"Наука и Техника", №27, июль 1927 год, стр. 9-10.

Рационализация часового хозяйства на транспорте.

Работа на транспорте тесно связана с временем. Теперь, когда с каждым днем возрастают скорость и густота движения, когда намечается полная отмена подачи звонков и советский транспорт строится, так сказать, на новых, более рациональных началах, особенно ярко выступает необходимость снабжения железных дорог точным временем. Между тем, в данный момент часовое хозяйство на транспорте находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. В период империалистической и гражданской войн часовой инвентарь частью был совершенно разрушен, частью подвергся порче и расхищению. До 1924 г. никакого ремонта и возобновления часового инвентаря не производилось. С 1924 года были предприняты первые шаги в упорядочении часового хозяйства. Эти шаги состояли в том, что весь инвентарь был передан в руки Отделов Связи и Электротехники, которые и занялись приведением его в относительный порядок.

К началу текущего года все часовое имущество советского транспорта состояло из 20,600 шт. часов механических, 550 шт. (т.-е. 2,5% от общаго числа) электрических часов, 7000 штук карманных и контрольных и 17.000 часов ходиков, разбросанных преимущественно по будкам и казармам Отдела Пути. Определенного стандарта для часов не было. Достаточно сказать, что имеются часы самых разнообразных конструкций, систем и фирм; насчитывается 16 различных типов часов с 73 размерами циферблатов. Все это чрезвычайно плохо отражается на всем часовом хозяйстве, так как исключает возможиость массового изготовления отдельных частей часов и, следовательно, сильно удорожает и тормозит их ремонт. Большинство часов настолько износилось, что уже не могут показывать точное время и нуждаются в постоянном наблюдении и поверке.

Недавно Транспланом одобрен разработанный ЦУЖЕЛ-ом план восстановления и рационализации часового хозяйства на транспорте.

По плану ЦУЖЕЛ-а предполагается снабдить все железные дороги электрическими часами. Преимущество электрических часов перед механическими заключается в том, что они дают возможность точно показывать одно и то же время целой группе часов, не требуют заводки и, благодаря простоте своих механизмов, при массовом изготовлении обходятся дешевле механических часов. В первую очередь в течение ближайших 5 лет (1927—1931) предполагается снабдить стандартными электрическими часами внеклассные станции и станции I и II класса (помещения для пассажиров, платформы, вестибюли, кабинеты дежурных по станции, начальников станций, помещения паровозных и кондукторских бригад, склады топлива и т. д.).

Устанавливается следующий стандарт для часов. Часы, предназначенные для пассажирских помещений, вестибюлей и платформ на внеклассных станциях и станциях I и II класса будут иметь диаметр 0,8 м, на станциях III класса и ниже — 0,6 м. Часы двухсторонние будут с внутренним освещением, а односторонние — с отраженным. Часы для остальных помещений будут иметь размер циферблата 25—35 см.

По мере того, как будут устанавливаться новые электрические часы и освобождаться при этом старые механические, последние будут дослуживать свой век на станциях низших классов, работающих в настоящее время почти совсем без часов.


Hosted by uCoz