"Наука и Техника", №27, июль 1927 год, стр. 9.

ЗАВОД "ПРОЛЕТАРСКИЙ".

Пролетарский (б. Александровский) завод является одним из крупнейших в СССР заводов по ремонту вагонов и паровозов; основание его относится к 1825 г., а в 1847 г. он выпустил первый в России паровоз.

Завод состоит из мастерских — вагонных и паровозных, подразделенных, в свою очередь, на цеха, числом 20.

Общее расстройство промышленности за военные годы печально отразилось и на производительности Пролетарского завода, обслуживающего железные дороги не только Сев.-Зап. района, но и всего Советского Союза.

Когда борьба за восстановление народного хозяйства и режим экономии выставила лозунг — "максимальные результаты при наименьших затратах", — Пролетарский завод один из первых стал на путь рационализации производства и в настоящее время достиг значительных успехов.

Укажем на достижения сделанные в данном направлении за последнее время.

До 1927 г. ремонт пассажирских вагонов производился бессистемно: вагон ставился в мастерскую на свободное место, к нему подходили рабочие бригады соответствующих специальностей, поднося своими силами инструмент, материалы и запасные части, производили работу и переходили затем на другой вагон.

Оборудование, носившее постоянный характер, находилось часто не у места работ, а переносное оборудование при переброске его с места на место создавало затруднения.

В настоящее время на заводе разработана и введена система ремонта вагонов по принципу непрерывного потока. Весь ремонт разбит на ряд связанных во времени операций, совершаемых на определенной месте, при этом операции узко специализованы. Группы рабочих прикреплены к определенным операциям, а доставка материалов и запасных частей производится подсобной неквалифицированной силой. Места, на коих производится определенный цикл работ, соответственно оборудованы.

Введение системы непрерывного потока дало снижение простоя пассажирских вагонов в ремонте в 21%—33% и уменьшило затраты рабочей силы на ремонт вагона в среднем на 7,6%.

Принцип "непрерывного потока" частично проверяется хронометражем, а частично уже введен и в других цехах, а именно: в сборном и котельном цехах паровозных мастерских и в пригоночном и товарном цехах вагонных мастерских.

В пригоночном цехе в ближайшее время устанавливается механический конвейер, при чем при 2-часовом ритме первое время для пробы по ленте будут пущены две тележки.

В товарном цехе для проведения метода непрерывного потока пришлось все тупиковые пути превратить в сквозные, уложить стрелочную улицу, узкоколейки, для подачи материала и частей и, наконец, поперечный ширококолейный путь для кольцевого движения колесных пар. Касаясь самих работ по конвенционному осмотру товарных вагонов, необходимо указать на рационализацию ряда процессов. Так, например, подъемка вагонов для ремонта, вместо прежних ручных домкратов и деревянных тумб, производится особыми домкратами системы "Пролетарского завода", что дает ускорение работ, сокращение на 30% рабсилы по подъемке и уменьшает загромождение цеха. Загибка фальцев кровельного железа механизирована применением рычажного ручного пресса — изобретение рабочего Уткина. Применение пресса ускоряет значительно работу и улучшает ее качество. Наконец, подъемка крыши вагонов усовершенствована использованием для этой цели специального домкрата.

Результатом всех этих мероприятий в товарном цехе явилось сокращение рабсилы на 16%, уменьшение простоя товарных вагонов на 36 часов, сокращение расходов человеко-часов на 6%

Пригоночный цех не остался без рационализаторского внимания: в целях экономии произведена замена двигателей в 32 и 15 л. сил 4 двигателями в 12, 10, 10, и 5½ сил, что дало экономию в 9½ сил.

Нагревание заклепок, производившееся в переносных горнах на казенном угле, улучшено и ускорено применением электрических горнов. Изготовление упряжных муфт механизировано путем установки 2 кондукторов, дающих около 1000 рублей экономии в год — одного для сверления дыр в муфтах, другого для долбления и сверления дыр в чеках упряжных муфт.

По деревообделочному цеху обращено внимание на усовершенствование оборудования и обслуживающего транспорта: использовано изобретение слесаря Матюшенко — усовершенствованная шарошка для сверления дыр в буксовых кольцах с автоматическим отбрасыванием сердцевины дерева, что дает увеличение производительности на 200 штук колец в день. Механизирована окраска вагонной обшивки, для чего используется особый аппарат — изобретение рабочего Ильичева.

Необходимость увеличения выпуска продукции кузнечного цеха привела к установлению 5 воздушных молотов по ¾ тонны каждый и одного парового в ¾ тонны, суммарно увеличивающих производительность поковки на 60%. Перепланировка рессорных печей, с увеличением до двух, вместо одного, загрузочных окон, сократила работу одной смены и привела к экономии в 1200 рублей в месяц на рабсилу и 10.000 кг топлива.

Паровое хозяйство Пролетарского завода такие не осталось без рационализации. Отработанный пар, ранее совершенно неиспользованный и работавший часто на выхлоп в воздух, ныне утилизируется для подогревания водяных баков и для отопления некоторых цехов. Вместо самостоятельного нагревания котлов в отварке и в помещении электросварки проведен паропровод от центральной кочегарки — мероприятие, приносящее экономию в топливе и сокращение обслуживающего аппарата.

Нельзя обойти вниманием создание при заводе совершенно нового цеха для утилизации отбросов — цеха, желательность коего на многих крупных наших заводах очевидна. Работа утилизационного цеха чрезвычайно существенна; достаточно сказать, что по самой скромной экономической оценке результаты годовой работы цеха должны выразиться в сумме 65.000 рублей экономии.


Hosted by uCoz