НАУКА И ТЕХНИКА, №20, 1925 год. ПЕРВАЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ.

"Наука и Техника", №20, май 1925 год, стр. 8-9

ПЕРВАЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ.

В настоящее время можно уже подвести некоторые итоги огромной работы первой всемирной конференции по энергетике, т.-е. по изысканию путей для наилучшего использования мировых источников энергии.

На конференции, происходившей в Лондоне, были представлены 39 стран, в том числе СССР. В разных комиссиях конференции было заслушано 323 доклада, из них 8 докладов представленных нашей делегацией. Труды конференции прежде всего показали, что значение электрификации, поставленной по гениальному плану В. И. Ленина в основу развития всего нашего народного хозяйства, чрезвычайно высоко оценивается и другими странами.

Вся конференция прошла под знаком электрификации, которая в принятых резолюциях рассматривается как единственная возможность для достаточно экономичного использования природных богатств и для предотвращения угрозы исчерпания мировых источников энергии. Одновременно с этим во всех докладах признается необходимость проведения электрификации по определенному плану, который должен рассматривать силовое хозяйство страны (или даже всего мира), как единое целое.

Если в СССР, — где все источники энергии и ее производство национализированы, — электрификация мыслится только как плановая, регулируемая государством, — то в капиталистических странах проведение единого плана наталкивается на противоречивые интересы отдельных групп капиталистов. Вследствие этого, ряд мер, необходимых для наилучшего использования природных богатств, осуществляется там, либо с огромными трудностями, либо совершенно не может быть осуществлен.

Почти во всех докладах намечены были следующие два основные положения электрификационного плана.

Вся энергия должна производиться исключительно на крупных районных станциях, связанных с местами потребления энергии сетью высоковольтных электропередач.

Во-вторых, — высоковольтные электропередачи должны быть связаны между собой для совместной работы на более или менее обширные районы, а иногда на всю страну (Швейцария, Япония, Швеция и др.). Развитие крупных районных станций, паровых и гидроэлектрических, становится возможным в последнее время, благодаря огромным успехам крупного машиностроения.

Величина мощности в одной единице все возрастает и достигает в настоящее время 60000—70000 киловатт (85—90 тысяч лошадиных сил). Благодаря этому, значительно увеличивается коэффициент полезного действия (отношение полученной работы к израсходованной энергии) как отдельных машин, так и всей установки оборудованной такими крупными единицами.

Впереди всех в отношении укрупнения электрических станций идет Северная Америка, где в настоящее время строятся станции на 700000 киловатт, при чем мощность одной единицы составит 60 тысяч киловатт.

Яркий пример невыгодности производства энергии на небольших станциях, обслуживающих небольшой круг абонентов, приводится в английском докладе, где описывается электроснабжение города Лондона. Вследствие того, что город получает энергию от 77 мелких самостоятельных станций, расход угля на одни киловатт-час и стоимость одного киловатт-часа в Лондоне в 2 раза выше, чем например, в Чикаго, где все население обслуживается 8 крупными об'единенными станциями.

Что касается второго положения электрификации, принятого конференцией, — о необходимости об'единения электрических станций и электропередач, — то значение его видно из следующих соображений подробно обоснованных на докладах, представленных конференции.

Электрическая станция общественного пользования должна иметь установленную мощность (общая мощность рабочих машин, установленных на станции), во всяком случае не меньшую, чем наибольшая нагрузка, которая может одновременно потребоваться всеми абонентами.

Но этот максимум нагрузки длится обыкновенно весьма недолго. Например, для станций, работающих на осветительную нагрузку, он бывает только зимой в вечерние часы.

Но благодаря непродолжительности максимума нагрузки, использование машин, установленных на станции, может быть иногда весьма незначительным. Это влечет за собой удорожание стоимости киловатт-часа, отпускаемого станцией.

При работе нескольких станций на общую сеть электропередач, становится возможным использовать то обстоятельство, что максимумы нагрузки отдельных групп абонентов и станций происходят обыкновенно не одновременно. Благодаря этой разновременности максимумов отдельных станций, становится возможным значительно снизить общую мощность об'единяемых станций, сравнительно с тем случаем, когда каждая станция работает самостоятельно.

Ярким примером этому служит Московское об'единение станций, где, несмотря на частичное пока выполнение плана электрификации, уже в 1923—24 г. удалось с'экономить одну генераторную единицу в 8000 киловатт, которая понадобилась бы, если-б московские станции работали не на общую сеть, а каждая — самостоятельно.

Об'единение электрических станций имеет еще ту крупную выгоду, что оно дает возможность полностью использовать мощность станций, на которых энергия стоит особенно дешево (гидроэлектрические станции), и приключать к сети только кратковременно, в периоды максимума нагрузки, те станции, на которых энергия стоит дорого (паровые станции, работающие на высокосортном топливе). Этим достигается значительная экономия в стоимости киловатт-часа, отпускаемого с общей сети.

На конференции также рассматривались подробно вопросы об источниках энергии. Во всех странах замечается сильное увлечение постройкой гидро-электрических станций. Мощность последних составляет в настоящее время в огромном большинстве стран не меньше половины общей мощности всех силовых установок. Однако источники водяной энергии использованы пока еще далеко не подностью (наибольшее использование — в Италии и Японии, — около 20%), и человечество располагает еще огромными незатронутыми запасами энергии в виде "белого угля".

Как на крупные преимущества гидро-электрических станций, в докладах указывалось: — большая дешевизна энергии сравнительно с паровыми станциями, работающими на высокосортном топливе, и отсутствие необходимости потребления и ввоза угля и нефти для нужд станций.

В докладах делегации СССР была еще выдвинута необходимость использования на электрических станциях малоценных сортов топлива, — торфа, древесных опилок, низкосортного угля и пр.

Интересно отметить, что на конференции выяснилось, что наибольшие успехи в экономичном сжигании торфа под котлами достигнуты СССР, в лице Шатурской станции (Московский район).

Инж. Е. Нахмансон.