"Природа", №7-12, 1923 год, стр. 121-122

Характер излучения кристаллических радиоактивных веществ.

Принимая, что в кристалле атомы расположены правильно, может возникнуть вопрос — также ли правильно ориентированы оси самих атомов, как планетарных систем.

Можно предположить, что частицы и электроны, покидая вращающуюся систему радиоактивного атома, вылетают в строго определенных направлениях; следствием этого являлась бы неравномерность активности различных граней кристалла радиоактивного вещества.

Merton1) в Оксфорде, опубликовал г, 1919 г; результаты опытов, которые, повидимому, решают вопрос в отрицательную сторону: излучения различных граней кристалла азотнокислого урана, измеренные электрическим методом, оказались почти тождественными; полученная разница в 3% не превышает допустимой в эксперименте неточности.

Еще с 1911 г. Е. Mühlestein предпринял в Невшателе аналогичные опыты; эти опыты, отчасти задержанные различными трудностями и еще не законченные, дали результаты диаметрально противоположные предыдущим2).

Автор применил два метода. Измерения потока ионизации в двух свежеприготовленных кристаллах моноклинической системы дали отношения 1:1,05:0,85 для грани призмы, базопинакоида и клинопинакоида, служившего плоскостью спайности. Затем он сосчитал число α-частиц, излученных равными участками трех вышеназванных поверхностей (около 5 кв. мм.). Число синтилляций наблюденных в поле зрения шириной в 2,6 мм на расстоянии 1,5 мм. от излучающей поверхности было соответственно равно 48, 53 и 33 в течение 10 минут, что дает отношение 1:1,03:0,68. Разница в отношениях, полученных обоими методами, объясняется, быть может, тем, что второй метод исключает действие других излучений, например, излучаемых ураном X.

Эти результаты позволяют нам отныне сомневаться в решающем значении опытов Merton’a. Новые опыты, производящиеся в настоящее время путем фотографии, вероятно, выяснят этот интересный вопрос.

В. Я.

1) Philosoph. Magasine. Oct. 1919.

1) Arch. des Sciences phys. et natur. 5-e part, t. II p. 240 май-июнь 1920.

Hosted by uCoz