ПРИРОДА, №1-6, 1924 год. Большой отражательный телескоп для Симеизского отделения Пулковской Обсерватории.

"Природа", №1-6, 1924 год, стр. 94-96

Научные новости и заметки.

Как известно, в 1908 г. Н. С. Мальцев подарил Пулковской Обсерватории свою частную обсерваторию, расположенную в Крыму на хребте "Кошка" близ Симеиза. Работа на этой обсерватории ведется при помощи астрографа Пейсса с двумя коротко-фокусными камерами. Программной работой обсерватории является фотографическое наблюдение малых планет, и в этом отношении, благодаря энергии астрономов С. И. Белявского и Г. Н. Неуймина, обсерватория заняла одно из первых мест в мире. На ней открыто много новых малых планет и несколько комет. Вскоре после перехода обсерватории к Пулкову возникла мысль о заказе для нее большого отражательного телескопа с параболическим зеркалом в 40 дюймов диаметром. Этот проект получил законодательное утверждение, и на осуществление его были отпущены необходимые кредиты. Инструмент был заказан в 1912 г. известной английской фирме Сэр Говард Грёбб с сыновьями. В выработке чертежей принимали участие покойный директор Пулковской Обсерватории академик О. А. Баклунд, а также академик А. А. Белопольский и бывший директор обсерватории на Мысе Доброй Надежды сэр Давид Гилл. Тогда же фирме Грёбб была уплачена часть стоимости инструмента. Начавшаяся в 1914 г. европейская война, а затем гражданская в России сильно затормозили дело окончания инструмента. В 1922 г. Советское правительство вошло в переговоры с фирмой Грёбба относительно окончания инструмента и уплатило остальную сумму. В конце лета 1923 г. в Пулкове получено было от русского торгового представительства в Лондоне извещение, что инструмент близок к окончанию, и что для приемки его необходим приезд астронома. Естественно, что Пулковская обсерватория выбрала для этого А. А. Белопольского, который уехал в Лондон в начале декабря 192S г. и вернулся через 2 месяца. В присутствии А. А. Белопольского были закончены последние работы, а после его отъезда надзор за исполнением незначительных переделок был поручен давнишнему сотруднику Главной Палаты Мер и Весов Ф. И. Блюмбаху, который и раньше оказал Пулковской Обсерватории неоценимые услуги в благополучном завершении постройки телескопа. Есть надежда, что инструмент и башня для него, построенная также фирмой Грёбба, будут уже в 1924 г. перевезены в Симеиз. В настоящее время ожидается отпуск средств на установку башни и инструмента.

В английском журнале Nature, № 2841, April 12, 1924, помещена фотография инструмента и дано подробное техническое описание его.

Телескоп имеет отверстие в 1 метр и фокусную длину в 5 метров. Труба помещается в вилке, находящейся наверху полярной оси. Главная часть штатива находится под полом башни; для удобства перевозки она оделана из пяти частей.

Стекляное посеребренное зеркало, 40¼ дюймов диаметром и 8 дюймов толщины, весит приблизительно 900 фунтов и помещено на системе рычагов, устроенных так, чтобы давление всюду было равномерным. Девять других рычагов с грузами компенсируют боковое давление на зеркало, причем эти рычаги перестают действовать, когда труба вертикальна, и постепенно вступают в действие при движении трубы в горизонтальное положение. Эти системы рычагов сходны с таковыми 60-дюймового телескопа обсерватории горы Вильсон (в Америке).

Бо́льшая часть трубы — ажурная, построенная из косо идущих полос дуралюминия. При помощи дополнительных зеркал телескоп может быть приведен к системе Ньютоновской и Кассегреновской. Дополнительное зеркало для последней системы имеет диаметр в 12 дюймов. Фотографические работы рассчитаны на пластинки размером 8 × 8 сантиметров. Телескоп предназначен также для спектральных исследований, для чего сделаны специальные приспособления, позволяющие прочно и удобно присоединить к нему спектрограф.

К телескопу прикреплена ведущая труба, объектив которой имеет диаметр в 7 дюймов и фокусную длину в 18 футов.

Имеется специальное приспособление, чтобы вынимать зеркало из телескопа для серебрения.

Телескоп установлен в башне с вращающимся куполом, имеющим внутренний диаметр в 32 фута. Купол помещается на стальных стойках в 16 футов высотою. К ним же прикреплен пол, находящийся на 12 футов над почвой. Для наблюдателя имеется специальная подвижная платформа. Движения купола и платформы, а также все движения трубы, кроме суточного, сообщаемого часовым механизмом, производятся при помощи электричества.

Симеизский телескоп будет первым зеркальным телескопом столь большого размера в России, но далеко не первым в мире. Зеркальные телескопы с отверстием в 1 метр и больше находятся в действии уже десятки лет, и наибольшим в настоящее время является 100-дюймовый зеркальный телескоп, установленный в 1919 году на обсерватории горы Вильсон (в Америке).

Г. Тихов.