"Огонек", №9, май, 1906 год, стр. 65-66

Сказка объ архимандритѣ, ставшемъ епископомъ, и о бомбѣ.

Въ духовномъ училищѣ былъ инспекторомъ архимандритъ, впослѣдствiи сдѣлавшiйся епископомъ и обнаружившiй такiе политическiе взгляды, что за это ему не разъ влетало отъ высшаго начальства, и онъ уже дважды былъ лишаемъ слѣдуемыхъ ему наградъ.

Высокопоставленная духовная особа эта считаетъ, что самодержавiе на Руси кончилось, и молится не о "благочестивѣйшемъ и самодержавнѣйшемъ", а о "благочестивѣйшемъ единодержавнѣйшемъ". Кромѣ того, онъ доказываетъ въ своихъ маленькихъ политическихъ статьяхъ и проповѣдяхъ, что Христосъ сошелъ съ неба на землю для того, чтобы учредить конституцiю.

Любопытно прослѣдить пути, которыми преосвященный дошелъ до такого мiросозерцанiя, которое уже стяжало ему именитость.

Въ бытность свою инспекторомъ, епископъ весьма строго относился къ ученикамъ и не любилъ, когда они разсуждали. Гдѣ двое или трое собирались, чтобы прочитать какую-нибудь "невредную книжицу", инспекторъ внезапно подкрадывался, "аки тать", и ввергалъ грѣшниковъ въ узилище, а иногда и совсѣмъ исключалъ. Держалъ онъ себя гордо и надменно, къ милосердiю былъ несклоненъ. Это крайне вооружило противъ него ввѣренныхъ его попеченiю дѣтей, и они, вложивъ бомбу въ печку въ той комнатѣ, гдѣ долженъ былъ проводить нѣкоторое малое время архимандритъ, оставили его въ жертву имѣющему быть взрыву.

Однако же, случаю угодно было, чтобы архимандритъ отложилъ свое пребыванiе въ комнатѣ, и взрывъ произошелъ въ его отсутствiе.

Впечатлѣнiе было потрясающее: печка расшвыряла кирпичи, и всѣ стекла въ комнатѣ были разбиты, а паркетъ изломанъ.

Архимандритъ, узнавъ о происшедшемъ, пришелъ и горестнымъ взглядомъ окинулъ развалины. Онъ тотчасъ же вызвалъ полицiю, и по слѣдствiю оказалось, что ученики были доведены жестокимъ обращенiемъ съ ними до крайней степени возбужденiя и озлобленiя, что архiереемъ было вмѣнено въ вину архимандриту, принужденному оставить постъ.

Въ скоромъ времени, однако, архимандритъ, какъ уже выше упомянуто, достигъ архiерейства и тутъ совершился переломъ его мiросозерцанiя.

Разсказываютъ, что однажды, гуляя по саду, прилегающему къ архiерейскому дому, молодой епископъ увидѣлъ въ кустѣ своихъ любимыхъ розъ гнѣздо соловья, и, когда онъ наклонился къ голымъ птенчикамъ, дабы извергнутъ ихъ на дорожку, вылетѣлъ огромный шмель и укусилъ его въ лобъ.

Укусъ былъ такъ силенъ и зловреденъ, что лобъ епископа распухъ, и глаза его заплыли страшной опухолью, и онъ пересталъ видѣть. Докторъ не могъ никакими средствами уничтожить опухоль. А, между тѣмъ, епископу надлежало явиться къ митрополиту.

Въ такихъ непрiятныхъ обстоятельствахъ епископъ заснулъ и во снѣ имѣлъ видѣнiе: ему привидѣлись голые птенчики, катящiе на него своими маленькими лапками бомбу.

Епископъ въ ужасѣ проснулся, послѣ чего вспомнилъ объ ученикахъ духовнаго училища, исключенныхъ по его настоянiю. И такъ какъ у него была хорошая память, то онъ назвалъ ихъ по именамъ и рѣшилъ обратиться къ нимъ на другой же день съ оказанiемъ имъ помощи и поддержки, такъ разсудивши въ сердцѣ своемъ: "если даже птенцы пернатыхъ пѣвчихъ озлобляются, и шмель вступается за нихъ, и во снѣ голопузики грозятъ бомбою, то кольми паче свойственно озлобленiе двуногимъ школьникамъ, о которыхъ сказано, что нехорошо, кто соблазнитъ единаго отъ малыхъ сихъ".

Совершивъ же доброе дѣло и примирившисъ съ совѣстью, епископъ внезапно прозрѣлъ и, представъ предъ митрополита, дерзновенно произнесъ:

— Чаю вокресенiя мертвыхъ и конституцiи.

Соцiальное значенiе бомбы, вообще, толкуется разнообразно и скорѣе въ отрицательномъ смыслѣ, чѣмъ въ положительномъ. Однако же, справедливость требовала отъ меня разсказать о случаѣ, когда бомба, въ концѣ концовъ, обратила злого архимандрита въ добраго епископа и автократическое мiросозерцанiе его замѣнилось конституцiонно-христiанскимъ.

Не спорю, рѣдкiй случай, но достойный вниманiя. Уповательно также, что въ душѣ нѣкогда пострадавшихъ отъ инспектора учениковъ возникло доброе ликованiе, и вторично къ бомбоподкладыванiю они склонны не будутъ, а, напротивъ, примирятся съ существующимъ, однако же улучшеннымъ, порядкомъ вещей, станут славитъ Господа въ качестѣ псаломщиковъ, дьяконовъ и священниковъ, и съ кротостью собирать мзду: за крестины, за вѣнецъ, за прiо6щенiе Святыхъ Таинъ и за отхожденiе въ жизнь вѣчную.

Старый.


Hosted by uCoz