"Наука и Техника", №20, май 1925 год, стр. 5-7

К первым ленинградским состязаниям летающих моделей.

Увлечение авио-модельным спортом за последний год широко распространилось по СССР, захватывая с каждым днем все большие и большие круги населения. Десятки кружков организовались и организуются в Ленинграде, Москве, Тифлисе, Казани, в Костроме.

В Москве открываются курсы, задачей которых является подготовка руководителей кружков простейшего спорта, другими словами, руководителей постройки различного рода летающих моделей. Такие курсы пришлось организовать потому, что многие кружки, возникавшие среди фабзавуча, комсомола и вообще учащейся молодежи, распадались за неимением руководителей.

С осени прошлого года впервые начинают устраиваться публичные состязания летающих моделей в различных городах СССР.

Наиболее интересными из них, в смысле полученных результатов, являются первые московские состязания и вторые тифлисские, описание которых мы приводим ниже.

Первое Ленинградское состязание летающих моделей аэропланов и планеров было устроено 20 апреля в здании б. Михайловского манежа. В состязаниях приняли участие 28 летающих моделей и 5 моделей-планеров, построенных, главным образом, кружками Ленинграда. Несколько летающих моделей было прислано из Новгорода и Петергофа.

Не особенно блестящие результаты состязаний об'ясняются, с одной стороны, сравнительно слабой подготовленностью и малоопытностью кружков, выступавших впервые, а, с другой стороны, — обстановкой, в которой происходили полеты.

Прежде всего о технической стороне состязаний. На правильно поставленных состязаниях сравнительная оценка летающих моделей должна производиться по покрытому расстоянию, по продолжительности полета и по достигнутой высоте под'ема. Должно быть принято во внимание, каким мотором снабжена модель, — резиновым или не резиновым, вес модели, нагрузка на крыло. Летные качества моделей зависят также от их длины. Более длинные модели, с более сильными резиновыми моторами, в состоянии дать гораздо большую продолжительность и дальность полета. Кроме того, модели разделяются на модели, копирующие аэропланы, и на модели с бруском, вместо фюзеляжа. Вторые более легки, и, следовательно, их летные качества несколько отличаются от летных качеств моделей тяжелых.

На ленинградских состязаниях участвовали самые разнообразные типы моделей. Однако, определенных правил оценки летающих моделей на состязаниях заранее установлено не было, к конкурсу были допущены все модели без исключения, даже такие модели, полет которых заранее был обречен на неудачу, благодаря чему впечатление от состязаний получилось довольно сумбурное. Подавляющее большинство моделей оказалось совершенно не выверенными, что об'ясняется неподготовленностью участников состязания, захваченных об'явлением конкурса врасплох и не имевших времени и соответствующего помещения для предварительного испытания моделей. На основании этого, устроенный конкурс скорее следовало бы назвать первым публичным испытанием, чем состязанием моделей.

Из 28 моделей, принимавших участие в конкурсе, подавляющее большинство принадлежало к типу монопланов с бруском, вместо фюзеляжа. Кроме того, был представлен 1 биплан, построенный кружком моделистов при Ленинградском Аэроклубе, две летающих модели, копирующие настоящие аэропланы, модель с мотором, действующим сжатым воздухом, и др.

Наилучшие результаты дали модели, построенные при Ленинградском Аэро-клубе кружком юных моделистов, под руководством В. Н. Паталеевой.

Первый приз получила модель этого кружка № 13, построенная учениками советских школ Шприц, Харитоновым, Бубновым и Ким (рис. 1).

Рис. 1. Модель № 13, взявшая первый приз (построена кружком юных моделистов при Ленинградском Аэро-клубе ОДВФ).

Модель представляет собой моноплан, очень простой по форме, с бруском, вместо фюзеляжа, и совершенно плоскими крыльями. Подобного рода модели успешно строились заграницей 10 лет тому назад.

Крылья — плоские, состоящие из двух продольных тонких деревянных планочек (лонжеронов) с приклеенными к ним поперечными деревянными планочками (нервюрами). Снизу крылья обтянуты папиросной бумагой. Размах крыльев — 110 см, ширина — 13 см. Брусок длиной 74 см. имеет прямоугольное сечение. Стойки шасси деревянные, круглого сечения, диаметром в 5 мм. с алюминиевыми стаканчиками на концах. Колеса вырезаны из фанеры и имеют резиновый ободок. Они сидят на оси, сделанной из двух миллим. стальной проволоки. Винт алюминиевый, диаметром в 30 см. Мотор — резиновый, состоит из 6 резинок и закручивается на 220 оборотов. Модель оказалась выверенной лучше всех остальных и пролетела почти по прямой линии 23 м. при испытании на дальность полета с разбега и на 34 метра, будучи пущена с руки, — наилучшие результаты достигнутые на состязаниях.

Следует также отметить модель, построенную т. Афанасьевым, студ. Технологического Института (рис. 2). Она представляет собой точную копию первого советского пассажирского металлического аэроплана АНТ-2, описание которого было приведено в № 44 "Н.иТ." за 1924 г. Модель построена из деревянных планочек, картона (нервюры), проволоки и папиросной бумаги. Винт деревянный, скопированный с винта Цаги. Модель пролетела 16 м. при первом испытании и 20 м. при втором. Эти результаты следует признать довольно удачными, так как модели копирующие аэропланы выходят всегда сравнительно очень тяжелыми, а потому и плохо летающими.

Рис. 2 — Модель Афанасьева — третий приз.

Модель Афанасьева, обтянутая папиросной бумагой голубого цвета, выглядела с внешней стороны очень эффектно. На состязаниях она заняла третье место.

Всеобщее внимание обратила на себя модель "Око", построенная т. Антоновым, инструктором аэро-спортивного кружка при фабрике им. Урицкого (рис. 3 и 4). Модель очень сильная, но к сожалению не выверенная. Каждый раз, при пуске, модель, вместо того, чтобы лететь прямо, делала крутой вираж вправо и с силой ударялась в публику. Возможно, если бы состязания были устроены где-нибудь на плацу, результаты получились бы другие: модель, вероятно, сделала бы несколько красивых кругов над полем. Это одна из удачнейших моделей конкурса.

Рис. 3 — Модель Антонова, внешний вид.

Крылья ее в плане имеют форму трапеции с несколько загнутыми назад краями, единственный деревянный лонжерон тянется вдоль всего крыла; нервюры — из тонкого картона, профиль Прандль-426. Деревянный, таврового сечения брусок заменяет собой фюзеляж модели. Интересной особенностью модели является соединение ее крыла с бруском. Соединение устроено в виде подвижной алюминиевой скобы, обхватывающей посередине лонжерон крыла и скрепляющей его с бруском. Скоба может передвигаться вдоль бруска, передвигая крыло, чем достигается возможность регулирования центра тяжести и центра давления. Вес модели около 450 гр. Винт деревянный, мотор состоит из 7 полос резины, позволяющих закручивать винт на 300 оборотов. Модель пролетела 17 метров по по прямому пути и взяла 4 приз. Размах крыльев ее — 110 см. длина модели также 110 см.

Из пяти представленных моделей планеров первый приз достался планеру—моноплану, построенному т. Харитоновым в кружке юных моделистов при Ленинградском аэроклубе. Этот планер пролетел всего 12 метров, остальные — и того меньше.

Рис. 4. Модель Антонова — 4-й приз.

Несмотря на сравнительную неудачу первых ленинградских состязаний, нельзя не отметить их большую роль в деле развития авио-модельного спорта в Ленинграде. Они показали ошибки, которые без сомнения будут изжиты впоследствии, а сейчас возбудили огромный интерес молодых зрителей к этому виду авиоспорта.

В других городах СССР достижения модельного авио-спорта представляются в следующем виде.

Первые московские состязания летающих моделей состоялись 28 сентября прошлого года в павильоне иностранного отдела Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В конкурсе приняло участие 113 моделей, из них 35 летавших, 12 не летавших, 25 бумажных планеров и 29 не летающих моделей, в точности копирующих аэропланы. На состязаниях выделилась модель Фаусека, поставившая первый всесоюзный рекорд дальности полета в 45 метров и продолжительности полета — 13,5 сек. Модель Фаусека представляет собой моноплан с алюминиевой трубкой вместо фюзеляжа.

Из других моделей выделилась большая модель Иванова, поднявшая 250 гр. при собственном весе в 875 грамм. Эта модель дала и наивысшую скорость полета — 10 м в сек. Большие размеры модели не дали ей права принять участие в состязаниях наравне с другими моделями.

Из не полетевших моделей обратила на себя внимание модель Авро. Эта модель была снабжена ротативным мотором со сжатым воздухом, но не полетела, так как оказалась слишком тяжелой.

Рекорды Москвы были побиты на вторых состязаниях летающих моделей в г. Тифлисе, на открытом воздухе, 28—31 декабря прошлого года. В состязаниях участвовало 54 модели, выставленных различными кружками Грузии. Состязания прошли очень оживленно. Почти все модели успешно летали, при чем самая худшая из них пролетела 17 метров. Всесоюзный рекорд был побит моделью Умикова, пролетевшей на 12 метровой высоте, при 20 секундной продолжительности — 58,7 метров. Модель Умикова представляет собой биплан с бруском вместо фюзеляжа. Модель Туркестанова с ракетным мотором пролетела 82 метра, а на втором полете с ней случилась катастрофа и она обгорела. На Батумских показных состязаниях модель Умикова пролетела 67,5 метров. Некоторые модели совершили замечательно красивые фигурные полеты над полем. Так, модель Туркестанова, поднявшись на высоту в 10 метров, плавно три раза обошла все поле, продержавшись 87 секунд в воздухе. Несколько недель тому назад модель Умикова поставила новый всесоюзный рекорд дальности расстояния в 160 м.

Из оригинальных моделей следует отметить модель "Гирсокуль", принимавшую участие в модельных состязаниях в Казани. Она представляет собой свободонесущий моноплан, толстого профиля, с пятью резиновыми моторами, скрытыми в толще крыла.

Модельный спорт в СССР еще слишком молод, и нет ничего удивительного, что, вследствие неопытности, ему присущ ряд недостатков.

Большинство моделей делается без всяких расчетов. Регулировка их очень слаба и неумела, иногда не хватает материалов (алюминия, дюралюминия и т. д.). Все это однако мало по малу изживается, и строители моделей приобретают опыт, который даст им возможность конкурировать с заграничными.

В заключение следует упомянуть о двух интересных достижениях модельного спорта заграницей.

  1. На Дайтоновских состязаниях в Америке в 1924 г. модель Роберта Джерос продержалась в воздухе 10 м. 43 сек., покрыв расстояние в 2250 м. несмотря на сильный ветер.

  2. Во Франции на соревновании моделей маленькая модель Гастона Болье, пущенная с привязного аэростата с высоты в 2000 метров, через 11 минут полета потерялась из виду, поднявшись на высоту около 500 метров1. Спустя некоторое время модель была найдена в Версальском саду.

Инж. К. Кирпичников.


1 Цифра 500 метров напечатана в тексте статьи. Возможно, это опечатка. (примечание составителя).


Hosted by uCoz