CQ-SKW, №13, 1929 год. КАРТА СЛЫШИМОСТИ

"CQ-SKW", №13, июль 1929 год (приложение к "Радио Всем", №13), стр. 102

КАРТА СЛЫШИМОСТИ

Художественное оформление своего радио-уголка, желание придать ему «фотогеничный» вид, далеко не на последнем месте стоят у наших рядовых коротковолновиков. Черепа и кости над передатчиком, яркие вывески позывного, приборы (зачастую «липовые»), как обязательная традиция — густая чешуя QSL на стене, и пара карт. Редко где нет карты. Она исписана, истыкана флажками, гвоздиками, исчерчена гордыми лучами QSO, графически соединяющими QRA любителя с его dx.

Вот об этой карте и этих линиях я хочу сказать пару слов.

Соединяя линиями точку передатчика и точки, где его слышат (последнее определяется в QSL и карточках RK), можно заметить некоторую систему, некоторую устремленность отдельных пучков линий (это зависит, повидимому, от направления антенны и от ее направленного действия).

Заинтересовавшись этим вопросом, я на большой карте Европы кнопками отметил точки своей слышимости, соединив их с Ленинградом нитками. Все линии, кстати, проводятся одной ниткой. Например: Eu 3ax — нитка до кнопки Eg 5af, обратно к 3ax и до Eu 5aw, обратно к 3ax и к Eu 5af и т. д. Затем на все кнопки наклеиваются бумажные кружки, равные окружности кнопки, но разных цветов. Цвет кнопки определяет QRK передатчика в данном месте. Таким образом, получилась шкала от R9 до R2 в таком виде:

R-9 малиновая кнопка
R-8 красная »
R-7 желтая »
R-6 зеленая »
R-5 голубая »
R-4 синяя »
R-3 серая »
R-2 черная »

Линии, законченные этими цветными головками, превратились из хаоса в систему слышимости передатчика при данной антенне. Конечно, при работе с двумя антеннами необходимы две карты или линии в две нитки. Например: Eu 3ax (QRA — Ленинград) — черная нитка и XEU 3ax QRA — радио-вагон Мурм. ж. д. — красная нитка.

Что дает такое устройство?

Сделав такую карту слышимости, сразу можно заметить: малиновые, красные и желтые кнопки яркой ленточкой тянутся по всей карте к концу переходя в более темные цвета (по мере удаления от передатчика), при чем самые длинные нити идут именно в этом направлении, и это направление будет перпендикулярно горизонтальной части антенны. Линия эта ярко выражена и сразу бросается в глаза; она довольно широкая и не всегда прямая. У меня она делает поворот после 3—4 тысяч километров к северу. Например Es, Eu 3, Eu 2 (через Москву и к юго-востоку via. Саратов, Пенза, Урал, Eu 6, Au 7) (восточная часть). Au 8 и здесь, слегка изогнувшись via Au 1 через точки редкие на площади Сибири, до Прусевича (RK—80) Владивосток. Это — магистраль радиогольфштрома, она широка и длинна. Затем, под углом в 90° к ней в перпендикулярной главной линии направлен второй пучок (по направлению антенны). Он значительно уже, кнопки у него преимущественно зеленые или голубые (линия Ленинград via Et 3, Et 2, Et 1, Etp, Ec, Ea и юг Ef). Это вторая заметная линия. Промежутки между этими двумя пучками мелки и заполнены довольно редко синими и серыми кнопками.

По мере увеличения числа QSL картина станет еще ярче. Условия зимы и лета меняют окраску линии, не изменяя их направления. И для лета, ввиду этого, желательно иметь отдельную карту.

Изучив свой радиус действия, всегда можно заранее сказать, что в такую погоду, там-то меня так-то слышат. Следовательно, можно уменьшить мощность, когда нужно, или уменьшить или увеличить срок вызова.

В. Киселев.