"Наука и Техника", №27, июль 1927 год, стр. 29.

Турбины Лавачека.

Когда шведское правительство в 1908 году предприняло тщательное изучение вопроса об использовании водяной энергии в районе Трольхета, то оказалось, что, в общем, электрическая энергия, добытая при помощи водяных турбин, будет стоить дороже получаемой на паросиловых установках. Трольхет лежит на реке Ета-Эльф, несущей воды самого большого озера Швеции — Венер — в пролив Каттегат. Несмотря на результаты этого исследования, шведское правительство решило всеми мерами содействовать развитию гидроэлектрических установок, имея в виду, что подвоз топлива, как показала мировая война, не всегда может быть обеспечен.

Рис. 1. Схема установки турбины Лавачека. 1 — электрогенератор. 2 — вертикальный вал. 3 — пропеллерное колесо турбины. 4 — канал для подвода воды. 5 — заслонки, регулирующие ход турбины.

Одна большая гидроэлектрическая станция работает уже давно в Трольхете, а сейчас ее дополняют новой установкой, ниже по течению реки в Лила-Едет, где можно использовать мощность 170.000 л. с. Напор здесь очень невелик, всего лишь 5,6 м. Экономное использование такого слабого напора является вполне возможным при установке турбин пропеллерного типа, к которым относятся турбины системы Лавачека и Каплана.

В Лила-Едет уже установлены три турбогенератора, по 10.000 килловатт каждый. Одна из установленных пропеллерных турбин типа Каплана имеет пропеллер с лопатками изменяющегося угла наклона. Коэффициент полезного действия ее все время сохраняет свою величину при изменении нагрузки. Вторая и третья турбины, типа Лавачека, имеют неподвижно прикрепленные к валу лопатки и сохраняют очень высокую отдачу, работая при нормальной мощности.

Работа станции идет всегда так, что турбины Лавачека нагружены всегда полностью, турбина же Каплана воспринимает все колебания нагрузки.

Рис. 2. Пропеллерное колесо турбины Каплана.

Рис. 1 схематически изображает одну из турбин Лавачека, установленных в Лила-Едет. Над полом станции возвышается генератор "1", сидящий на одном вертикальном валу "2" с ротором самой турбины "3". Вода подводится по каналу "4" и, прежде чем попасть на лопатки ротора, проходит мимо заслонок "5". Эти заслонки, общим числом 22, могут увеличивать или уменьшать доступ воде и тем поддерживать равномерность хода турбины.

Пропеллерное колесо турбины, вращающееся со скоростью 56 оборотов в минуту, имеет шесть лопаток. Эти лопатки, отлитые отдельно, прикрепляются к ступице вала посредством болтов. Общий вес части, изображенной на рис. 2, составляет 50 тонн. Наружный диаметр по лопаткам колеса равняется 6 м.


Hosted by uCoz