"Огонек", №8, апрель, 1906 год, стр. 59-61

«Русская Правда».

Правда ушла на небеса — на землѣ одна кривда осталась. Съ этимъ мучительнымъ сознанiемъ и съ вѣрою въ конечное торжество правды на землѣ жилъ русскiй народъ на вѣковомъ протяженiи своей многострадальной исторiи. Во имя возстановленiя этой униженной, поруганной и оскорбленной на русской землѣ правды выступили на борьбу декабристы.

Въ то время, когда поэтъ русской революцiи Рылѣевъ восторженно слагалъ гимнъ грядущей свободѣ и пѣлъ гражданскую отвагу Брута и Рiэги, холодный умъ государственника Пестеля чертилъ планъ "Заповѣдной государственной грамоты великаго народа россiйскаго".

Эта грамота была знаменитая "Русская Правда" или наказъ Верховному правленiю.

***

Въ безкрестной могилѣ долго лежала закопанная глубоко "Русская Правда". Склепъ архивовъ былъ ея мавзолеемъ, цензора-тюремщики ея стражами, и только почти черезъ сто лѣтъ бережно развертываетъ запыленный свитокъ Россiя и можеть прочесть потускнѣвшiя буквы на пожелтѣвшихъ отъ времени листахъ. Но смыслъ этихъ листовъ не потускнѣлъ отъ времени, онъ живъ, потому что прошлое горитъ въ настоящемъ и настоящее въ прошломъ1).

И тамъ и тутъ одна и та же мучительная жажда правды. И тамъ и тутъ одно сознанiе, что наступленiе вѣка этой правды наступитъ лишь тогда на родной землѣ, когда и ея многострадальныя поля озарить своими лучами свобода.

***

О водворенiи "благоденствiя" мечтали декабристы. Пестель видѣлъ его идеалъ не въ обширности владѣнiй, раскинутыхъ оть моря и до моря, но въ обезпеченiи "права народности". Противникъ федеративнаго устройства2) Россiи, отвергавшiй всякое нарушенiе единства и раздѣленiе государства, онъ стоялъ за широкую автономiю спаянныхъ общностью политическихъ законовъ окраинъ.

Обвиненiе, предъявленное Пестелю въ желанiи расчленитъ Россiю, является однимъ пустыми звукомъ, искаженiемъ правды.

Этотъ замѣчательный человѣкъ съ нерусской фамилiей въ душѣ былъ болѣе русскимъ, чѣмъ его судьи. Въ своей "Правдѣ" съ рѣшимостью и прямолинейностью человѣка, не знающаго компромиссовъ, онъ стремился осуществить свою мечту: чтобы на всемъ лицѣ русской земли "господствовалъ" одинъ только языкъ россiйскiй, и чтобы все населенiе носило одно общее названiе русскихъ.

Во имя большаго "благоденствiя" многочисленнѣйшаго числа людей въ государствѣ, во имя справедливости и правды онъ отрицалъ необходимость существованiя какихъ-либо сословныхъ перегородокъ, такъ какъ всѣ люди въ государствѣ должны быть равны передъ закономъ, и все, что нарушаетъ это равенство, является "нестерпимымъ зловластiемъ". "Всякое существованiе, отдѣльное отъ массы народной, сословiя есть вещь пагубная"

Въ свободномъ государствѣ нѣтъ рабовъ и рабовладѣльцевъ, но есть только граждане. Всѣ граждане распредѣляются по волостямъ. Земли каждой волости делятся на двѣ равныя части. Одна отдается въ собственность волостному обществу, другая остается въ собственности частныхъ лицъ.

Первымъ вопросомъ, на который должно натолкнуться въ обновленной Россiи крестьянство, долженъ явиться вопросъ о землѣ.

Пестель понималъ всю жгучесть и важность этого вопроса и какъ, равно то, что разрѣшенiе его займетъ много времени.

Подѣливъ волостныя земли на двѣ части (общество и частные владѣльцы), Пестель подходилъ къ раздѣленiю волости на частныхъ собственниковъ и собственности цѣлыхъ селенiй или обществъ. Передѣлъ долженъ былъ быть, по его мнѣнiю, сдѣланъ такимъ образомъ, "чтобы не было произведено никакого насилiя, соглася обоюдныя выгоды и преимущества" и устранивь "обоюдныя несправедливости". Какъ же достичь этого?

***

Раздѣливъ все населенiе по волостямъ (тысяча душъ составляла волостъ), авторъ "Русской Правды" предполагалъ вести въ каждой волости по два списка. Одинъ гражданскiй, другой скарбовой. Въ первый вносятся всѣ граждане волости; во второй только всѣ владѣющiе недвижимою собственностью.

Достиженiе пятнадцатилѣтняго возраста опредѣляетъ достиженiе гражданства. Каждый годъ дѣти, достигшiя пятнадцатилѣтняго возраста, въ опредѣленный день приносят присягу на вѣрность отечеству. День этотъ является въ волости "днемъ радости и веселiя". Пользованiе всѣми гражданскими правами, однако, наступаетъ для прiобщившихся къ гражданскому званiю лишь по достиженiи совершеннолѣтiя (20-ти лѣтъ).

Волостная земля назначается "для доставленiя необходимаго всѣмъ гражданамъ безъ изъятiя" и должна подлежать обладанiю всѣхъ и каждаго. Сразу сдѣлать такой передѣлъ невозможно, и Пестель считалъ, что необходимо затратить на такое преобразованiе не болѣе 15-ти лѣтъ, такъ какъ у насъ "понятiя народныя весьма къ оному склонны, и въ Руси съ давнихъ поръ привыкли "къ подобному раздѣленiю земель на двѣ части".

Земля общественная, по проекту Пестеля, должна быть раздѣлена на участки съ такимъ расчетомъ, чтобы каждый изъ нихъ могъ доставлять средства къ пропитанiю семьи, состоящей изъ мужа, жены и трехъ дѣтей. Участки передаются не въ собственность членамъ волостного общества, а лишь во временное пользование для обработки.

Каждый членъ волостного общества можетъ требовать столько участковъ, сколько можетъ обработать. При такомъ порядкѣ "каждый можетъ совершенно въ необходимомъ обезпеченъ и увѣренъ, что въ своей волости всегда клочекъ земли найти можетъ, который ему пропитанiе доставитъ", "не отъ милосердiя ближнихъ и не отдаваясь въ ихъ зависимость". Въ волости, этой политической семьѣ, для каждаго гражанина всегда найдется "пристанище и хлѣбъ насущный", тѣмъ болѣе, что предпочтенiе при отводѣ участковъ должно дѣлаться тѣмъ, кто бѣднѣе и не имѣетъ ни земельной собственности, ни другого какого-либо занятiя. При такихъ условiяхъ вся Россiя будетъ состоять изъ обладателей земли, и "не будетъ у нея ни одного гражданина, который бы не былъ обладателемъ земли". Вѣрнѣе, каждый русскiй гражданинъ, по проекту Пестеля, имѣлъ право на обладанiе землей. Оно оставалось за нимъ всегда, пока онъ не терялъ права на званiе гражданина.

Такимъ образомъ, "посредствомъ своего политическаго семейства будетъ каждый гражданинъ сильнѣе къ цѣлому составу государства приверженъ", "каждый будетъ видѣтъ, что онъ въ государствѣ находится для своего блага и что государство о благоденствiи каждаго помышляетъ, каждый будетъ чуствовать, что онъ подати платитъ и повинности несетъ для цѣли ему близкой и для собственнаго блага".

Утрата званiя гражданина могла происходить не иначе, какъ по приговору суда или по вступленiи въ иноземное гражданство. Временная потеря его происходила также при поступленiи гражданина въ "личное услуженiе".

Далѣе по тому же проекту при каждой волости долженъ былъ быть основанъ волостной банкъ, изъ фондовъ котораго каждый гражданинъ могъ бы получать "вспомоществованiе", необходимое для первоначальнаго обзаведенiя при поступлении "въ земледѣльческое состоянiе".

Личная свобода являлась въ "Русской Правдѣ" первымъ и важнѣйшимъ правомъ каждаго гражданина". По странной иронiи судьбы и одна изъ самыхъ выдающихся личностей декабрьскаго дѣла и его неоконченный трудъ менѣе всего извѣстны русскому народу. Туманъ "былого" словно нарочно, умышленно заслонялъ яркую фигуру Пестеля, которому друзья пророчили участь Вашингтона и предъ громаднымъ умомъ, силой характера и разносторонней образованностью котораго преклонялись даже враги, готовыя позорную смерть...

"Общее благо есть верховный законъ" — основанiе и религiя, и нравственности борцовъ русскаго освободительнаго движенiя, выдѣлившаго на первыхъ же порахъ такiя недюжинныя личности, какою, по всей справедливости, 6ылъ Пестель, "опередившiй далеко своихъ современниковъ въ Россiи въ области и политическихъ соцiальныхъ возрѣнiй".

На зарѣ XIX вѣка онъ провидѣлъ то, что 6ыло туманно и неясно для оффицiальныхъ кормчихъ русской государственности. И какъ пророкъ, побитый камнями и непризнанный въ отечествѣ, какъ предтеча новыхъ чаянiй и надеждъ русскаго общества, онъ погибъ непонятый и оплеванный, невѣдомый народу, за свободу котораго онъ отдалъ все: и лучшiе помыслы въ жизни, и самую жизнь... И только теперь, надъ прошлымъ этого замѣчательнаго человѣка смерть зажигаетъ свѣточъ безсмертiя.

Ник. Носковъ.


1) "Былое", № 3, мартъ. Статьи В. И. Семенскаго и В. Я. Богучарскаго.

2) Пестель выдѣлялъ лишь Польшу.


Hosted by uCoz