним диаметром в 5 см и длиной в 2½ см следующая: L = 0,545N2 в микрогенри, т.-е. тысячах сантиметров. Для корзиночных катушек с внутренншя диаметром в 5 см и наружным в 8—10 см подходит формула L = (0,9N)2 тоже в микрогенри.

Тов. Самонти (ст. Баженова). Изд-во "Красной Газеты" высылает только изданные им книги. В Библиотеке журнала "Наука и Техника" вышли по радио две книги: "Основы радио-техники" и "Установка радио-приемника". Цена каждой книги —17 коп. с пересылкой, можно марками.

Тов. Соколову (п. о. Марево). Вы не пишете, какой системы элементы вы хотите сделать. Различные системы дают разные напряжения, а также различные емкости. Если вы нам укажете систему элемента, мы вам укажем напряжение, даваемое этим элементом. Емкость элемента по данным размерам вычислить довольно трудно.

Тов. Волкову (Миасс). Изд-во "Красной Газеты" книги других издательств не высылает. Описания же многоламповых приемников в изданиях "Красной Газеты" не помещались.

Тов. М. Н. Мурашеву (Луганск). По последним опубликованным сведениям, общая длина морских телеграфных кабелей составляет 637.730 км. Если бы все эти кабеля соединить вместе, то можно было бы обмотать землю по экватору почти 16 раз. Какой кабель самый длинный, сказать затрудняемся — в новой литературе достаточно определенных данных найти не смогли. Во всяком случае, цифру 7.000 км можно считать приблизительно правильной. Согласно сведений "Международного Почтового Союза" на 1925 г., число телеграфных кабелей, находящихся в работе, составляет 3650 штук. В настоящее время заканчивается прокладка трех новых крупных кабелей в Атлантическом океане: Эмден — Азорские острова, Рим — Малага — Азорские острова и Малага — Южная Америка. Радиопередача, несмотря на свою дешевизну, не вполне заменяет телеграфирование по кабелям ("каблограммы"), так как передача по радио сокращенных или кодированных телеграмм дает не всегда надежные результаты (получаются искажения) и не обеспечивает секретности сообщения.

Тов. Никонову (Гуниб). В СССР велосипеды не изготовляются. Иногда Главшвеймашина получает велосипеды из-за границы для распределения среди трудящихся. Подержанные велосипеды можно купить на частном рынке. В Госторге имеются велосипеды-тандэмы (на двоих) по 310 руб. штука.

Тов. Козлову (г. Юрьевец). 1) Детекторный приемник дать достаточной мощности для громкоговорителя вообще не может.

2) Изолированную проволоку диаметром 0,05 мм приобрести можно, по всей вероятности, в магазине акц. о-ва "Радио-Передача" (Москва, Никольская, 3).

3) Требуемый для громкоговорителя магнит в продаже не имеется. Его придется сделать самому.

Тов. Гавриленко (село Крестцы). Заявления, подаваемые рабочими и служащими для получения разрешения на радио-установку, гербовому сбору не подлежат. Для лиц свободной профессии и проч. установлен гербовый сбор в два рубля.

Тов. Скибинскому (Харьков). 1) Действие приемника зависит в большинстве случаев совсем не от схемы, а от тщательности сборки, качества частей приемника. Наилучшие результаты в большинстве случаев дает схема с вариометром и удлинительной катушкой.

2) На тему о самодельном громкоговорителе в "Науке и Технике" было помещено несколько статей.

3) Установка в детекторном приемнике конденсатора переменной емкости в большинстве случаев пользу не принесет.

Тов. Б. Полухину (пл. Ухтомская). 1) Медные части приемников для предохранения от окисления можно покрыть обыкновенным спиртовым лаком.

2) Для придания калошам старого блеска их покрывают специальным лаком. Состав этого лака нам не известен.

3) Использованная батарейка от карманного фонаря составляет настолько малую ценность в качестве материала для перезарядки, что выгоднее бывает купить новую батарейку или сделать ее самому с самого начала.

Тов. Н, Мажокину (Москва). 1) Для полета на "тобогане" необходима достаточно крутая и высокая гора. С крутой горы достаточен разбег в несколько десятков метров.

Подробные сведения о том, как самому сделать летающий тобоган, помещены в № 10 "Н. и Т." за 1926 г., в отделе "Переписка с читателями". Редакция не дает исчерпывающего ответа о размерах тобогана, потому что тобоган был построен и испытан только его изобретателем и не является летательным аппаратом, имеющим стандартизованные размеры. Кроме того, спорт на тобогане является довольно рискованным и требует большой осторожности и опытности.

Из примера, приведенного в № 10 "Н. и Т.", видно, что тобоган, имеющий размах 3 м, ширину крыльев — 1 м и угол аттаки — 15°, развив скорость около 60 км в час, поднимает около 4 пудов. Размер салазок 1300 × 350 мм.

Тов. А. А. Жиганову (Донбасс). 1) Мотор для "дешевого аэроплана" должен иметь мощность 20—30 л. с. По поводу приобретения мотора спишитесь с Авиахимснабом (Москва, Никольская, 17). Что касается до пропеллеров, то пропеллеров для авиеток в продаже не имеется. Деревянный пропеллер придется сделать самому, при чем диаметр и шаг его определите на основании данных купленного мотора (число оборотов).

2) В № 41 помещены дополнительные данные о дешевом спортивном аэроплане. Там вы найдете более или менее подробные сведения об устройстве крыльев и фюзеляже. В качестве руководства по постройке отсылаем вас к журналу "Самолет", недавно прекратившему свое существование. В старых номерах вы найдете некоторые детали постройки аэроплана. Эти №№ суть № 12 за 1925 г. (№26) и №1 (27) за 1926 г. Эти №№ можете приобрести в любом отделении Авиахима или же в складе Авиахима (Москва, Никольская, 17). Иных руководств по постройке не имеется.

3) Потолок аэроплана — 2100 метров.

Тов. В. П. Андронову (Ташкент). Дополнительные сведения о "дешевом аэроплане" были помещены в № 41 журнала "Н. и Т." При постройке в качестве некоторого вспомогательного руководства вы можете пользоваться статьями "Детали самолетов и планеров", помещенными в журналах "Самолет" № 12 (26) за 1925 г. и № 1 (27) за 1926 г. Журнал этот в настоящее время прекратил свое существование, но старые номера можно выписать из Авиахима (Москва, Никольская, 17). Спрус можно заменить русской сосной. Ясень необходим в наиболее ответственных местах. Минимальная мощность мотора — 20—25 л. с. О покупке мотора спишитесь с Автопромторгом (Москва) и Авиахимснабом (Москва, Никольская, 17). Хорошо, если достанете мотор "Анзани" в 35 л. с.

Л. И. Парницке п/о. Бологое (Новг. г.). 1) Выписать иностранную литературу можно через акц. о-во "Международная Книга" (Москва, Кузнечный Мост, 12).

2) Новый стиль введен папой Григорием XIII в 1582 г. Юлианский календарь (старый стиль) назван по имени Юлия Цезаря, который ввел его в 46-м году до нашей эры. Юлианский календарь каждые 128 лет опаздывает на 1 день. Поэтому, казалось бы, что за 344 года, протекшие со времени введения Григорианского календаря в 1582 г., разница между обоими способами летоисчисления должна была бы составить всего около 3 дней. Однако, как известно, в настоящее время эта разница составляет 13 дней. Объясняется это тем, что когда папа Григорий XIII производил реформу, то было решено выпустить сразу 10 дней, и в 1582 г. день, следовавший за 4 октября, был уже 15-м числом. За истекшее же время разница увеличилась еще на три дня, что составило в сумме 13 дней.

Тов. Лотоцкому (м. Белиловка). Получить звание радио-техника можно, сдав соответственный экзамен при Ленинградском Электротехникуме (Ленинград, В. О., 10 линия, 6). Выпишите оттуда программы.

Тов. В. Сапожникову (Ленинград). За разрешением на печатание какой-нибудь брошюры следует обратиться в ленинградский гублит. Предложить вашу табличку можно Гостехиздату.