CQ-SKW, №22, 1929 год. О МЕСТНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ

"CQ-SKW", №22, ноябрь 1929 год (приложение к "Радио Всем", №22), стр. 169

О МЕСТНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ

Ниже помещаются программы, дающие примерный перечень вопросов, определяющих минимум технических знаний для коротковолновиков 2-й и 3-й группы.

По этим программам местные квалификационные комиссии должны провести испытания коротковолновиков.

Местные квалификационные комиссии образуются при всех СКВ, не ниже окружных, в составе трех членов избранных президиумом СКВ, одного представителя местного органа Наркомпочтеля и одного представителя научно-технической секции.

Коротковолновики, которые не могут быть проэкзаменованы лично, вследствие отдаленности местожительства, могут получать письменные задания или экзаменоваться по радио, во время QSO.

Материалы испытаний с отзывом местной квалификационной комиссии препровождаются на утверждение Центральной квалификационной комиссии.

Местным квалификационным комиссиям следует помнить, что самый высокий уровень технических знаний сам по себе не может являться достаточным основанием для перевода в высшую группу. Необходимо принимать во внимание степень общественной активности, дисциплинированности и классовую принадлежность каждого коротковолновика.

Для 2-й и 3-й групп военизация является совершенно обязательной.

Необходимо твердо помнить об организационно-политической стороне работы по разбивке коротковолновиков на группы.

ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ
по определению квалификаций для II группы

I. По приему на слух и передаче на ключе (см. положение в № 21)
II. По электро- и радиотехнике

1) Что такое электрический ток, с точки зрения электронной теории.

2) Общее понимание того, что такое напряжение, сила тока, сопротивление и мощность, — какими единицами они измеряются и какая между ними зависимость (закон Ома). Простые источники тока (элементы, аккумуляторы).

3) Какая разница в свойствах постоянного и переменного тока. Что такое амплитуда, период, частота (низкая, высокая, порядок всех величин при разных волнах).

4) Представление о магнетизме и электро-магнетизме. Связь магнетизма и электричества.

5) В чем сущность явлений индукции и самоиндукции.

6) Принцип устройства машин переменного и постоянного тока. Трансформаторы.

7) Что такое емкость и ее свойства.

8) Что такое длина волны и отчего зависит длина ролны колебательного контура.

9) На каком принципе и как устроена катодная лампа. Какие основные величины характеризуют качество и пригодность для какой-либо цели лампы. Понятие о характеристике лампы.

10) Как получаются с лампой незатухающие колебания высокой частоты. Роль и действие обратной связи. Простейшее представление и разбор процессов в ламповом генераторе.

11) Каковы преимущества регенеративной схемы приемника, как происходит в ней усиление слабых приходящих сигналов.

12) Как происходит процесс детектирования в лампе и существующие способы детектирования.

13) Как устроены антенны: Маркони, Герц, «Цеппелин» и др. Какие способы связи и возбуждения антенны применяются в любительской практике.

Как распределяются ток и напряжение при возбуждении провода на основной волне и на гармониках.

14) Разбираться в свойствах и особенностях и объяснить работу практических схем:

а) передатчиков: с последовательным питанием, с параллельным питанием и симметричных,

б) приемников: простой регенератор, п/п «Рейнарц», Шнелль, сверхрегенератор.

15) Какие потери имеют место в отдельных частях коротковолновых приборов и каковы способы их устранения. (Как и на что должно быть обращено внимание при конструировании коротковолновых приборов.)

16) Проводить испытание практически на передатчиках и приемниках, заставляя испытуемых настраивать и устранять неисправности.

17) Знание Кода и Жаргона.

На основании этой программы комиссией должен задаваться испытуемому товарищу ряд практических вопросов, на которых и выяснить понимание им того или иного пункта программы.

Например, по 2-му пункту задается вопрос: как работает реостат в цепи накала лампы. Или, каково должно быть сопротивление реостата для УТ1, если напряжение батареи накала 10 вольт; или: как будет работать лампа, если ее цепь сетки будет разорвана и т. д. Причем не обязательно, чтобы испытуемый точно, «по научному» выражал соотношение или зависимость каких-либо величин друг с другом, а вполне достаточно для удовлетворительного ответа, если на практических вопросах видно, что он правильно понимает эти зависимости или какие-либо процессы.

Для коротковолновиков 2-й группы, особо подающих заявления на разрешение работать телефоном, испытания дополнительно по следующим пунктам:

1) Особенности работы телефоном на кор. волнах.

2) Хорошее знакомство с основными схемами модуляции, на сетку и на анод.

3) Какими способами обеспечивается устойчивость волны и чистота передачи при разных способах модуляции.

4) Достаточно ясное представление о процессах модуляции, а отсюда более основательное знакомство с параметрами и характеристиками ламп.

5) Представление о способах расчета и устройства выпрямителей (главным образом фильтра и кенотронов, как на сглаживание, так и на падение напряжения при полной нагрузке выпрямителя.)

6) Знание устройства и работы угольных микрофонов.

Программа для III группы

1. Работа электронной лампы. Основные соотношения параметров. Требования, предъявляемые к лампам различных назначений (усилитель, детектор, генератор). Влияние различных нагрузок в анодной цепи на работу ламп.

2. Работа приемника. Различные способы детектирования. Обратная связь и методы ее регулирования. Принципы монтажа коротковолновых приемников.

3. Лампа как генератор. Расчет контуров передатчика. Схемы передатчиков, их сравнение, методы стабилизации.

4. Телефония. Методы модуляции и особенности коротковолнового телефона.

5. Расчет устройств для питания передатчиков (трансформаторы, выпрямители, фильтры).

6. Антенны: Герц, Маркони, их сравнение и расчет.

7. Современные представления о распространении коротких волн. Применение различных волн в различное время суток и года.

8. Особенности ультра-коротких волн.