"Огонек", №22, май, 1927 год

ТАМ, ГДЕ ЖИЛИ РОМАНОВЫ

Очерк хранителя Детскосельских и Павловских дворцов-музеев Вс. Яковлева.

Царскосельская резиденция возникла из вотчины Екатерины I. Первоначально это была мыза с значительным количеством приписной земли. Затем появилась в ней небольшая палата. Настоящее дворцовое строительство началось при Елизавете Петровне, тогда же получили надлежащее оформление и парки, но как дворцы, так и парки продолжали развиваться и при Екатерине II. В конце царствования последней был построен и Александровский дворец. Сначала Екатерина предполагала украсить царскосельские парки воспроизведением Фернейского замка Вольтера и уже заказала добыть чертежи его, но затем был заказан проект дворца известному в то время своими работами в России, талантливому итальянскому зодчему Джакомо Гваренги (1747—1818 г.г.). Новый дворец-дом предназначался для любимого внука Екатерины — Александра. Проект дворца был задуман широко и живописно, но, по мере осуществления, значительно с'ужен. В композиции дворца, помимо воли архитектора, резко сказалась феодально-помещичья Россия. При самом беглом взгляде видно, кому предназначались обширные залы, залитые светом, кому — обыкноненные комнаты с небольшими сравнительно окнами, и кому, наконец, помещения, наполовину опущенные в землю и подобные погребам.

Спальня последних Романовых.

В своей изысканном "гваренгненом" виде дворец до нас не дошел. Николай I живопись, покрывавшую своды парадных зал и требовавшую некоторой реставрации, распорядился закрасить белой краской. По его же прихоти был изменен угловой кабинет его брата, переделаны концертный и библиотечный залы, несколько комнат отделаны архитектором Стасовым для его личной потребности. Искажение дворца продолжалось и при следующем царе.

В юго-западной части дворца появились снаружи металлические балконы. При Александре III был уничтожен мраморный пол открытого зала за колоннами. При последнем царе исчез концертный зал и на его месте появились комнаты в модном стиле модерн. Тогда же была заменена, по приказу царицы, Стасовская отделка комнат Николая I — английской: на юго-восточном углу дворца построен еще один металлический балкон, а подвал углублен, расширен и соединен туннелем с кухонным флигелем. Первоначальное техническое и санитарное оборудование дворца было довольно примитивно. Однако все новые достижения техники в первую очередь обслуживали дворцы. Английские устройства ванн и уборных применены были в 1830-х г.г. впервые в этом дворце. В 1860-х г.г. был оборудован водопровод, с насосом и баком на чердаке. Несколько раньше, в 1840-х г.г. был установлен в комнатах Николая I только что изобретенный Якоби электромагнитный телеграф. Развитие водопроводного дела, канализирование городов и отдельных владений, устройство центральных отоплений и вентиляций по последнему слову техники — были применены прежде всего в царско-сельской резиденции и в Александровском дворце, при чем централизация отопления и вентиляции были проведены лишь в личных комнатах царя и его семьи. Для топки котлов этого отопления брали березовые дрова, а не каменный уголь, сильно дымивший. Электричество, телефон и радио были прежде всего на службе у дворца.

Вид полукруглого зала Александровского дворца, откуда в июле 1917 г. был выслан Николай Романов с семьей.

Первым обитателем дворца был внук Екатерины II и сын Павла — Александр. Бабка женила его тогда, когда ему было 15 лет. Жизнь протекала в развлечениях: устраивались концерты, званые обеды, прогулки по паркам, катания на лодках по большому озеру Екатерининского парка, разного рода игры, карты и балы; словом, для царской семьи и небольшой кучки приближенных был сплошной праздник. Здесь же бывал Чарторыжский, который потом был главой правительства восставшей Польши и у которого, по некоторым данным, был роман с женой Александра I — Елизаветой. Роману этому муж скорей содействовал, чем препятствовал. По свидетельству современников, двор состоял преимущественно из людей ограниченных и дураков.

Больше, чем Александр, жил в этом дворце Николай I, а его жена и умерла в этом дворце. Праздная жизнь дворца при этом царе еще сопровождалась частыми прогулками на ферму, в Павловск, на музыку и в парк. Рядом с этим по отношению к дворцовой челяди процветал произвол: наказания палками, плетью, кошкой, леньком и др. сменяли одно за другим. С приездом двора в Царское приезжали на дачу туда фавориты и фаворитки цариц, царей и придворных. Существует изустное предание, что Александр II, приходя в Александровский дворец к фрейлинам, должен был пролезать через окно первого этажа, чтобы не быть замеченным придворной прислугой. Разврат и пьянство двора в Царском Селе укоренились со времен Петра I.

К ним постепенно присасывалось религиозное ханжество. При последнем царе эта черта придворной жизни достигла полного расцвета и открыла доступ во дворец таким проходимцам, как француз Филипп, Григорий Распутин и др. Интриги, протекционизм, скрытое и прямое взяточничество, воровство — развивались в этой обстановке пышным букетом. Друг царя и царицы, Вырубова, брала деньги с проходимцев и пролаз, искавших теплых и доходных местечек, на устройство лазарета, где укрывались от фронта многие лица, в том числе и сыновья Распутина; ктитор Федоровского государева собора брал с жаждущих чинов и орденов на постройку трапезной Федоровского собора, а выстроив, устраивал в ней дикие оргии.

Эта разгульная атмосфера удержалась и при временном правительстве. Разные бароны Штенгели и компания присных ему устраивали себе развлечения с голыми женщинами, вином из дворцовых погребов и фруктами из дворцовых оранжерей.

Зал с горкой в Александровском дворце.

Естественно, что столь привилегированное положение двора не могло оставаться без специальной охраны. Охрана в разных формах существовала с самого начала возникновения Царского Села, а в Александровском дворце — с момента его постройки, и была преимущественно военной до последнего времени. Николай I сам ходил проверять посты и устраивал внезапные тревоги. Но особенное внимание на охрану дворцов было обращено после взрыва, устроенного Степаном Халтуриным в Зимнем дворце, и после убийства Александра II. Тогда были сформированы специальные воинские части, в состав которых выбирались такие солдаты, у которых и среди родственников не было даже и подозреваемых в сочувствии революции. При последнем царе охрана количественно достигла необычайных размеров. Дворец имел военные посты снаружи, внутри, в подвале, а Александровский парк окружался тройной цепью смешанной охраны. Кроме того, были специальные отряды летчиков, легкой артиллерии, воздушной обороны, команд велосипедистов, мотоциклистов, лыжников и проч. Нечего и говорить о сонме кишевших вокруг дворца, по городу и в окрестностях агентов тайной полиции, специальной конспиративной дворцовой полиции и жандармов.

Громадные суммы денег, тратившмеся на содержание двора, давали возможность приобретать для дворцов все лучшее, что производила сама природа и творил человеческий гений. В парадной части Александровского дворца сосредоточены первоклассные образцы прикладных искусств, вроде мебели известного мастера Д. Рентгена, ковров производства Европы и Востока, бронзовых изделий французской и русской работы, фарфора японского, китайского, русского и т. д.

Картины во дворце имеются: голландской, итальянской, немецкой, французской, английской и др. иностранных школ; но особенно много картин — русских художников, несмотря на то, что при основании Русского музея в Ленинграде из этого дворца было из'ято их все-таки много. Нечего и говорить, что дворец представляет громадный бытовой интерс, особенно, если проследить всю его историю и осмотреть полностью все его этажи, включительно до подвалов и винных погребов. Совершенно ясно становится тогда вырождение Романовых и устарелость самого принципа монархической власти.

Вс. Яковлев.


Hosted by uCoz