"Огонек", №21, май, 1927 год

КАК Я СТАЛ КОММУНИСТОМ

Автобиография Анри Барбюса, написанная специально для "Огонька".

В связи с моим предстоящим приездом в СССР мои советские товарищи по перу просят меня написать для советских читателей мою автобиографию. От всего сердца я пользуюсь этим случаем, чтобы сообщить несколько подробнее о себе в ожидании радостного момента нашей встречи.

Прежде всего я позволю себе избавиться от неизбежных статистических данных. Я родился в 1873 г. от отца, уроженца юга Франции, и матери-англичанки. Как видите, я наполовину француз, наполовину англичанин. Мой отец был журналистом и интересовался театром, но не занимался политикой. Тем не менее он был убежденным либеральным республиканцем. Он был воспитан в духе протестантской религии, однако впоследствии совершенно от нее отошел, и меня даже не окрестили при рождении. Никогда ни в один период моей жизни я не имел ни малейшей склонности к увлечению религией — я был всегда глубоко антирелигиозно настроен.

Анри Барбюс.
Портрет, присланный писателем вместе с автобиографией, с надписью: "Огоньку — с братским приветом. Анри Барбюс"

Среднюю школу я окончил в Париже, затем учился в Сорбонне, где и защищал свою магистерскую диссертацию по философии.

По окончании филологического факультета я занялся журналистикой и поступил на службу в бюро печати м-ва внутренних дел.

В 1895 г. я издал сборник стихов, озаглавленный "Плакальщицы". Ряд выдающихся писателей — Катюль Мандес, Франсуа Коннэ, Стефан Маллармэ, Анатоль Франс, Эмиль Зола и т. д. — одобрил мой дебют.

После этого я занялся редактированием популярных иллюстрированных изданий; должен сознаться, что все эти издания, в частности популярно-научный журнал "Я знаю все", обладали в значительной степени всеми пороками, вытекающими из буржуазного мышления. Одновременно я издал мой первый роман "Молящие", описывающий с помощью большой дозы психологического анализа не лишенные романтики настроения молодежи того времени; роман этот имел целью борьбу с религией.

К этому периоду моей жизни относится определенный поворот в сторону антимилитаристских идей, от которых я впоследствии никогда не отдалялся. Интернационализм меня всегда притягивал к себе, и я могу сказать, что в те времена две идеи, с которыми я постоянно боролся в моих писаниях, были: идея какого-бы то ни было божества и патриотизм.

Моя книга "Ад", вышедшая в 1909 г., написана под определенным влиянием этих двух тенденций, проникнутых духом Кантовой философии, которую я в те времена пытался развивать до пределов возможности. Мои идеи и еще больше острое ощущение социальных обязанностей, возложенных на писателя жизнью (я находил, что писатель должен не только описывать; но и проповедывать правду, беспрерывно и неумолимо опираясь на реализм, никогда не отступая перед полным выражением своих мыслей), влекли меня к социализму. Я пришел к нему не благодаря моему социальному происхождению или окружавшей меня среде, определенно буржуазной и интеллигентской, но, несмотря на это, лишь благодаря тем идеям, которые сделали из меня атеиста и интернационалиста.

Когда разразилась мировая война, я разделял иллюзии многих честных людей, веровавших официальным заверениям, представлявшим "врага" в виде политического и социального тирана, и французскую нацию — как жертву империализма. Я решил отправиться на фронт в качестве простого солдата. Я не хотел принять, и не принял никакого чина. Я начал войну простым рядовым, затем (заболев дизентерией) был в первый раз эвакуирован с передовых позиций и назначен санитаром полка; когда состояние моего здоровья еще ухудшилось, я был причислен к штабу корпуса, где и пробыл в течение 22 месяцев. Во время моего первого пребывания в госпитале я написал книгу "Огонь", являющуюся повестью о пробуждении пролетарской совести на полях сражения. Я написал эту книгу в шесть месяцев и отправил рукопись в июне 1916 г. в газету "Эвр", которая напечатала ее отдельными фельетонами.

Когда я был окончательно демобилизован, я основал с Раймондом Лефевром, Вайяном Кутюрье и некоторыми другими товарищами Республиканскую ассоциацию бывших фронтовиков, сыгравшую, да и теперь еще играющую во Франции крупную агитационную роль; заслугой этой ассоциации в значительной степени является влияние, оказанное ею на социалистическую партию в сторону приближения последней к пролетарской революции и коммунизму. В 1919 г. в Лионе, затем в 1920 г. в Женеве я основал с несколькими товарищами Интернационал бывших фронтовиков, являющийся чисто революционной, антимилитаристской организацией, об'единяющей бывших фронтовиков-солдат, принимавших участие в мировой бойне.

В 1919 г., совместно с Вайяном Кутюрье, я основал группы и журнал "Клартэ". В наши цели входило об'единение интеллигентских кругов, и нам удалось лишь частично осуществить это.

Я сотрудничал с меньшинством французской социалистической партии в "Понюлер", в частности с Лонге, с которым я расстался несколько лет спустя, когда он занял известное советским читателям положение.

Много времени я отдавал в то время работе в Комитете друзей Индии, который, к сожалению, просуществовал лишь короткое время, вследствие неопреодолимых препятствий, поставленных на его пути английским правительством.

После этого я занялся специально изучением вопроса о белом терроре на Балканах. После поездки по Балканскому полуострову я написал книгу под заглавием "Палачи", которая произвела некоторый шум. Совместно с несколькими преданными товарищами я основал ряд комитетов для оказания помощи жертвам белого террора на Балканах, в Польше, в Париже, в ряде других европейских городов. В настоящее время я работаю над созданием большого международного комитета по борьбе с фашизмом. Наконец, я принимал участие и в могучем, организованном антиколониальном движении (Брюссельский конгресс антиколониальной лиги в феврале 1927 г.).

К перечисленному можно добавить — участие в публичных митингах, сотрудничество в иностранных газетах, которым я регулярно посылаю статьи, и, наконец, регулярная большая корреспонденция, выходящая из рамок обычной переписки частного лица.

Однако своим основным призванием я считаю литературу, и именно своим художественным творчеством я могу быть полезен той цели, которой я посвятил себя — пролетарской революции.

В 1935 году я издал книгу под заглавием "Цепи", в которой я резюмирую и высказываю свои взгляды на историческое развитие. Основные тезисы этой книги, которую русские читатели знают, к сожалению, лишь по изуродованному, сокращенному переводу, сводятся к тому, что на всем протяжении мировой истории народные массы угнетаются привилегированным меньшинством и что необходимо для изменения этого векового порядка вещей произвести такую революцию, которая потрясла бы до основания современное общество. Из этой книги явствует также, что в настоящий момент могут существовать лишь две силы, два огромных определенных блока — консерваторы или революционеры; все промежуточные формулы иллюзорны и неизбежно осуждены на крушение.

В моем романе "Свет" и в книге "Сияние в бездне", имевших некоторое агитационное значение в мелкобуржуазных массах, я развивал точку зрения, которую можно было бы назвать интегральной демократией. Моя небольшая работа "Нож в зубах", написанная для интеллигентов, излагает основные принципы коммунизма. Мои два последних произведения, из которых одно уже вышло в свет под названием "Иисус", а другое выйдет вскоре, посвящены изучению происхождении христианства. Моя историческая концепция "Иисуса" основывается на чрезвычайно кропотливом, научно-позитивном изучении всех имеющихся по этому вопросу материалов. Образ Иисуса, каким я его мыслю, нижеследующий: это еврейский пророк, атеист и революционер, проповедывавший ненависть к богатым и к социальной несправедливости, приговоренный римлянами к смерти за то, что "соблазнял и призывал к восстанию народ". Лишь значительно позднее этого реального существа создали христианского христа, божество, искусственно выдуманное апостолом Павлом и его сотрудниками. Христос есть, след., миф.

Ошибка тех, кто обвиняет меня в мистицизме, которым якобы окутан мой портрет Иисуса, заключается в том, что они, сами того не сознавая, думают о православном Иисусе-Христе, между тем как образ, который я хотел воссоздать, не имеет ничего общего с последним. Смысл его учения заключается в следующем: человек сам по себе, в своем разуме, обладает достаточными средствами и силами, чтобы бороться против угнетательской идеологии, базирующейся обыкновенно на божественном праве и на античеловеческом влиянии обожествленного и сверх'естественного. Люди, человеческие массы, могут лишь сами спасти себя: их спасение зависит от их же собственной дальновидности и воли.

Анри Барбюс.

Перевел с рукописи Г. Нашатырь.


Hosted by uCoz