"Наука и Техника", №36, сентябрь 1928 год, стр. 25-26

Новая гидромеханическая соединительная муфта.

На весенней промышленной выставке этого года в Лейпциге демонстрировалось новое достижение германской техники — гидромеханическая соединительная муфта. Назначение ее — передавать с быстро вращающегося вала двигателя уменьшенное число оборотов на вал вращаемой им машины, при возможно меньших потерях при передаче. Переданное на второй вал число оборотов может в известных пределах (обусловленных конструкцией муфты) изменяться. Как вращающий, так и вращаемый вал находятся на одной осевой линии, а муфта является звеном, их соединяющим. В виду сложности конструкции муфты, заключенной в специальном кожухе, мы не приводим здесь детального конструктивного чертежа, а даем лишь общую схему ее конструкции и работы. На нашем рисунке обнимающий муфту кожух не показан. Ведущий вал "1" показан слева, ведомый "2" — справа.

Гидравлическая часть муфты видна слева на рисунке и состоит из центробежной помпы "3", одноступенчатой турбины "4" и 2-ступенчатой вспомогательной турбинки "5" и "6". Рабочей жидкостью здесь служит масло. Соотношение скоростей, получаемых при работе гидравлической части муфты, — 2:1. Лопасти "4" при работе остаются неподвижными. Механическая часть находится вправо от гидравлической и заключена в общем кожухе "7". В этом кожухе на 3 осях находятся 9 шестерен с различным количеством зубцов. Механическая часть передачи дает максимальное соотношение скоростей — 1,83:1. Таким образом, при одновременной работе как гидравлической, так и механической частей муфты, можно получить соотношение оборотов вращения ведущего и ведомого валов 3,66:1, т.-е. уменьшить обороты почти в 4 раза. В различных включениях муфты участвуют и 3 ленточных тормоза — "8", "9" и "10", обнимающие различные части муфты.

Работает эта муфта в общих чертах следующим образом. При пуске двигателя, когда обороты еще малы, скорость вращения помпы недостаточна для создания нужного давления. В этот момент дисковая муфта "11" на валу двигателя выключена, тормоз "8" нажат на турбину, тормоз "10" для переднего хода выключен, тормоз "9" — для заднего хода — нажат, а муфта "12" — выключена. Обороты двигателя увеличиваются, давление помпы возрастает, и ведомый вал спокойно страгивается с места. При этом как гидравлическая, так и механическая части муфты работают, и соотношение скоростей получается максимальное.

Муфты и тормоза в этой конструкции включаются и выключаются масляным давлением от специальной помпочки, работающей от распределительного вала двигателя.

Затем открытием специального крана на рулевой колонке автомобиля можно отдать тормоз "8", а муфта "11" будет включена. Таким путем турбина и вал двигателя окажутся связанными между собой, почему помпа, турбина, направляющие лопасти и кожух турбины будут вращаться вместе с валом двигателя. При этом будет работать лишь механическая часть муфты и получится вторая скорость. Переход от одной скорости к другой совершается без толчков, так как тормоз "8" включается и выключается постепенно.

Следующим поворотом контрольного крана можно освободить тормоз "9" и включить муфту "12". Таким путем выключается из работы и механическая часть муфты. Кожух последней будет вращаться с полной скоростью и чрез муфту "12" передоавать полные обороты ведомому валу.

Этот скоростной переход также совершается спокойно.

Муфта подвергнута в Гамбурге целому ряду различных испытаний.


Hosted by uCoz