ПРИРОДА, №04-06, 1925 год. Научные новости и заметки.

"Природа", №04-06, 1925 год, стр. 101-114

Научные новости и заметки

АСТРОНОМИЯ.

Изучение южного неба. Из общего числа 234 астрономических обсерваторий на земле только 20 находятся на южном полушарии. Некоторые из них ведут большие работы, но конечно их сил слишком недостаточно для всестороннего изучения южного неба. А между тем тот материал, который могут доставить наблюдения в южном полушарии, имеет громадное значение как в различных отдельных случаях, так и для уяснения общих вопросов о строении вселенной. Понятно поэтому, что астрономы северного полушария снаряжают время от времени различные экспедиции для наблюдения чудес южного неба и созидают постоянные обсерватори в южном полушарии. Первая такая попытка была сделана во второй половине XVII ст. по инициативе английского астронома Галлея, который заинтересовал королям Остиндское Общество, взявшее на себя издержки по снаряжению экспедиции, идеей дополнить каталоги Гевелия и Флемстида более южными звездами. В ноябре 1676 г. Галлей отправился с своими инструментами на остров Св. Елены, который являлся наиболее южным пунктом в английских владениях. Но в опубликованном Галлеем в 1679 г. каталоге оказалось всего только около 360 звезд, невидимых в Европе. Более удачным было предприятие Ляйкаля, который в 1751 г. отправился на Мыс Доброй Надежды. В течение трех лет своего пребывания в Южной Африке Лякайль, кроме организации градусного измерения земли и работ по определению расстояний светил, наблюдал 10.000 южных звезд. Результаты его наблюдений были изданы в 1763 г. — уже после смерти Лякайля в виде большего тома, содержащего 10.035 наблюдений звезд, каталог 1.942 наиболее значительных из них и карту южного неба с (4-ю новыми созвездиями. Позднее наблюдения Ляйкаля были обработаны Handerson’oм и Baily, которые в 1847 г. и опубликовали каталог 9.766 южных звезд, наблюдавшихся Лякайлем. В 1834 г. Джон Гершель снарядил на собственные средства экспедицию на Мыс Доброй Надежды с целью продолжать работу своего отца Вильяма Гершеля и по способу черпаний составить общее представление о распределении звезд в южном полушарии. Оставаясь в Копштадте четыре года, он составил также каталог туманностей и звездных скоплений южного неба.

В 1820 г. появляется в южном полушарии первая постоянная обсерватория. Она основана английским правительством в Капштадте. За нею следовала в 1822 г. обсерватория в Параматте в 14 милях к западу от Сиднея (Новый Южный Уэльс в Австралии). В 1858 г. ее заменила новая обсерватория в самом Сиднее. В 1827 г. основана обсерватория в Рио-де-Жанейро, в Бразилии. В 1856 г. — в Сантиаго в Чили. В 1863 г. окончена постройка обсерватории в Мельбурне (Австралия. Виктория). В 1870 г. заложена обсерватория в Кордобе — в Аргентине и в 1883 г. — вторая аргентинская обсерватория в Лаплате, недалеко от Буенос-Айреса. В значительной степени расширила свою программу скромная обсерватория в Иоганнесбурге (Южно-Африканский Союз, Трансваль), сначала предназначавшаяся лишь для метеорологических наблюдений.

В 1892 г. закончена постройкой обсерватория в Кюито, в Эквадоре (Южная Америка) и с 1897 г. действует обсерватория в Перте (Зап. Австралия).

Как отделение знаменитой обсерватории Гарвардского Колледжа (Кембридж Американский), занимающейся в широком масштабе различными вопросами физической астрономии, воздвигнута обсерватория на высоте 2.452 метров в Арекипе в Перу. Особенно плодотворной оказалась деятельность обсерватории на Мысе Доброй Надежды, в Кордобе и в Арекипе.

Среди многих различных работ Капская обсерватория выпустила список 450.000 звезд, приближенное положение которых определено по фотографическим снимкам, предпринятым в 1885 г. Кордобская обсерватория с своей стороны составила список 489.662 звезд, наблюдавшихся визуально в зоне от —22° до —52° склонения, а также опубликовала три каталога точных положений звезд, составленных по типу зонных каталогов Astronom. Gesellschaft. В Арекипе производятся массовые исследования яркости звезд, их спекторов, а также сделано много открытий переменных, новых и спектрально двойных звезд.

Но несмотря на интенсивную деятельность южных обсерваторий наезды в южное полушарие астрономов северных обсерваторий не прекращались. Не перечисляя всех экспедиций, нельзя не упомянуть об удивительном предприятии Л. Босса, директора обсерватории в Альбани в Шт. Нью-Йорк, Сев. Америки, который на средства Института Корнеджи организовал определения яркости и точного положения с помощью меридианного круга 15.000 звезд на временной специально построенной обсерватории в San-Luis в Аргентине. Десятью участниками экспедиции менее чем за два года (с 6 апреля 1909 г. по 11 января 1911 г.) сделано 87.000 наблюдений — размах чисто американский. Интересно также участие в работах южных обсерваторий отдельных лиц из астрономической семьи Севера. Упомянутый выше список звезд Капской обсерватории (Cap Photographic Durchmnsterung) мог появиться только потому, что обработку фотографических снимков, полученных на обсерватории Мыса Доброй Надежды, взял на себя знаменитый по своим позднейшим исследованиям строения вселенной голландский ученый Я. К. Каптейн, профессор университета в Гронингене. Эта обработка была произведена в скромной астрономической лаборатории Каптейна в Гронингене. Но Каптейн ездил также и на Мыс Доброй Надежды. По приглашению директора Капской обсерватории Д. Гилла эту обсерваторию посетили и другие астрономы из Европы и Сев. Америки, как например Ауверс, Элкин, Де-Ситтер. Нынешний директор Капской обсерватории Г. С. Джонес сделал сше более решительный шаг к осуществлению кооперации астрономических работ юга и севера. По его инициативе между правительствами Южно-Африканского Союза и Голландии состоялось соглашение, по которому обсерватории этих стран могут на известных условиях приглашать к себе астрономов, интересующихся продолжением своей работы в другом полушарии. В силу такого соглашения астроном обсерватории в Лейдене (в Голландии) Герцшпрунг отправился в ноябре 1923 г. в Йоханнесбург (Трансваль), где и оставался почти 1½ года, изучая главным образом переменные звезды в Магеллановых облаках, в окрестностях иты Аргуса и наиболее интересных местах Млечного Пути. На место возвратившегося в Голландию Герцшпрунга едет в Иоганнесбург другой голландский астроном Ванденбос (Van den Bos) наблюдать двойные звезды. Директор обсерватории в Иоганнесбурге Р. Т. А. Иннес прислал также в марте нынешнего года приглашение в Пулково, подчеркивая, что пулковские астрономы, которые хотели бы поехать в Иоганнесбург для участия в работах обсерватории или для организации собственного исследования, могут рассчитывать на весьма большое число ясных ночей — до 300 в году. К сожалению, едва ли кто воспользуется этим приглашением, так как путешествие в Южную Африку и пребывание там обошлось бы очень дорого, а Иоганнесбургская обсерватория с своей стороны может предоставить гостю только помещение, бесплатный проезд по железным дорогам Южно-Африканского Союза и 15% скидки со стоимости билета на пароходе.

Полное солнечное затмение 24 января 1925 г. Полоса, в которой солнечное затмение 24-го января 1925 г. наблюдалось как полное, пролегала по южной части Канады и северным штатам Северо-Американского Союза: Висконсин, Мичиган, Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерсей, Массачузетт, Коннектикут и потом по Атлантическому океану, кончаясь между Исландией и Великобританией. По счастливой случайности много больших городов и даже некоторые астрономические обсерватории оказались в пределах этой полосы: города Эсканаба, Гамильтон, Буфало, Итака и Нью-Гавен почти на самой центральной линии, Торонто ближе к северной границе, Нью-Йорк — на южной границе. Таким образом в полосе полного затмения находились обсерватории университета Торонто, Yale (в Нью Гавене), Columbia (в Нью-Йорке), Vassar College, а в непосредственной близости от нее обсерватория Гарвардского Колледжа (Кембридж), Альбани (Шт. Нью-Йорк), обсерватория Иеркса (севернее Чикаго) и др. Понятно поэтому, что к наблюдению этого затмения готовились многие астрономы и любители. Наибольшая продолжительность полной фазы две минуты. Это затмение интересно также в том отношении, что является повторением в третьем цикле Сароса (18 лет 11⅓ дней) знаменитого затмения, происходившего в декабре 1870 г., при наблюдении которого проф. Юнг впервые увидел, как темные фраунгоферовы линии в спектре солнца на мгновение засветились, и таким образом установил существование обращающего слоя в атмосфере солнца.

Погода во время затмения в общем была благоприятная для наблюдений. Внутренняя корона оказалась весьма яркой. В очертании внешней короны отмечены лучи к северо-западу и юго-западу, простирающиеся на два диаметра солнца, но с восточной стороны протяжение короны весьма незначительно. Протуберансов не замечено.

Омикрон Кита — двойная звезда. Известная переменная звезда о Сеti, так называемая "Удивительная" давно является предметом большого внимания астрономов, благодаря странным особенностям в изменении ее блеска. Весьма замечательным оказался и спектр этой звезды. Астроном обсерватории на горе Вильсона, Альфред Джой, заподозрил, что о Ceti двойная звезда; главный компонент — переменная звезда со спектром позднего типа М и второй, более слабый, компонент, в спектре которого обращают на себя внимание резкие полосы излучения водорода и гелия. Джой оценил расстояние спутника от главной звезды в 0"3 при угле положения 135°. Но покойный астроном Барнард, наблюдавший звезду в 1922 г., не мог заметить спутника, даже в 40 дюймовый рефлектор обсерватории Иеркса.

По просьбе Джой астроном Ликской обсерватории Г. Айткен еще раз исследовал о Ceti и 19 октября 1923 г. он увидел ее двойной. Спутник голубоватый на половину звездной величины слабее переменной, на расстоянии от нее в 1".0, при угле положения в 132°.3. В январе 1903 и декабре 1905 г.г. Айткен не видел спутника, т. ч. повидимому расстояние компонентов в настоящее время стало больше.

Объект Бааде. 23 октября 1924 г. астроном обсерватории в Бергедорфе (близ Гамбурга) В. Бааде (W. Baade) открыл светило, которое по внешнему виду могло быть признано малой планетой, но по своему быстрому движению скорее походило на комету. Не сразу удалось вычислить его орбиту, но когда накопилось несколько наблюдений, произведенных на различных обсерваториях, то выяснилось, что светило это представляет собой интересный тип малой планеты, к которому принадлежат также планеты: Эрот (433), Алинда (887) и Гидальго (944). Три последние из этих планет, а также планета Бааде движутся по исключительно вытянутым эллипсам и все они могут приближаться к земле на довольно малое расстояние. Вот сравнительная таблица характерных элементов:

Эрот. Альберт. Алинда. Гидальго. Планета
Бааде.
Большая полуось.... 1.45 2.58 2.53 5.72 2.74
Эксцентриситет.... 0.22 0.54 0.53 0.65 0.55
Расстояние от солн-
ца в перигелии...
1.13 1.19 1.18 2.01 1.23
Наклонность... 10°.8 10°.8 9°.0 43°.0 26°.3

Планета Бааде в момент открытия была 9½ величины и находилась на границе созвездий Дельфина и Пегаса. Наибольшее приближение к земле ⅓ (около ⅓ астр. ед.) имело место в начале сентября.

Новые кометы. Комета 1925 a (Schajn). Пулковскому астроному Г. А. Шайну, откомандированному в Сименсское отделение обсерватории, посчастливилось при самом начале своих работ в Крыму открыть комету — первую комету нынешнего года.

Открытие было сделано с помощью фотографии 22 марта. Комета имела в это время яркость около 11-й зв. величины. Элементы орбиты, вычисленные по первым наблюдениям, оказались:

чер. перигелий...
1926 г. янв. 7 595 ср. Гринв. вр.
Долгота перигелия... 231° 12'.51
Долгота узла... 357  32.86
Наклонность... 144  51.92
3.42 астр. ед.

Комета интересна между прочим тем, что не подходит ни к солнцу, ни к земле на близкое расстояние. Первые попытки вычислить орбиту давали совершенно другие результаты. В Пулкове комета наблюдалась всего только два раза. Пасмурная погода в течение недели, а затем яркая луна не позвозволили проследить движение слабой кометы дальше. Независимо от Г. А. Шайна комету нашел проф. Coma Sola в Барцелоне 23 марта. Позднейшие наблюдения позволили установить, что расстояние кометы от солнца в перигелии около 4½ астр. един. т. с. наибольшее из всех известных до сих пор.

Комета 1925 b (Reid). Через два дня после открытия Г. А. Шайна 24 марта была открыта вторая комета нынешнего года. Открытие было сделано на обсерватории Мыса Доброй Надежды Reid’oм. По своему южному положению комета эта не могла наблюдаться в Пулкове. Из наблюдений, произведенных на Мысе Доброй Надежды, в Алжире и в Копенгагене вычислена орбита:

чер. перигелий...
1925 г. июля 22 951 ср. Гр. вр.
Долгота перигелия... 252° 1'.4
Долгота узла... 41.6
Наклонность... 30  14.8
  1.98 астр. ед.

Комета приближается к солнцу, и яркость ее несколько увеличивается. В момент открытия она была 8.0 зв. вел.

Комета 1925 c (Orkisz) — открыта 4 апреля на горе Лысой близ Кракова. Она находилась в южной части созвездия Пегаса, имела яркость 9-й зв. величпиы и быстро поднималась к северу, увеличиваясь несколько в яркости.

Элементы ее орбиты:

чер. перигелий...
925 г. апреля 8. 191 Миров. вр.
Долгота перигелия... 31'.13
Долгота узла... 319  48.81
Наклонность... 102  42.22
  1.09 астр. ед.

К. П.

ГЕОЛОГИЯ и МИНЕРАЛОГИЯ.

Русский графит. До последнего времени русская техника и промышленность свои потребности в графите обслуживала почти целиком иностранным материалом. Только в немногих случаях, в виде чисто местного явления мы наблюдаем попытки использовать туземный материал. Уральские заводы, для целей изготовления огнеупорных плавильных горшков или тиглей, еще в 60-ых годах прошлого столетия применяли русский графит. Тогда на Златоустовский завод графит доставлялся из Семипалатинской области. Кроме того, были и продолжаются до сих пор опыты применения Уральских графитов — Боевского, Полтавского (Ю. Урал) и др.

Другое месторождение — Алиберовский рудник на Ботогольском гольце в Саянах, к юго-западу от Байкала — выступило тогда же, в 60-ых годах, даже на мировой рынок и с успехом заменило, истощившееся к тому времени, Борроудельское месторождение в Кумберленде (Англия), снабжавшее в течение 300 лет мировую карандашную промышленность лучшим графитом. Хотя Алиберовский рудник работался очень недолго, около 10—12 лет, все же с него были вывезены в Германию к Фаберу огромные запасы графита, питавшие его производство до самой войны.

Говоря о карандашах, следует указать, что для этой цели потребляется всего лишь около 5% всей массы графита, расходуемой ежегодно. Поэтому при определении практической ценности того или иного графита следует думать о пригодности его для главного потребителя — для металлургии. Здесь графит расходуется на тигли, электроды для электрических печей и в литейном деле, и эти статьи расхода берут до 70-75% всего графита.

Для указанных применений считался наилучшим графит с Цейлона, так называемый "чешуйчатый". До сего времени известно очень мало месторождений такого чешуйчатого графита; можно назвать Цейлон, Канаду и Мадагаскар. Последний лишь всего 10—15 лет как начал снабжать промышленность своими высокими сортами графита, серьезного конкурента цейлонскому.

СССР имеет целый ряд (до 15) месторождений разбросанных в Европейской и Азиатской частях ее, которые заключают огромные запасы графита. Но ввиду иной качественной природы эти графиты еще не получили большого признания и сбыта.

Разведочными работами украинских геологов в истекшем 1924 году были обнаружены в Подольской губернии, пока в небольших количествах, скопления графита, по первоначальным испытаниям, оказавшегося близким к цейлонскому. Но пока что еще не удалось обнаружить промышленных запасов этого материала.

Иное положение в настоящий момент начинает занимать графит из Туруханского Края в Енисейской губернии. Читатели "Природы" уже знают об этом месторождении по увлекательной статье С. В. Обручева.

Они также слыхали имя купца М. К. Сидорова, жившего во второй половине прошлого столетия и положившего не мало трудов на изучение и оживление русского севера и Сибири. Сидоров был и первым открывателем туруханского графита, но он не сумел создать должного положения своему продукту.

В настоящее время туруханский графит уже интересует все виды промышленности, использующие графит. По почину и плану Института Прикладной Минералогии при В.С.Н.Х. в Москве организованы в настоящий момент научно-технические испытания Туруханского графита как в лабораториях, так равно и в заводских условиях, ставящих пробные переработки и производства.

Уже достигнут ряд очень крупных результатов как в направлении очистки и предварительной обработки графита, так и в направлении выделки из него готсвых продуктов различного назначения.

Наименее выясненным остается вопрос о применим его в наиболее ответственных изделиях, именно в тигельном и электродном производстве. Но все же и здесь испытание электродов из туруханского графита в части их электрических и термических свойств, а также и состава, показал уже их превосходство над некоторыми заграничными продуктами. Что же касается других применений, то тут дело значительно определеннее и лучше.

Так, для смазочных материалов курейскнй (туруханский) графит наверное может применяться после некоторой очистки. Будучи образован из каменного угля, этот графит принадлежит к разряду аморфных и, кроме того, не содержит в себе твердых минеральных частиц, которыми богаты графиты из жил, сланцев и из осадочных пород. Как аморфный, этот графит даже предпочитается для изготовления суспензии в воде или масле, так как дольше и лучше сохраняется в виде суспензии, чем кристаллический. Применяемые при производимых опытах методы очистки дают вместе с тем и тонко измельченный продукт.

Достигнутые благоприятные результаты механического и химического обогащения и очистки туруханского графита решают вполне положительно вопрос о его применении в красочном и карандашном производствах.

Н. Я.

Геохимические исследования в Монголии. Осенью минувшего 1924 года Российская Академия Наук по предложению Совнаркома командировала в Монголию минералога В. И. Крыжановского и почвоведа Б. Б. Полынова с поручением произвести рекогносцировочные исследования в окрестностях Урги и выяснить условия организации систематического изучения в пределах Монголии минеральных образований, в частности месторождений драгоценных камней и почвообразовательного процесса. Несмотря на небольшой срок, который можно было использовать для полевых работ, эта маленькая экспедиция все-таки увенчалась успехом.

До настоящего времени минералогам хотя и были известны драгоценные камни из Монголии, в частности аквамарины и так называемые "ургинские" топазы, но месторождения их не только не были изучены, но оставались даже неизвестными в точности. Исходя из чисто теоретических соображений, некоторые минералоги и в особенности А. Е. Ферсман предполагали, что это монгольское месторождение топазов и аквамаринов должно принадлежать той же серии пегматитов, часть которых пронизывает граниты Ононских хребтов в Забайкалье и отличается известными уже издавна драгоценными камнями.

В. И. Крыжановскому удалось, повидимому, подтвердить это предположение и не только разыскать, но и обследовать одно из таких особенно интересных месторождений, которое располагается в долине горной, ныне почти угасшей, речки Горихо, верстах в 60 к постоку от Урги в горном районе, который геологически, по всей вероятности, тесно связан с хребтами Байкало-Нерчинской группы и который известен под не совсем правильным названием Кентейского хребта. Посетив на месте многочисленные шурфы, проложенные китайцами приискателями, В. И. Крыжановский собрал богатую коллекцию топазов, аквамаринов, бериллов, аметистов, дымчатых кварцев, которые идут для выделки очков-консервов, флюоритов и проч. камней. Коллекция представляет большой интерес как в части представленной прекрасными образцами поделочного камня, так и в другой части, представляющей глубоко-интересный материал для изучения типа месторождений и спязанных с ним геохимических процессов (фигуры и формы вытравления и растворения топазов и бериллов, прекрасные исполинские двойники ортоклаза, щетки крупных альбитов, грандиозные кристаллы кварца, железорудные выделения и т. под.).

В то же время В. И. Крыжановский собрал сведения о других месторождениях и составил план и проект маршрута дальнейших исследований.

Проф. Б. Б. Полынов занимался наблюдением над рельефом, послетретичными наносами и почвообразованием. В результате этих наблюдений явились некоторые также новые данныя, например о развитии целой системы террас, сопровождающих реки Северной Монголии, о своебразной форме висячих долин заглохших рек, о геологических условиях распространения лесной растительности в Монгольской горной лесо-степи и об особенностях почвообразования под местными лиственичными лесами. Помимо почвенных образцов, ныне обрабатывающихся в лаборатории Докучаевского Почвенного Комитета, Б. Б. Полынов собрал также образцы горных пород с различными новообразованиями процесса выветривания и в частности с многообразными халцедоновыми и известковыми корками. Одним из интересных отдельных вопросов, который привлек внимание Б. Б. Полынова — явилось изучение почвы, образовавшейся на древних могилах Судзюактэ, ныне раскопанных экспедицией П. К. Козлова при участии археологов С. А. Теплоухова и Г. О. Боровко. Так как археологам удалось установить время погребения, которое они относят к первым векам новой эры, то является возможность учесть время почвообразовательного процесса при местных условиях и, быть может, подойти к вопросу об абсолютном возрасте природных местных почв. Войдя в сношения с Монгольским Министерством Народного Просвещения и Ученым Комитетом, Б. Б. Полынов разработал совместно с сотрудником последнего инженером В. И. Лисовским проект систематического изучения почв и послетретичных наносов Монголии. Организацию этих работ взяла на себя Российская Академия Наук совместно с Монгольским Ученым Комитетом.

N.

Наждак на Урале. Среди возрождающихся производств Урала есть одно, которое привлекает к себе как по новизне дела, так и по тому размаху, с которым оно развивается. До войны мы совершенно не интересовались тем, что для всей нашей промышленности выписывался из-за границы корунд (Al2O3) и наждак для обточки металла и камня. Сотни тысяч пудов этого материала сложными путями попадали к нам из Греции и с берегов Малой Азии, и мы не задумываясь обтачивали наши клинки и косы, наши самоцветы и стекла привозными абразионными материалами. И в это же время на Западе, и особенно в Америке, этот вопрос выдвигался как один из исключительно важных видов промышленности, а недостаток природных материалов, как-то: корунда, наждака, гранита, заставил создать мощное производство на Ниагаре искусственного корунда (окиси алюминия) и карборунда.

Впервые во время войны несколько серьезнее обратили внимание на этот вопрос, и, когда наши заводы потребовали для отточки до 200—300 тысяч пудов наждака или корунда, были сделаны первые попытки применить для этой цели уральские месторождения. Еще с 30-х годов прошлого столетия мы знали такие места на Урале и неоднократно к мим прибегали и Златоустовские заводы и, особенно, кустарная камнерезная промышленность. Наждак и корунд копались просто ямами с поверхности, и добыча их в некоторых местах Среднего Урала была так легка, что екатеринбургские гранильщики приезжали ночью в телеге на эти месторождения, добывали пудов 20 нужного им материала и "украдкою" возвращались обратно в город.

Сейчас это дело впервые ставится планомерно и широко, и я мог в январе 1925 г. с особым чувством гордости за наш Урал посетить эти месторождения и познакомиться с этим делом.

Центр новой корундовой промышленности — Кыштым на Южном Урале, около которого всего в 14 км. расположен бывший Течинский завод с двумя большими корундовыми рудниками. На ровной, слабо холмистой местности, покрытой перелесками, вытесняемыми пашнею, местами выделяются острые холмики или грядки, и в этих-то возвышениях впервые в 1916 г. А. В. Николаев и открыл большие линзы сплошного корунда. Разработка не представляла трудностей, так как корундовая порода, содержащая от 40 до 70% самого корунда, залегает сплошными массами и выламывается, как в каменоломне строительный материал. Отдельные глыбы достигают многих сотен пудов и разламывание их необычайно затруднительно. Обычно на глыбах раскладывают костер, и камень от неравномерного нагревания трескается. В одном из рудников такая порода пересечена великолепными жилами темно-синего чистого кристаллического сапфира (т. е. синей разности корунда). Этот сапфир огромными глыбами с кристаллами розоватого диаспора (гидрата окиси алюминия) дает надежду, что среди него попадутся и ценные ограночные разности.

Всего в 1 км. от этих месторождений расположен сам завод, который пользуется великолепною водяною энергиею из большого и живописного озера Иртяш. Здесь сейчас строится большая фабрика, которая будет перемалывать и просеивать корундовую породу, получая те марки зернистого наждака, которые столь нужны для промышленности. Сейчас уже воздвигается большое здание — первая часть фабрики. В дальнейшем намечена постройка и второго отделения для обогащения природного продукта и, наконец, третье отделение, в котором из полученного зернистого материала будут готовиться круги, бумага, бруски и проч.

Многочисленные, еще неразведанные холмики обнаруживают около Течинского завода еще целый ряд линз корунда и, вероятно, через немного лет на мировом рынке будет наравне с Наксосским наждаком играть роль и Уральский.

Будущее этого дела основывается, однако, не только на этих месторождениях: к северу от Кыштыма расположена еще одна область великолепных корундовых жил, называемых кыштымитом. Здесь-то раньше и копались обычно старателем для добычи корундовые породы. Сейчас здесь ведется правильно поставленное горное дело. Отдельные жильные участки дают до 40 тысяч пудов наждачной породы, обнаруживая грандиозность этих еще совершенно неразведанных месторождений.

Таково то новое дело, которое в историю Урала вплетает новую страницу и еще раз покажет, как много еще таит неразведанных и неиспользованных богатств Уральский хребет.

А. Ферсман.

Опал в Австралии. В 1924 г. вышла весьма любопытная книжка об опале, написанная Волластоном, пионером и инициатором огромного опалового предприятия в Австралии. Книга написана своеобразным языком любителя-дельца. сумевшего вложить огромную энергию и любовь к опалу в грандиозное предприятие: прекрасно изданная, с превосходными цветными рисунками, она передает мечтательное отношение Волластона к камню, к его будущему, к характеристике тех людей, которые сейчас работают в пустыне по его добыче. Никаких точных цифр или подсчетов, никаких технических описаний — это скорее повесть об опале, чем научный трактат. И тем не менее это чрезвычайно интересная книга, дающая нам впервые понятие о грандиозности опаловых месторождений Австралии. Свыше чем на 15 миллионов рублей было добыто с 1891 по 1903 г. эксплоатацией одного из интереснейших месторождений, и, повидимому, сейчас не будет ошибкою определять стоимость годовой добычи около 1—2 милл. р.

Опал во всех своих разновидностях, в том числе и особенно ценной черной, встречается здесь в меловых песчаниках, занимающих центральную и восточную часть большого континента: то в виде железистых конкреций с жилками сверкающего опала, то пропитывая собою обломки деревьев или раковины, то образуя неправильные трубчатые тела в развеянных пустынею песчаниках. Месторождения протягиваются на колоссальной территории многих сотен и даже тысяч километров и, что особенно интересно, приурочены исключительно к двум факторам: вышеотмеченным песчаникам и районам особого климатического режима пустыни. Очерчивая на карте Австралии район ее центральных пустынь, характеризующихся количеством осадков ниже 30 см. в год, мы получаем в точности для восточной части границу распространения благородных опалов. Перед нами грандиозный пример влияния климатического режима на образование минералов, и австралийские геологи с ясностью намечают нам эту генетическую связь. Всем, кто интересуется камнем, его историей и ролью в культуре страны, нужно советовать прочесть столь своеобразную книжку Волластона. И не менее важна она для тех, кто, изучая пустыни, пытается проникнуть в своеобразие тех химических реакций, которые идут на огромных территориях пустынного ландшафта.

А. Ферсман.

Охлаждение земли. В журнале Вашингтонской Академии Наук от 4-го декабря 1924 года Leason H. Adams из геофизической лаборатории Карнеги напечатал очень интересные соображения о распределении.температуры на умеренной глубине земли. Он пользуется методом, начало которому положил Холмс в 1915 году, считая возраст земли за известный фактор в проблеме.

Это дает возможность определить относительное значение теплоты, выделяющейся при радиоактивном распаде, и таким образом вычислить температуры глубин, исходя из предполагаемого начального жидкого состояния.

Охлаждение регулируется сначала почти исключительно конвекцией, дающей термический градиент приблизительно в 1°С. на клм. Токи постепенно прекращаются или благодаря кристаллизации, приводящей к градиенту от 2,5° до 5° на клм. или благодаря возрастающей вязкости, приводящей к менее легко исчисляемому градиенту, но лежащему в пределах от 1° до 10° на клм.

Для окончательного расчета принято, как вероятное среднее значение, 4° на клм. Этот расчет основан на предположении, что ниже наружных 100 клм., вещество, получающееся при дифференциации и кристаллизации расплавленной массы является перидотитом; выше лежит диабазовая зона и, наконец, зона гранита. Установлен затем важный принцип, что, принимая во внимание большой возраст земли (1.600 миллионов лет), температуры на глубинах больше чем в 100 клм. не чувствительны к умеренным колебаниям в 100 верхних клм.

В целях вычисления, обычно принималась начальная температура поверхности в 1200°С. (напр. Holmes’oм и Jeffreys’oм (Джеффрейс) и приводились доводы, что так как поверхность была, вероятно, гранитного состава, то более низкая температура ближе подходила бы к действительным условиям. Однако, так как настоящие температуры на значительных глубинах зависят от начальных температур, легко видеть, что 1200°С. являются далеко не слишком высокими, а скорее слишком низкими. Автор берет 1400°С. точку плавления перидотита, как действительную начальную температуру и дает температурную кривую до глубины 300 клм., которая является лучшим представлением вероятных средних температурных условий в глубинах земли ("Nature", январь 17, 1925, стр. 98).

В. У.

Возраст радиоактивных минералов. В февральском номере "American Journal of Science" от 1925 г. опубликованы работы Ellsworth’a над определением возраста Канадских радиоактивных минералов по методу радиоактивного распада. При этом выяснилось, что присутствие в заметных количествах тория вызывает колебания в пропорциях свинца и делает ненадежным определения возраста минералов, тогда как минералы, не содержащие заметного количества тория, приводят к постоянным значениям для свинца и сделанные на основании их вычисления возраста хорошо согласуются с заключением геологов. Для серии уранитов из пегматитов Онтарио возраст по определению Ellsworth’a колеблется от 1115 до 1188 миллионов лет, при чем указывается и цифра 1299 миллионов лет, но она основана на сильно измененных материалах. При этих определениях пришлось учитывать присутствие тория. Эти значения хорошо согласуются с вычисленными для минералов среднего до-Кембрийского возраста Скандинавии, Африки, Индии и Соединенных Штатов. Для дальнейших успехов исследований в этом направлении необходимо переопределить время полураспада для тория и урана в связи с возможностью присутствия изотопов родственных элементов и выяснить вопрос о генетическом отношении тория и урана, если таковое имеется.

В. У.

"Nature". Март 28, 1925 г., стр. 476.

Природа вулканических извержений. Американский петрограф Генри С. Уошингтон в своей речи на собрании, занятом вопросом о природе и происхождении горячих источников, указал интересный факт возобновления вулканической деятельности в одном и том же пункте через 2.172 года: именно, известно, что в 250 г. до P. X. на полуострове Метана в Греции произошло извержение, свидетелем которого остался небольшой конус с кратером и лавовым потоком. Из итальянских газет и частных сведений стало известно, что на том же полуострове и, вероятно, в том же пункте, называемом Каймени, т. е. "сожженное", в августе 1922 г. произошло новое нзвержение, "дым" которого в течение десяти дней был виден в г. Эгине.

А. Герасимов.

Любопытный опыт с выработанными нефтяными месторождениями был проделан в Индии, в Сараваке, во время войны. При очистке нескольких тысяч тонн сырой нефти получилось значительное количество легких масел, которые, за отсутствием хранилищ, некуда было девать. И вот некоторые выработанные скважины в Мири были обращены в своеобразные склады: в них в 1916—17 г.г. под большим давлением было накачено больше 30.000 тонн нефти, которая позже, в 1919 г., когда освободились вместилища, была вновь выкачена на поверхность; таким путем было получено не менее 14.000 тонн легкой сырой нефти. Надо добавить, что, кроме выкаченной нефти, часть ее мигрировала и появилась в соседних работавшихся буровых. Хотя лучше таким путем сохранить 50% продукта, чем потерять все, но все же потери от миграции довольно значительны, и такой способ хранения можно оправдать только при исключительных обстоятельствах.

А. Герасимов.

Хатангский метеорит 30 июня 1908 г. и отметка его падения сейсмографами в Иркутске.

Утром 30 июня 1908 г. в верховьях Средней Тунгуски или Хатанги упал огромных размеров метеорит, полет которого был замечен на громадной площади, свыше миллиона квадратных верст, между Енисеем и Леной. Большинство наблюдателей обращает особенное внимание на акустические явления при падении метеорита — гром, походивший на ряд пушечных выстрелов. Часть наблюдателей была поражена ослепительным светом метеорита. При разрыве был замечен некоторыми густой дым. По собранным мною своевременно, опросным сведениям довольно надежно устанавливается место падения метеорита, приходящееся в 893 километрах к ССЗ от Иркутска в широте 60°16' и долготе 103°06' от Гринвича, в местности не заселенной и посещаемой только охотниками тунгусами. На месте падения, по словам охотников, долго горел лес и торф на большой площади. Геолог С. В. Обручев, работавший в 1924 году в 40 верстах от места падения, собрал новые сведения об этом метеорите, подтверждающие мои опросные данныя 1908 года, между прочим он приводит разсказ и чертеж одного тунгуса, указывающий место падения. Данныя Обручева и мои расходятся между собою не более, как на 30—40 верст. Подробное, сравнительно, изложение всех данных по этому падению печатается мною в 1 № журнала "Мироведение" за 1925 год, здесь же я хочу вкратце изложить часть этих данных, касающихся записей сейсмографов Иркутской обсерватории. В распоряжении ее имеются фотографические записи 3 сейсмографов, касающиеся землетрясения, по ее списку, под № 1536, разработка которых еще в 1908 г. была представлена в Сейсмическую комиссию Академии Наук. По этим данным землетрясение было записано, как таковое, только 2-мя наиболее чувствительными сейсмографами Целльнеровского типа, работы Репсольда. Начало первых волн (продольных) отсчитано на записях этих приборов в среднем в 0 ч. 19 м. 9 с. 30/VI Гринвичского среднего времени. Вторая фаза не могла быть отсчитана. Максимальная амплитуда до 2 мм. отмечена только на приборе "В", — чувствительном для записи меридианальных колебаний. Далее, через 44 минуты после начала, как оба названные прибора, так и менее чувствительный маятник Мильна, не записавший первых колебаний, дают в одно и то же время начало колебаний иного характера — вызвавших волнообразное троекратное искривление линий записи, при сейсмических колебаниях не встречающееся. Полагая, что первые, несомненно сейсмические, колебания были вызваны ударом при падении метеорита в расстоянии 893 клм. от Иркутска, и зная время прихода этих колебаний в Иркутск, мы можем определить момент падения метеорита в центре землетрясения в 0 ч. 17 м. 11 с. Считая скорость распространения воздушных волн, вызванных этим сотрясением, равной скорости распространения звука в воздухе, приближенно равной 330 м. в секунду, можем определить, что звуковые волны должны были дойти до Иркутска через 45 м. 6 с., т. е. их отметка должна быть сделана в 1 ч. 02 м. 17 с., тогда как в действительности отметка начала изгибов на сейсмограммах № 1536 всеми 3 приборами приходится на 1 ч. 03 м. 6 с. Разница получается в 49 секунд или менее 2% всей определяемой величины. Таким образом сейсмографы Иркутской обсерватории отметили в данном случае на расстоянии 893 клм. от места падения метеорита не только сотрясение земной коры от удара метеорита, но и момент прихода воздушной волны. Косвенным, грубым подтверждением этого же служит и другой факт. Наблюдатели 5 станций, где время было проверено сравнительно хорошо, дают замеченные ими моменты появления метеорита с известным разногласием, которое совершенно легко разъясняется и приводит все их данныя к прекрасному согласию, если предположить, что они отметили не сейсмические, а звуковые волны. Приняв во внимание расстояние пунктов наблюдений от места падения и считая момент падения по выводу полученному из Иркутских определений, мы можем вычислить, как определяется тот же момент из наблюдений, указанных станций. Расхождение его с определением по Иркутску оказывается в пределах 1 минуты. Таким образом оказывается, как и следовало ожидать, что наблюдатели в их записях отметили не сейсмические, а звуковые сотрясения. Сколько нам известно, эти данныя впервые указывают на возможность по записям чувствительных современных сейсмографов получить указания о времени падения метеоритов, подобных Хатангскому. Остается пожалеть, что и масса, и состав, и другие особенности этого метеорита остаются пока неопределенными. Р. Академия Наук, которой по закону принадлежит право получения метеоритов у нас, до сих пор не могла приступить хотя бы к разведке места падения, которое уже давно указывается сравнительно точно. Между тем масса метеорита, судя по всему, должна быть почти рекордной.

Ар. Вознесенский.