CQ-SKW, №6, 1930 год. Механический выпрямитель для зарядки аккумуляторов

"CQ-SKW", №6, март, 1930 год, стр. 45

Механический выпрямитель для зарядки аккумуляторов

Существующие типы выпрямителей в большинстве случаев имеют для любителей существенные недостатки. Возьмем по порядку: 1) ртутный — хорош, но... не по карману; 2) кенотрон — хорош для питания анодов, но не годен для зарядки аккумуляторов; 3) содовый — по теории должен быть «на все руки», но хорошо он работает видимо только в лабораториях; 4) сухие — нужно прежде кончить химический факультет, а потом приниматься за их изготовление. Остается последний тип выпрямителя — «механический», одну из разновидностей которого я и собираюсь предложить вниманию читателей. Конечно, для питания ламп ток от такого выпрямителя применять нельзя, но если любитель имеет аккумуляторы, то он вполне будет удовлетворен, употребляя его для их зарядки. Сконструированный мной выпрямитель дает возможность заряжать низковольтные (до 12 v) аккумуляторы и высоковольтные (80 v) в параллелль по 20 вольт. Схема выпрямителя приведена на рис. 1. Конструкция его очень проста и детальных пояснений не требует, потому опишу его устройство и работу только вкратце.

Рис. 1.

Для устранения быстрого обгорания контактов я предварительно понижал напряжение до 30 вольт. Понижающий трансформатор для использования обоих полупериодов смонтирован с выводом от средней точки вторичной обмотки. Для работы вибратора дано напряжение 30 вольт. Вибратор является самой существенной частью выпрямителя и выполнить его нужно тщательно. Изготовляется каркас катушки, полый внутри (как для междулампового трансформатора); боковые стенки каркаса делаются из толстой фанеры, а внутренние из простого картона или тонкой фанеры (рис. 2). В отверстия катушки проходит якорь, имеющий на одном конце контактные надпайки, а другой конец укреплен на упругой пружине, которая в свою очередь твердо укрепляется к стойке (рис. 3). К стенке катушки двумя шурупами крепится постоянный магнит (я брал от простого слухового прибора) с таким расчетом, чтобы полюса его приходились на одном уровне с якорем (рис. 4).

Рис. 2.

Полагаю, что принцип работы механического выпрямителя всем ясен и описывать его не буду. По схеме не трудно проследить всю его работу. Работая со средней точкой, можно одновременно заряжать два аккумулятора до 12 вольт напряжением каждый. Для зарядки 80-вольтовых аккумуляторов их соединяют группами по 20 вольт в параллель, и переключают вибратор от средней точки к одному из концов вторичной обмотки, и мы будем иметь в одной из цепей 30 вольт постоянного тока. Для лучшей работы выпрямителя искрящие контакты имеют серебряные напайки (пожертвуйте 10 коп.). От выпрямителя свободно можно брать 2—3 ампера, не опасаясь образования вольтовой дуги.

Рис. 3.

Данные трансформатора для сети 220 вольт — первичная обмотка 2 000 витков, провода 0,15—0,2. Вторичная обмотка — 250 витков 1 мм с выводом от 125 витка. Обмотка катушки — 1 230—1 500 витков провода 0,1.

Железо для трансформатора взято кровельное (80 пластин Ш-образной формы) для напряжения в 110 вольт, число витков первичной обмотки должно быть вдвое меньше. Другие обмотки остаются с тем же числом витков.

Рис. 4.

В заключение скажу, что выпрямитель работает почти бесшумно и не требует минимальных рубильников, так как с выключением энергии вибратор благодаря упругости пружины останавливается в средине между контактами.

4АО С. Андреев.