НАУКА И ТЕХНИКА, №20, 1925 год. НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОВКОСТИ.

"Наука и Техника", №20, май 1925 год, стр. 17

НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОВКОСТИ.

Физическое воспитание и физкультура захватывает все больше и больше трудящуюся молодежь. Процветают все виды спорта: бег, легкая атлетика, бокс, футбол, лыжи, плавание и т. д. Между тем наша оценка способностей, когда человек принимается в спортивную организацию, и наша оценка достигнутых после тренирования результатов, — отличается ненаучностыо и неправильностью. Спорт, как и всякий вид физического труда, вызывает не только известное развитие тела, но и нервной системы. Самое ценное достижение в спортивных занятиях не в том, что человек научился "ловко" проделывать тот или иной трюк, а в том, что человек становится быстрее в своих действиях вообще: он быстрее соображает, он внимательнее, он правильнее рассчитывает расстояние и быстрее узнает предмет.

Для научного определения степени развития означенных качеств, в деле физического воспитания юношества, харьковский врач А. Рябов применяет следующий точный способ, творцом которого является собственно заграничный профессор Рудик, недавно его предложивший.

Хроноскоп.

Для определения быстроты реакции (ответное действие) на звук, пользуются ударом электрического молотка, на который испытуемый должен ответить поднятием указательного пальца. При этом, как молоток, так и палец, соединены с хроноскопом (точные часы), который в момент удара молотка начинает работать, а в момент поднятия пальца останавливается; часовая стрелка показывает, сколько прошло времени от удара молотка до поднятия пальца.

Определение быстроты более сложной реакции, реакции с выбором (напр. цвета), производится следующим образом.

Перед испытуемым, на расстоянии трех четвертей метра, помещается ящик с щелью, в которой показываются различные окрашенные цветные карточки: белые, желтые, зеленые и красные — всего 20 штук. Испытуемый садится спокойно у стола и кладет на его поверхность плашмя руки от локтя до кисти. Перед каждой рукой находится реакционный ключ. Тут же ставится хроноскоп. Ключ соединяется проводами с хроноскопом, аккумулятором и ящиком. Как только в ящиковой щели показывается карточка, стрелка хроноскопа начинает двигаться, а как только испытуемый повернет ключ, стрелка останавливается. При этом, при появлении красной карточки испытуемый должен повернуть левой рукой рычаг налево; при появлении желтой — левой направо, при появлении белой — правой налево, зеленой — правой направо. (Приступают к исследованию только после того, как испытуемый хорошо усвоит свое задание). Таким образом, определяется время, протекшее от момента начала вращения стрелки до ее остановки, т. е. определяется скорость реакции испытуемого.

Схема прибора для определения быстроты ответной реакции. 1 — ящик. 2 — щель. 3 — аккумулятор. 4 — хроноскоп. 5 — реакционные ключи.

Для определения быстроты простой реакции на звук, д-ром Рябовым подвергнуты были испытанию десять человек в утренние часы. Следующая таблица показывает результаты испытания. Время обозначено в тысячных долях секунды.

Бокс ....... 102 Легкая атлетика ....... 122
   "" ....... 158    "" ....... 145
   "" ....... 105    "" ....... 111
Лыжи ....... 182    "" ....... 101
   "" ....... 202 Плавание ....... 194

Как видно из этого несложного опыта, наиболее быстрая реакция свойственна боксерам и легко-атлетам, по сравнению с лыжниками и пловцами.

Для определения быстроты сложной реакции (с выбором) подвергнуты исследованию восемь человек. Результаты получились следующие:

  Правой
рукой
Левой
рукой
Число
ошибок
Бокс...... 140 137 0
   ""...... 127 140 2
Легкая атлетика...... 188 223 11
   ""...... 201 218 1
   ""...... 218 231 14
Лыжи...... 221 229 1
Интеллектуальные
профессии, не
занимающиеся
спортом
172 186 0
210 218 3

Эта таблица дает возможность судить о различии в быстроте реакции различных спортсменов. Так, видно, что боксеры отличаются наиболее быстрой реакцией и ясностью различения цветов, в то же время они отличатся точностью и правильностью выполнения задания, так как по сравнению с другими группами они дали меньшее число ошибок; легкие же атлеты дали большую продолжительность реакции и сделали большее число ошибок.