"Наука и Техника", №11, март 1926 год, стр. 1-3

В ГЛУБИНЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС 4.000 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД.

Несколько тысяч лет тому назад, в одной из стран, бывших впоследствии колыбелью мусульманской культуры, женщины долгое время пользовались правами и свободою, чтобы впасть потом в бесправное положение. Таковы исторические превратности, о которых поветствуют нам древние памятники, покрытые клинообразными надписями.

Это происходило в 3-м и 2-м тысячелетии до христианства, в Месопотамии, где с некоторого времени стали возвышаться Вавилон и Ассирия. Но имя Вавилона встречается впервые в 29-м веке, а Ассирии — в 24-м веке до р. х. Между тем, еще задолго до достижения ими могущества, в Месопотамии процветала высокая сумеро-аккадская цивилизация. Сумер, это — юг Месопотамии, и сумерийцы — раса не-семитическая. Более северная часть Месопотамии называлась тогда Аккад; аккадцы — раса семитическая. Уже в 31-м веке до р. х. один царь называет себя «повелителем Сумера». В 29-м веке аккадский царь Саргон (древний) объединяет под своей властью всю Месопотамию. В 24-м веке цари 1-й вавилонской династии становятся окончательно царями «Сумера и Аккада» — титул, сохранившийся до самого Кира. Тогда, в 3-м тысячелетии, Сумер покоряется в кровавой борьбе, сумерийские города предаются разрушению, значительная часть сумерийской расы истребляется, и даже сумерийский язык, как разговорный, совершенно забывается.

Несмотря на войны и нашествия, земледелие здесь процветало, благодаря плодородной почве, трудолюбию населения и широкой сети искусственных оросительных каналов. Сумерийцы воздвигали дворцы, храмы, строили города, и постройки их свидетельствуют о высокой степени инженерной техники. Они имели солидные предприятия в металлургии, в фабрикации меди, свинца, бронзы. Вели обширную торговлю с Востоком и Западом, и суда их доходили до Египта — либо через Персидский залив, либо Средиземным морем. У них была богатая письменность и пышная поэзия. Нравы их отличались мягкостью, жестокость варварства была им чужда, и цари их патриархально похваляли себя в надписях над памятниками, что они боролись с злоупотреблениями, защищали слабых против сильных, насаждали справедливость.

Произведенные в Месопотамии раскопки дали богатейший материал для изучения сумеро-аккадского быта: библиотеки и архивы, многие тысячи кирпичей и глиняных дощечек с надписями, юридические документы и т. д. Кодекс законов вавилонского царя Хаммураби (около 2083 г. до христианства), открытый в 1901—1902 г., заключает в себе 3600 строк текста: это — свод законов, изданных не только самим Хаммураби; он, главным образом, является сборником законов, существовавших и соблюдавшихся в стране до него.

На основании этих памятников, мы можем создать себе представление о социальном и правовом положении сумерийской женщины.

Сумерийка не была затворницей, она могла свободно выходить, делать визиты, заниматься своими делами. Дочь имела, подобно сыновьям, права на наследство. Молодая девушка могла изъявлять свое согласие или несогласие на вступление в брак, предлагаемое ее отцом. Она свободно могла поступать в жрицы при храме, при чем жрицы отнюдь не давали обета безбрачия. Сумерийке был открыт доступ к «либеральным» профессиям. В Сумере и Аккаде были женщины-судьи и женщины-«писцы» (стряпчие, адвокаты). Женщины фигурировали на суде в качестве свидетельниц. Были женщины и на троне, и царица Мекуби правила с большим авторитетом в Сузах.

С самых отдаленных времен в Сумере-Аккаде допускалась одна законная жена, и одна или несколько наложниц. Имущественные права и обязанности супругов определялись в брачном акте, записывавшемся на глиняную дощечку. Так, при Син-Мубаллите, отце царя Хаммураби, один человек постановил в дощечке, что его вторая жена, или наложница, «будет мыть ноги первой жене и будет носить ее стул в храм бога Мардука».

Сумерийка, при выходе замуж, получала приданое («серикту»), которое передавалось мужу, но оставалось собственностью жены до самой смерти: имущество — приданое, по смерти собственницы, переходило к ее детям или возвращалось обратно в отчий дом.

Жена и отвечала за долги мужа до брак, если соответственная оговорка заносилась в брачную дощечку. Супруги носили солидарную ответственность за долговые обязательства, заключенные во время супружеской жизни. Жена могла покупать и продавать имущество, без всякого вмешательства мужа, и самолично распоряжалась тем, что ей принадлежало. В случае длительного отсутствия мужа (напр., военной службы), и когда не было совершеннолетнего сына, жене поручалось управление всем имуществом и тогда она, по закону, лично получала треть всех доходов. В случае, если муж отвергал жену, она уходила со своим приданым, и закон ей доверял воспитание детей и обеспечивал некоторые права на имущество мужа. Вдова имела право на часть наследства.

Если свободная девушка выходила замуж за раба, дети рождались свободными. Если свободный человек брал в жены или наложницу или рабыню, она после первых родов становилась свободной.

Закон строго оберегал честь девушки. Согласно весьма древнему сумеринскому закону, обольститель молодой девушки обязан был просить ее руки. В случае, если девушка была обольщена, после того как в согласии на брак виновному было отказано, закон карал это преступление смертной казнью.

Закон заступался также за замужнюю женщину, «добрую хозяйку и безупречную женщину», если муж вел неправильную жизнь и пренебрегал ею; она могла тогда просить у судьи разрешения покинуть дом мужа и вернуться с своим приданым в родительский дом. За то, если за нею самою были грехи, она, по решению суда, могла быть брошена в воду.

Странное дело! С этими правами соединяется широкое развитие проституции, как легального учреждения, и что унизительнее всего, даже как религиозного института. И еще более странное противоречие: проституток презирают, но в то же время их боятся и чтут...

Уже самые древние сумерийские памятники говорят о проституции. Согласно одной сумерийской легенде, мифическая личность Энкиду была спасена проституткой от дикой жизни. В законах Хаммураби регулируется положение детей, родители которых живут проституцией: дети эти не могут быть воспитаны у родителей, они их не должны знать, они должны воспитываться, как приемыши в другом семействе; в противном случае, если дети, узнав о своем происхождении, бросают своих приемных родителей, чтобы жить с отцом или матерью, то они теряют жизнь или зрение. В то же время закон ограждает имущественные права проституток.

Уже сумерийская религия знала культ Астарты («Истар»), «куртизанки богов», этой вавилонской Венеры. Культ этот знал три класса «священных куртизанок», «для которых Истар сохранила человека и предала его в их руки». «К священным куртизанкам», принадлежали «киндисту», «зермаситу», «гаримату», на которых по временам смотрели как на чародеек, которых следовало и бояться. О них говорили:

Не женись на гаримату, мужья которой бесчетны;
В несчастьи она тебя не поддержит;
На суде она тебя оклевещет и т. д.

В одном записанном на дощечке разговоре между богиней и жрецом первая требует: «Пусть мне дадут красоту женщин, великолепие мужчин». В жертву богине любви приносилась красота женщин...

Мало того. Согласно рассказу Геродота, относящемуся к более позднему периоду истории Вавилона, всякая женщина обязана была, в виде жертвы богине, один раз в жизни отдаться избиравшему ее чужестранцу, после чего, ее невозможно уже было обольстить ни за какую сумму. Возможно, что требование это не соблюдалось с такой общностью и так абсолютно. Немецкий исследователь Ф. Делитц говорит, что подобный обычай противоречит всему укладу ассиро-вавилонского семейного быта и законодательству о проституции. Но многие из рассказов Геродота казались невероятными, а потом подтверждались новейшими открытиями.

Любопытна фигура самой героини культа, чудесной Астарты-Венеры, богини войны и в то же время богини любви, красоты, плодовитости, богини бестыдной и распутной. Романы ее несчетны, с особенной охотой она ухаживает за людьми, мужчинами-героями. Страстная, жестокая и мстительная.

И тем не менее, культ Астарты был наиболее чтимым не только в Сумере—Аккаде, в Вавилоне и Ассирии, но и на всем Востоке, у семитических народов. К этому культу неудержимо тянуло древних евреев в Палестине, творивших синкретическую религию из служения Иегове и иноземным культам.

Проходят столетия, и династии меняются в Сумере и Аккаде. После семитической династии Амурров, утвердившейся в 2225 году, является в начале 2-го тысячелетия до р. х. новая, арийская династия Касситов, которая не ассимилируется с вавилонским населением. Месопотамия переживает восстания, войны, нашествия (например, хеттитов), города гибнут в огне разрушения, культура падает, чувствуется обеднение и опрощение.

Мы получаем частичное представление об этом периоде истории Вавилона по письмам, которые цари-касситы посылали (глиняные дощечки с клинообразными надписями на вавилонском языке) египетским царям Аменофису III и Аменофису IV, знаменитому фараону — еретику, предшественнику Тутанкхамона. Документы эти, по счастливому случаю, были найдены в Египте, в Тель-эль-Амарра, куда Аменофис IV перевез дипломатические архивы. Это было уже в 14-м и 13-м веке до христианской эры.

Тон вавилонских царей не звучит более гордостью и самоуверенностью прежних повелителей Сумера и Аккада. Всюду повторяется, как припев, одна и та же просьба; прислать подачки и «золото, много золота».

Аменофис III обещал вавилонскому царю Кадасман-Энлилу дать ему в жены свою дочь, но обещания своего не сдержал. По этому поводу Кадасман-Энлил пишет фараону: «Так как ты, брат мой, уже более не желаешь дать мне замуж свою дочь, то пошли мне, по крайней мере, какую-нибудь женщину, лишь бы она была красива; когда она сюда прибудет, никто не будет знать, что она — не дочь царя. Разве я бы тебе отказал, и не дал бы тебе любую из своих дочерей?»

Впоследствии, вавилонский царь Бурнабуриас II обещал послать уже старому Аменофису III в жены свою старшую дочь, «весьма красивую». При этом он все просил подарков и «много золота». Но старшая дочь не была послана. Вавилонский царь пишет фараону, что она умерла; он обещает послать ему взамен младшую, но эта последняя — «бедна»...

Несколько лет тому назад были найдены в Калаат—Шергате (юго-восток Моссула), бывшем Ассуре, три ассирийские дощечки, относящиеся к 13-му или 12-му веку до христианства. Это — драгоценные документы, свидетельствующие об изменении нравов и положения женщины в Сумере-Аккаде в последние века 11-го тысечелетия до р. х.

Нет более прежней мягкости нравов, жестокость царит в законах и гражданских отношениях, донос требуется и поощряется, уголовный кодекс пестрит варварством наказаний, и женщина поробощена.

Женщина не имеет права участвовать в каком-либо предприятии, за исключением дел мужа, сына или шурина. Она не имеет права получить ссуду от чужого человека. Девушка не может отказаться от жениха, навязанного ей отцом.

Сама женщина изменилась, если судить по лютости кодекса. Французский исследователь Филипп Селк характеризует женщину той эпохи следующим образом:

«Она как бы превратилась в дикого зверя. Крепкая, сильная, страшная, более воинственная, несмотря на свою женскую природу, чем мужчина, до крайности буйная. Она нападает на мужчину, в кабаке, или на улице, она разжигает схватки, и не мужчина одерживает верх в этих столкновениях. Она его грабит, бьет, изувечивает...» Верна ли эта характеристика? Не имеет ли здесь место отчаянная реакция униженного и порабощенного существа? Во всяком случае, закон карает специально замужних женщин за нападения на мужчин.

Если женщина нападает на мужчину, то она получает 20 палочных ударов, и сверх того платит большой штраф. Если она причинила мужчине увечье, то ей отрезывают палец; в случае более полного увечья, ей отрезывают обе груди.

За кражу женщине отрезывают уши и нос. Если она обкрадывает мужа во время его болезни, она предается смертной казни, равно как и лицо; купившее украденный предмет.

В случае неверности жены, она может быть убита, или муж может отрезать ей нос. Если замужняя женщина уходит от мужа, чтобы жить «как независимая» с другой женщиной — у обеих женщин могут быть отрезаны уши. Если женщина делает аборт, то ее сажают на кол, — даже в том случае, если она умерла от последствий аборта; при этом она лишается погребения.

Многоженство узаконено кодексом. Это — гарем. И свободные женщины не могут уже выходить на улицу с открытым лицом.

Служанки, сопровождающие своих госпож вне дома, должны также носить покрывало. Но проститутка на улице не должна носить покрывала, ей это воспрещено. Свободная женщина не должна ни в коем случае быть узнана на улице, покрывало сохраняет ее анонимность; для сопровождающей ее служанки, покрывало — своего рода белый фартук. Но проститутка должна выходить без забрала, с открытым лицом: ее должны узнавать.

Если проститутка прогуливается на улице с покрывалом, то она получает 50 палочных ударов, и ей на голову наливают горячий асфальт... Всякий мужчина, заметивший на улице куртизанку, гуляющую с покрывалом, обязан привести ее в судилище, где ему отдаются срываемые с нее платья и украшения. Если он не сделал этого, требуемого законом, доноса, он подвергается жестокому наказанию.

Покрывало для женщин и гаремное затворничество были, таким образом, введены в Месопотамии за 18 веков до Магомета. И это после долгой эпохи свободы и прав сумеро-аккадской женщины.

Так, в клинообразных надписях, воскресшие перед нами эпохи, отдаленные от нас несколькими тысячелетиями, рисуют нам лишний раз картину подъема и упадка, расцвета и вырождения цивилизации, нравов и учреждений.


Hosted by uCoz