ПРИРОДА, №05-06, 1926 год. Остатки древне-палеолитического человека в Крыму.

"Природа", №05-06, 1926 год. стр. 59-66.

Остатки древне-палеолитического человека в Крыму.

Г. А. Бонч-Осмоловский.

Начиная с 1923 г. мною, с участием проф. Н. А. Эрнста и студентов Географического факультета ЛГУ, производилось по поручению Русского Музея и Главнауки систематическое исследование доисторических культур Крымского полуострова. За это время было разведано свыше 80 пещер и открытых стоянок, из которых вполне благоприятные результаты были получены в 8-ми пунктах.

Наиболее древними следами человека не только в Крыму, но и в СССР оказались культуры пещеры Киик-Коба, расположенной около с. Кипчак. Деревня Кипчак лежит в предгорной области Крыма в долине реки Зуи, притока Салгира, в 25 верстах на восток от г. Симферополя и в 3 в. от с. Нейзац. Склоны, довольно тесного и глубокого — до 200 метров, ущелья реки Зуи, прорывающейся здесь с юга на север через предгорья Яйлы, покрыты мелким лиственным лесом. Вверху они переходят в отвесно подымающиеся массивы верхне юрских известняков, которые на верхней своей поверхности образуют ровное плато, переходящее в северном направлении в степь. Высшая точка этого плато лежит на высоте 540 метров над уровнем моря, возвышаясь на 200 м. над руслом реки. В отвесном обрыве известняков образовался, благодаря процессам выветривания и размыва, целый ряд ниш, гротов и корридоров.

На южном углу этого массива находится пещера Киик-Коба. Она имеет вид широко открытого на юг грота, с низким внутренним входом. Потолок ее образует сферическую нишу, отражаясь от которой солнечные лучи сильно нагревают всю площадь пещеры. Современный пол из остатков кострищ и овечьего помета представляет ровную поверхность, площадью около ста квадратных метров, защищенную высоко подымающимися скалами. К югу он переходит в крутой, поросший густым лиственным лесом склон ущелья.

Рис. 1. Погребение в гроте Киик-Коба. Стопы и правая голень в естественном положении. IV и VI — верхний и нижний очажные слои.

Несколько едва заметных пастушеских тропинок ведут к Киик-Коба из селения Кипчак и с верхнего плато: еще недавно она служила пристанищем для овечьих стад. Невдалеке, на расстоянии ста метров от нее, находится источник со свежей ключевой водой, служивший должно быть во все время приманкой для ее обитателей.

При раскопках пещеры Киик-Коба было обнаружено следующее напластование слоев. Сверху залегал современный черный слой из золы и помета, с керамикой различных эпох, начиная от бронзовой и кончая современной татарской. Под ним, местами, отделенный тонкой бурой прослойкой, находился слой рыхлой щебневатой желтой глины, с двумя очажными прослойками, соответствовавшими двум периодам заселения пещеры четвертичным человеком. Нижняя прослойка налегала непосредственно на ровное дно пещеры, выветрившийся известняк дна местами образовывал карстовые вымоины, которые были заполнены, повидимому, до поселения здесь человека очень плотной, совершенно высохшей, бледно-зеленоватой глиной слоистого строения.

Мощность всех слоев пещеры Киик-Коба очень невелика, если принять во внимание их весьма древнее происхождение; у стен пещеры они не превышают 50 сантиметров, повышаясь к откосу до полутора метра.

Содержимое обоих очажных слоев резко отличалось друг от друга. Нижний очаг почти черного цвета толщиною от 10 до 20 сант., простирался почти по всей площадке. В толще его было обнаружено очень большое количество кремневых орудий и осколков и очень мало костей животных. Последние в очень плохом состоянии; совершенно лишенные органических веществ, они не были, однако, минерализованы; многие из них подвергались действию огня. При малейшем прикосновении кости крошились и требовали перед выемкой предварительного закрепления спиртовым лаком. На основании костных остатков директором Зоологического Музея Академии Наук А. А. Бялыницким-Бирулей пока установлено присутствие Cervus megaceros, Cervus elaphus, Equus caballus Equus hemionus, Bison priscus, Antilope saiga.

На всем протяжении нижнего очага найдено свыше 10.000 кремневых осколков и орудий. Почти все они темного цвета и покрыты серыми пятнами патины. Техника изготовления орудий очень примитивна. Среди них нет определенно установившихся форм; ретушь, которой подправляются рабочие края — грубая, с зазубринами. Неискусная еще рука мастера не умела придать им нужной формы и принуждена была следовать капризам случайных, грубо сделанных сколов, лишь слегка подправляя их по краям. Осколки подтверждают это предположение: в огромном большинстве они представляют из себя угловатые кусочки кремня — отбросы неумелого раскалывания кремневых желваков.

Общее впечатление от культуры нижнего очага приводит к заключению, что это первые шаги по пути овладения кремневой техникой, когда изготовление каждого орудия требовало огромной затраты времени, труда и материала. И быть может, в зависимости от несовершенства кремневых орудий и трудности их изготовления стоит и незначительное количество остатков животных. Человек еще не твердой ногой стал на путь подчинения себе природы и не вполне овладел искусством охоты.

Рис. 2. Кремневые орудия верхнего (IV) очажного слоя грота Киик-Коба.

Совсем другую картину встречаем мы в верхнем очажном слое. И по занимаемой площади, и по мощности он уступает нижнему очагу, но количеством костных остатков, находившихся в такой же степени сохранности, в десять раз (по весу) превосходит последний. Кости также раздроблены, длинные расколоты вдоль — для добывания костного мозга и многие из них обуглены. Кроме встречавшихся в нижнем очаге видов, здесь, по предварительному определению А. А. Бялыницкого-Бирули, находятся: Elephas primigenius, Rhinoceros tichorhinus, Hyena spelaea, Canis lupus, Canis aureus, Vulpes vulpes, Vulpes corsac, Ovis sp. (?), Sus scrofa и Equus asinus. Кремень встречается в значительно меньшем количестве, чем в нижнем. Всего в нем найдено около 500 орудий и свыше 4000 осколков. Светло-бурого цвета, полупрозрачный, со слабой патиной, он с первого взгляда отличается от описанного ранее. Прекрасно сделанные орудия, имеющие вполне определенную форму, попадаются в большом количестве; тонкая, выравнивающая края ретушь показывает прекрасное владение мастерством. В большинстве (около 60%) они представляют из себя так называемые остроконечники — треугольные, более или менее плоские пластины кремня, с одним заостренным углом и ретушью по краям. Около 20% относится к скреблам, ретушированным с одного края. Слабая диференцированность орудий этого слоя, вместе с рядом технических приемов в их изготовлении, на которых здесь нет возможности останавливаться, резко отделяют эту культуру от культур верхнего палеолита. Ее место в средней эпохе древнего каменного века, известной под названием Мустьерской. Среди остроконечников и скребел Киик-Кобы довольно большое количество обработано с двух сторон: они приготовлены не из сколотой пластинки, а из небольшого желвака или грубого обломка кремня. Присутствие этих двухсторонних остроконечников позволяет сблизить верхний очаг Киик-Кобы с культурой Ля-Микок, широко распространенной в Средней Европе и Польше и относящейся, по мнению некоторых ученых, к концу Ашельской или началу Мустьерской эпохи.

Таким образом, анализ индустрии верхнего очага дает нам некоторые основания для его датировки с точки зрения культурно-хронологической, а отсюда само-собой вытекает и датировка нижнего очага. Большая разница в индустрии и в культурных условиях принуждает отнести его к более древней эпохе — к древнему палеолиту, к начальным стадиям кремневой техники. Это определение вполне подтверждается примитивностью технических навыков его современников, но это не решает вопроса о геологической хронологии Киик-Кобинских культур. Они могут относиться и к более поздним, и к более ранним четвертичным периодам, чем соответствующие культуры Запада.

Совершенно исключительный интерес представляют обнаруженные в Киик-Коба человеческие погребения (см. рис. 1). При раскопках еще в 1924 г. в центре пещеры в дне ее оказалось прямоугольное углубление, в которое спускался верхний очажный слой, пересекая в этом месте нижний очаг. При прослеживании ямы на запад (в начале была раскопана восточная ее часть) оказалось, что на расстоянии двух третей ее длины от восточного конца опускание верхнего слоя прекращалось и все слои нормально простирались над ямой. В этом месте, под нетронутым нижним очажным слоем, были найдены кости правой голени и обеих стоп человека. Они были настолько хрупки, что очистка их и извлечение потребовали специальных приемов. В соседних участках уже в верхнем очажном слое оказались несколько фаланг пальцев руки и один зуб от того же скелета. Остальные кости и, главное, череп, играющий такую важную роль в антропологическом отношении, до сих пор не найдены.

Рис. 3. Человеческие стопы из погребения в Киик-Коба. Монтаж предварительный.

Яма в дне пещеры оказалась довольно правильной прямоугольной формы, с углублением посредине для таза и в восточной части для головы. Целый ряд данных, на которых здесь нет возможности останавливаться, указывают на искусственное происхождение этой могилы. Она выдолблена в скалистом, выветрившемся дне, местами захватывая участки плотной глины, выравнивавшей углубление последнего. Принадлежность погребения современнику нижнего очажного слоя безусловно доказывается простиранием последнего над нетронутой частью могилы. Остальные же кости были выкинуты человеком верхнего очага, вырывшим в этом месте ямку. Подобная ямка оказалась и в другом участке пещеры; она точно также прорезала нижний очажный слой, доходила до дна и была наполнена содержимым, характерным для верхнего очага. На расстоянии одного метра от могилы, в нижнем же очажном слое, был погребен ребенок в возрасте около одного года. К сожалению, его кости оказались очень плохой сохранности и от обработки их нельзя ждать важных результатов. К тому же череп ребенка совершенно отсутствовал.

Исследование костей человека еще не закончено, но и теперь можно уже сказать, что в общем они приближаются к неандертальскому типу. Некоторые признаки как бы указывают на их более примитивное строение.

Таким образом, исследование пещеры Киик-Коба, несмотря на его незаконченность, приводит к следующим заключениям:

1. Здесь найдены наиболее древние в СССР культуры человека, последовательные смены которых послужат, по всей вероятности, к большему уяснению взглядов на первоначальные периоды развития человека средней и восточной Европы.

2. В Киик-Коба впервые полностью обнаружены кости стоп неандерталоида; их отличия от соответствующих костей современного человека дают надежду пополнить наши познания об эволюции стопы.

3. Здесь устанавливается искусственность погребения, в то время как до сих пор все находки неандертальских скелетов не давали полной уверенности в этом факте.

4. Не исключена возможность, что Киик-Кобинское погребение окажется наиболее древним, в культурно-хронологическом, разумеется, смысле, из всех до сих пор найденных в соответствующих стоянках.

5. И, наконец, богатая четвертичная фауна, обнаруженная в Киик-Коба и других крымских пещерах, даст возможность установить последовательные смены ее в различные геологические периоды и приурочить к последним соответствующие культуры человека. Благодаря этому разрешится вопрос о геологической хронологии крымских культур и их одновременности со сходными культурами Запада.

В 1925 году во время работ в пещере Киик-Коба ее посетила специальная комиссия Главнауки в составе проф. В. В. Бунака, проф. В. А. Городцова и Б. С. Жукова, подтвердившая исключительное научное значение этой стоянки.

Раскопки пещеры Киик-Коба еще не закончены. Остался нетронутым склон горы, куда могли попасть отбросы из пещеры и где, возможно, находятся недостающие части человеческого скелета. Продолжение работ должно значительно пополнить добытый уже материал и еще более осветить древнейшие в Союзе культуры человека.