ПРИРОДА, №07-09, 1919 год. ХРОНИКА.

"Природа", №07-09, 1919 год, стр. 387-388

ХРОНИКА

Съезд русских физиков, состоявшийся в Петрограде принял ряд постановлений; приводим важнейшие из них: Съезд признает крайне желательным объединение русских физиков в общую ассоциацию, имеющую целью облегчить условия научной работы, упрочить связь между учеными и способствовать единству и расширению научного издательства. Центром ассоциации должно сделать отделение физики Рус. Физико-Хим. Общества, расширив его состав отдельными физиками и целыми обществами и организациями, имеющими предметом своей деятельности физику или сопредельные с ней области науки. Периодические съезды физиков должны участвовать в образовании совета физического отделения Р.Ф.-Х.О.; в пополняемом таким обр. составе этот совет и явится исполнительным органом ассоциации. Съезд приветствует происшедшее за последнее время умножение числа исследовательских институтов, совокупность которых ныне покрывает почти все поле физики.

Для координирования деятельности отдельных институтов, съезд полагает желательным их объединение, которое может выразиться в создании особого совета исследовательских институтов по физике, образованного из представителей каждого института в числе одного или двух и имеющего местопребывание при Российской Академии Наук. Институты, имеющие пока войти в это объединение, сѵть следующие: 1) Главная Палата мер и весов, 2) Институт твердого тела, 3) Институт физико-химического анализа Комиссии по изучению естественных производительных сил России, 4) Институт фотографии и фототехники, 5) Оптический Институт, 6) Радиевый Институт, 7) Радиотелеграфный Институт в Нижнем Новгороде, 8) Рентгенологический Институт, 9) Физический Институт Научного Института в Москве.

Съезд находит необходимым всемерное усиление издательской деятельности в области физики и в виду этого возлагает на вновь образующуюся ассоциацию физиков: 1) выработку проекта серии оригинальных и переводных учебников и монографий и организацию их издания; 2) заботу о том, чтобы издание журнала ассоциации, каковым явится журнал Отделения физики Р.Ф.-Х.О., было поставлено на должную высоту.

Считая гибельным для русской науки существующее ныне полное нарушение связи ее с наукой иностранной, съезд поручает особой Комиссии изыскать способы и средства восстановить прерванныя сношения с научным миром заграницы.

Признавая делом государственной важности самостоятельное изготовление в России оптических приборов и необходимое для него обеспечение оптическим стеклом, съезд считает необходимым, чтобы дело производства оптического стекла, начатое с большим трѵдом в 1915 году, получило возможность дальнейшего существования и развития под контролем, руководством и ответственностью Государственного Оптического Института.

Искусственное получение алмаза. В 1918 году впервые в большом масштабе были повторены опыты Муассана над получением алмаза в металлических сплавах. Парсонс доложил в Лондоне, что им выяснены ближе условия муассановских опытов, при чем оказалось, что от применения давлений даже до 80 тысяч атмосфер не наблюдалось кристалликов алмаза и что, очевидно, давление не играет той роли, которую раньше приписывали возникновению в сплавах этой разности углерода.

Нефть и Марокко. В "Известиях общества поощрения национальной промышленности во Франции" сообщается ряд интересных данных об открытии выходов нефти в Марокко. В 1919 году должен был быть заложен ряд скважин для геологического обследования района, может быть составляющего продолжение оранского нефтяного бассейна.

Франция принимает самые серьезные шаги к эксплоатации немногочисленных нефтяных месторождений своих колоний, так как война впервые показала огромное значение нефти в промышленной жизни и даже вызвала в одном из сообщений союза французских инженеров замечание, что будущий век, — век двигателей внутреннего сгорания будет зависеть от национальных богатств нефтью, как источника бензина, бензола и аналогичных продуктов.