ПРИРОДА, №07-09, 1919 год. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА и УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Природа", №07-09, 1919 год, стр. 377-384

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА и УЧРЕЖДЕНИЯ.

Русское Общество Любителей Мироведения. (К десятилетию его деятельности). 13 января 1909 г. небольшая группа любителей астрономии и других физико-математических и естественных наук основала в Петрограде "Русское Общество Любителей Мироведения", которому суждено было за 10 лет его существования приобрести весьма видное положение.

Колыбелью Общества является бывшая на Марсовом поле небольшая обсерватория "Русской Урании", где показывались небесные объекты всем желающим. Сюда, естественно, влекло всех Петроградских любителей астрономии, и здесь они очень быстро познакомились и подружились друг с другом. Вскоре в их среде зародилась мысль основать собственное Общество, главной целью которого, как сказано в уставе, являлось: "объединять любителей естественных и физико-математических знаний, оказывать им возможное содействие в их научных работах и тем поднять уровень и ценность их трудов".

Интересно отметить, что среди основателей Общества, числом 20, были лица самых разнообразных профессий и весьма различного образования, но крепко сплоченные общей горячей любовью к мироведению. Основание Общества было, таким образом, вызвано определенно назревшей потребностью, и слабые вначале ростки его медленно, но неуклонно развивались и ввысь, и вглубь, и вширь. С самого начала председателем Общества был избран известный шлиссельбуржец Н. А. Морозов, остающийся в этом звании неизменно и по настоящее время.

В первые годы деятельность Общества заключалась в устройстве ежемесячных общих собраний с докладами, в весьма оживленной переписке с провинциальными любителями и в установке астрономической трубы с фотографической камерой в башне, существовавшей на здании Тенишевского училища и предоставленной последним в пользование Общества.

В 1912 году, когда молодое Общество уже несколько окрепло, оно развернуло свою деятельность образованием секций, а также учреждением своего собственного иллюстрированного журнала "Известия Русск. Общ. Любит. Мироведения", переименованного впоследствии в "Мироведение". С первых же номеров журнал Общества оказался весьма интересным и живым и постепенно стал приобретать все большее и большее распространение. Содержание его по преимуществу астрономическое и геофизическое, но иногда попадаются статьи и по другим естественным наукам.

При Обществе учреждены два фонда: 1) на устройство высокогорных астрономических станций на Кавказе и 2) на медаль за научные работы любителей астрономии.

Большую жизненность обнаружило Общество в последние годы всеобщего тяжелого кризиса. Число собраний совета и общих ничуть не уменьшилось. Астрономическая и основанная в начале 1918 г. географическая секции проявляют оживленную деятельность. Журнал издается без перерыва, при чем издание его с 1918 г. осуществляется благодаря широкой денежной поддержке со стороны Народного Комиссариата по Просвещению. Количество №№ "Мироведения" по годам, начиная с 1912 и кончая 1918, равнялось последовательно: 4, 4, 4, 6, 6, 6 и 5, т. е. всего 35 номеров за 7 лет.

Библиотека Общества составлялась постепенно из небольших пожертвований и приобретений, и в настоящее время она содержит уже около 2500 томов.

Общество имеет несколько небольших провинциальных отделений, объединяющих любителей на местах.

В 1918 году, в значительной мере благодаря стараниям Общества, основано астрономическое отделение при Научном Институте имени П. Ф. Лесгафта; на здании Института построена железо-бетонная башня для установки астрономической трубы. По составу сотрудников и по работе это отделение чрезвычайно тесно связано с Обществом.

Успеху Общества, кроме жизненности его задач, способствует исключительная преданность делу отдельных членов, как занимающих те или другие должности в Обществе, так и рядовых.

Г. Т.

Российское Минералогическое Общество в 1918—1919 г.г. Российское Минералогическое Общество, принявшее этот титул в декабре 1918 года, а ранее, после февральской революции 1917 г., именовавшееся просто Минералогическим Обществом, переживало в 1918 году и в первой половине 1919 г., как и другие научные организации, трудное время. Политическое состояние страны, несвоевременная выдача государственной субсидии, дороговизна типографских работ, отсутствие бумаги и пр. совершенно прекратили исследовательскую деятельность Общества и свели почти к нулю его издательскую работу, итак уже значительно расстроенную со времени начала войны в июле 1914 г. За все эти 1½ года с трудом удалось окончить печатанием и отчасти разослать давно начатый 1-й выпуск 51-го тома "Записок" Общества, а отпечатанный еще к весне 1918 года 1-й выпуск 26-го тома "Материалов для геологии России" до сих пор остается несброшюрованным.

Трудные условия личной жизни, недостаток питания, повышенная нервность и т. п. тягчайшим образом отразились на составе Общества, лишившегося за это время по крайней мере 18, а может быть и 20 своих членов. Наиболее тяжелою утратою, поразившею не только Р. Минералогическое Общество, но и мировую науку вообще, является кончина 21-го мая 1919 г. знаменитого геометра-кристаллографа, профессора Петроградского Горного Института, действительного члена Рос. Академии Наук, горного инженера Евграфа Степановича Федорова, поставившего кристаллографию в ряд точных математических наук, давшего целый ряд основных работ по всем отделам этой отрасли знания и создавшего целую русскую школу петрографов и минералогов, применяющих гениально простой, им предложенный, "теодолитный" метод исследования шлифов под микроскопом. Не в этой короткой заметке характеризовать всю громадную область научных работ Е. С. Федорова, — это будет, конечно, с надлежащею полнотою сделано другими лицами и в другом месте. Памяти Е. С. Федорова Рос. Минералогическое Общество посвятило особое заседание 30 мая 1919 г., на котором ряд лиц дал краткую характеристику различных сторон многообразной деятельности покойного, а ближайшие сотрудники и ученики его собрали и выставили все построенные по его идеям приборы и большинство отдельных оттисков опубликованных им работ, общее количество которых превышает 400.

Кончина такой мировой величины, как Федоров, все же не может заставить нас забыть наши другие потери, а их — повторяем — было много, и среди них с особою болью вспоминается трагическая гибель молодого талантливого геолога А. Н. Замятина, павшего случайною жертвою перестрелки на Каспийском море. Не может Общество не скорбеть о смерти таких выдающихся работников, как геолог Геологического Комитета П. А. Казанский, так плодотворно и напряженно работавший по геологии Дальнего Востока, и адъюнкт-геолог того же учреждения А. Д. Стопневич, библиотекарь Общества, признанный знаток и специалист по вопросам гидро-геологии России и ее рессурсам по природным газам. Оба они пали жертвами современной разрухи, — один на почве истощения, другой — на почве небывалого развития заразных болезней. Вычеркнут из жизни большой знаток геологии Украины проф. П. Я. Армашевский, еще в конце 1917 года скончался другой видный геолог, преимущественно интересовавшийся севером, проф. В. П. Амалицкий, открывший на р. Северной Двине огромное кладбище пермских рептилий, близких южно-африканским, умер ветеран русской критики М. А. Антонович и мн. др.

Как ни тяжки потери Общества, как ни трудны окружающие обстоятельства, Общество все же продолжает, по мере возможности, работать. За 1½ года оно имело 12 собраний, на которых заслушано 20 сообщений по всем отделам наук геолого-минералогического цикла. В ряду этих сообщений особый интерес представляют доклады: Е. С. Федорова о составе минералов группы слюд и хлоритов, проф. Г. В. Вульфа о решении целого ряда основных проблемм кристаллографии, построенном на законе постоянства углов, установленном Стеноном 250 лет тому назад, В. В. Никитина и В. Н. Лодочникова об исследовании некоторых новых двойников в плагиоклазах при помощи универсального метода Федорова, Б. К. Лихарева — по геологии бассейна р. Ваги, Г. Н. Фредерикса — по геологии Вятской губ. и др.Общество не теряет надежды, хотя бы отчасти, исполнить свои планы по изданию очерков развития наук геолого-минералогического цикла в России, задуманных по случаю 100-летнего юбилея Общества, исполнившегося 7 января (ст. ст.) 1917 года.

А. Герасимов.
21 июля 1919 года.

Главный Ботанический Сад Р.С.Ф.С.Р. — такое наименование получил бывший "Ботанический Сад Петра Великого". После революции внутренняя конституция Сада подверглась существенному изменению. Бывший Совет Сада, как орган управляющий всею его научною деятельностью, значительно расширился путем привлечения в члены Совета всех лиц ученого персонала Сада, а должность директора сделалась выборной. На первое трехлетие директором избран Б. Л. Исаченко, замещающим директора В. Л. Комаров и ученым секретарем А. И. Данилов. Этой коллегии из трех лиц в последнее время придано наименование Правления и на нее возложены Советом соответствующие функции.

Значительному изменению подверглась программа деятельности "Станции для испытания семян", существовавшей при Саде в качестве особого отдела. Главной целью работ Станции замечены научные исследования в области физиологии прорастания семян и их морфологии; обычные же анализы по контролю посевного материала переданы специальной контрольной семянной станции при Комиссариате Земледелия. Соответственно этому новому направлению работ Станция переименована в "Лабораторию по семяноведению".

Бывшая биологическая Лаборатория при Музее, отделена от него, переименована в Физиологическую Лабораторию и заведывание ею поручено В. Н. Любименко.

Бывший Отдел Лекарственных растений присоединен к Музею и преобразован в Лабораторию для исследования лекарственных и растительных продуктов.

В настоящее время в состав Сада входят в качестве Отделов следующие научные учреждения:

1. Гербарий цветковых растений. Заведующий Б. А. Федченко.

2. Отдел живых растений. Заведующий В. Л. Комаров, избранный на место ушедшего В. И. Липскаго.

3. Институт споровых растений. Заведующий А. А. Еленкин.

4. Музей с Лабораторией для исследования лекарственных и растительных продуктов. Заведующий Н. А. Монтеверде.

5. Физиологическая Лаборатория. Заведующий В. Н. Любименко.

6. Лаборатория по семяноведению. Заведующий Б. Л. Исаченко.

7. Фитопатологическая Станция. Заведующий А. С. Бондарцев.

8. Библиотека. Заведующий Г. А. Надсон.

Кроме того, в ведение Сада перешли: 1) Садоводство Регеля и Кессельринга (І-е Отделение Гл. Бот. Сада), заведывание которым поручено научному сотруднику отдела живых растений Н. Р. Каминскому; 2) Имение Ольгино в Московской губ. (II-е Отделение Гл. Бот. Сада), заведывание которым поручено консерватору I. В. Кузнецову.

Главный Ботанический Сад остается по прежнему в ведении Комиссариата Земледелия.

Украинский геологический комитет. С 1-го февраля 1918 года в Киеве оффициально начало существовать новое геологическое учреждение, о котором давно уже мечтали геологи Украины, — Украинский Геологический Комитет.

Зародился он еще раньше. К концу войны был открыт в Киеве, по аналогии с Комиссией Сырья в Петрограде, Отдел Сырья Киевского Комитета Военно-Технической Помощи. Этот отдел состоял главным образом из геологов, которыми составлялись 2-вер. геологические карты прифронтовой полосы Юго-Западного фронта, собирались и регистрировались геологические данные, относящиеся к этому фронту, производились геологические исследования вдоль эвакуационных маршрутов.

В состав Отдела входило до 40 геологов, имевшихся в Киеве. Президиум состоял из председателя В. И. Лучицкого, тов. председателя В. Н. Чирвинского, П. М. Короневича и И. В. Егорова и секретаря М. М. Архангельской.

Кончилась война, должен был прекратить свое существование и Отдел Сырья. Но работа геологическая уже была организована и не должна была останавливаться. Поэтому Отдел Сырья постановил преобразоваться в Украинский Геологический Комитет и Украинское Горно-Геологическое Общество, из которых удалось осуществить только первый.

На заседаниях Отдела Сырья были выработаны основные положения Украинского Геологического Комитета н избран его персонал: директором — В. И. Лучицкий, геологами — Б. Л. Личков, И. И. Гинзбург, В. В. Мокринский, А. В. Красовский.

С 1 февраля, после переговоров с министром торговли и промышленности Украинский Геологический Комитет начал оффициально существовать в составе В. И. Лучицкого, как директора, и двух геологов — Б. Л. Личкова и В. В. Мокринского.

Не смотря на значительные препятствия, его состав удалось затем расширить, включив в него геологов Н. И. Безбородько, Г. С. Буренина, И. И. Гинзбурга, К. И. Тимофеева, В. Н. Чирвинского, ученого хранителя музея — М. М. Архангельскую, ученого секретаря П. И. Голубева. При Комитете имеется научная регистрация из 4 лиц (практикантов), библиотека, чертежная. Помещается он временно в Геологическом Кабинете Университета и пользуется лабораториями Университета и Политехнического Института.

Все геологи других киевских учреждений также входят в состав Комитета.

Деятельность Украинского Геологического Комитета протекала за все время существования его при крайне неблагоприятных условиях. Приходилось вести чрезвычайно упорную борьбу после некоторых переворотов с Горным Ведомством, направлявшим усилия свои на то, чтобы превратить Геологический Комитет в чисто служебный практический аппарат, но Комитет энергично отстаивал права свои на самостоятельное существование и с увлечением развивал свою работу, не смотря на громадные трудности, связанные с непрерывной междуусобной войной на территории Украины, мешавшей как работам в поле, так и поддержанию связи с геологами других украинских городов.

На лето 1918 года были намечены полевые геологические исследования в Гришинском и в Криворожском районах и в области распространения бурого угля в Киевской и Херсонской губ.; предполагались командировки в Никопольский бассейн и др., но политические условия и задержка в ассигновании средств не дали возможности осуществить эти начинания и пришлось отложить их на лето 1919 года.

Несмотря на все Комитету удалось выполнить некоторые работы. Составлена была, на основании литературных и неопубликованных данных 10-верстная геолог. карта Украины, которая должна была лечь в основу 25-верстной геологической карты Украины; эта карта в настоящее время закончена и печатается. Составлена была геолог. карта Донецкого бассейна в 10-верстн. масштабе, к печатанию которой тоже приступлено. Одновременно составлялись карты 10-верстного масштаба: 1) полезных ископаемых Украины и 2) строительных материалов, которые должны быть опубликованы в 25-верстном масштабе. Просматривался и каталогизировался весь материал, главным образом литературный, по геологии, полезным ископаемым, строительным материалам и также по гидрогеологии Украины. Производилось лабораторное исследование строительных материалов Киевской и Подольской губ. Составлялись объяснительные записки к издаваемым Комитетом картам Украины. Постепенно вырастал геологический музей и библиотека Комитета.

В настоящее время печатаются Известия Геологического Комитета.

Нельзя сомневаться в том, что именно Украинский Геологический Комитет, со своими геологами-сотрудниками, живущими в крупных научных центрах Украины, как жизненно заинтересованный в деле развития горной промышленности Украины, сможет в ближайшее время довести до конца работы в важнейших горно-промышленных областях Украины, где и были намечены работы на лето 1919 года. Главнейшие задачи этих работ таковы: 1) угольные районы: исследование а) Гришинского района, б) районов бурого угля Киевской и Херсонской губ., 2) рудные районы: исследования: а) в Криворожском районе (программа выработана для этого района, как и для Гришинского, совместно с Екатеринославскими геологами); б) в Никопольском районе, в) в области марганцевых месторождений Подольской губ., 3) районы строительных материалов Киевской, Подольской, Херсонской, Екатеринославской губ., 4) геологическое и гидрогеологическое обследование Киева, Одессы, Екатеринослава, Харькова и др.

При составлении планов работ Комитета имелось в виду заполнить пробелы в геологическом исследовании Украины и ее полезных ископаемых. Приступая к своим работам, Украинский Геологический Комитет предполагал осуществлять некоторые из намеченных работ совместно с Петроградским Геологическим Комитетом и твердо верит, что встретит в своей работе полное содействие со стороны как Петроградского Комитета, так и со стороны других русских научных учреждений и представителей науки.

В. Лучицкий.

Костромское научное общество по изучению местного края в 1918 г. Живой интерес к изучению родного края, широко развившийся еще до войны в большинстве провинциальных культурных центров России, продолжает расти и развиваться, не смотря на все тяготы, принесенные войной и на все трудности, связанные с переживаемым историческим моментом.

Впрочем, различные культурные очаги России представляют в этом отношении весьма различную картину, если не в отношении охоты и присутствия живого интереса к делу изучения своего края, то в отношении тех условий, в которые эта работа оказывается поставленной, и тех взаимоотношений с властью, от которых зависит финансирование исследовательской работы, а вместе с тем и самое ее осуществление. И если в ряде городов (напр, в Петрозаводске) наладившееся было дело изучения родного края в корне распалось, а в других (напр. в Вологде) широкие начинания того же рода переживают острый кризис и близки к полной ликвидации за отсутствием финансовой помощи государства, то в других центрах, где личная энергия руководителей и умение приспособить работу местных научных обществ к требованию момента спасают положение, дело продолжает двигаться вперед, поскольку это вообще возможно в эпоху общественной бури. К таким счастливым уголкам относится между прочим и Кострома с ее "Костромским Научным Обществом по изучению местного края", возникшим в 1911 году. Из отчета о деятельности его за истекший 1918 год мы узнаем, что, пережив некоторые финансовые затруднения, общество справилось со всеми препятствиями и имело в своем распоряжении свыше 60.000 руб., из которых более 55.000 руб. были ассигнованы различными местными и центральными органами власти. Это дало Обществу юзможность продолжать свою деятельность, выразившуюся в издании IX выпуска "Трудов О-ва", посвященного железным болотным рудам Костр. губ., и X вып., посвященного лесному делу Костр. губ., тогда как работы в поле оказались по условиям момента почти неосуществимы. Зато Общество проявило кипучую организационную деятельность, выразившуюся в учреждении при Обществе:

1) "Комиссии по изучению природных сил и богатств Костр. края в целях их ближайшего рационального использования".

2) "Историко-археологической комиссии", возникшей в связи с концентрацией в Архиве общества архивов всех ликвидированных органов управления прежнего режима.

3) "Костромской губ. коллегии по делам музеев и охране памятников искусств и старины", образованной по инициативе Комисс. Нар. Просв. для обследования и охраны ценных собраний и памятников старины. В связи с деятельностью коллегии сильно расширился музей общества, состоящий в настоящее время из отделов естественно-исторического, кустарного, исторического, доисторического и церковно-исторического.

Кроме того по инициативе и в тесном контакте с О-вом была учреждена Костром. Центральная Научная библиотека, объединившая в себе ряд прежних ведомственных и других библиотек и сделавшаяся вместе с тем библиотекой, открывшегося в Костроме в конце 1918 года Госуд. Рабоче-Крестьянского Университета, в организации которого Общество принимало также деятельное участие.

А. А. Г.

Ярославское Естественно-Историческое Общество в 1918 г. Ярославское Ест.-Ист. Об-во, проявившее в первую половину 1918 г. значительную деятельность (организация гидробиологической станции в Тверицком училище, устройство планомерных объяснений для посетителей Музея Об-ва), во второе полугодие (после белогвардейского восстания в июле) пережило тяжелые дни. Полное отсутствие средств привело к тому, что в течении долгого времени окна в Музее оставались без стекол, а само здание без отопления, в результате чего очень сильно пострадали как энтомологические так и ботанические коллекции. Почти целиком погибло также население аквариумов и террариумов, одно из лучших украшений Музея. Лишь 11 декабря пришло от Ком. Нар. Просвещения уведомление об утверждении сметы О-ва на 2-ое полугодие в размере 47.390 руб., кредит по которой был открыт 14 января 1919 г. Это сделало возможным возобновление деятельности Общества, насчитывавшего к концу 1918 г. 122 члена, однако пережитый кризис тяжело отразился на ряде ценных работников, которые вынуждены были прекратить свою работу и частью разъехаться; вместе с тем замерла и изследовательская деятельность Об-ва. Таким образом в настоящее время первое место в деятельности Об-ва занимает уцелевший, несмотря на все перечисленные потери, Музей, привлекающий к себе живое внимание населения (за 1918 г. — 4401 посетителей) и состоящий из отделов: 1) млекопитающих и птиц, 2) водной фауны, амфибий и рептилий, 3) сравнительно-анатомического, 4) биологического, 5) геологического и 6) сельско-хозяйственного (всего 2455 экспонатов). При Музее функционирует естественно-историч. библиотека.

А. А. Г.