"RA-QSO-RK", №12, декабрь 1928 год (приложение к "Радио Всем", №23), стр. 118

X—EU 23RB (Киселев) в поезде.

Два с половиной месяца работал с передатчиком X—EU 23RB из радиовагона Мурманской дороги. Установка помещалась в одном из открытых купе жесткого вагона № 2442 (радиовагон Дорпрофсожа). Передатчик схемы Гартлей, трехточечная. В первые полтора месяца в качестве генераторной лампы стояла одна лампа типа УТ1; питание перодатчика состояло из аккумулятора 4 вольта 60 ампер часов и трех 80 в., причем один из трех 80-вольтовых во время QSO переключался на прием и на передачу.

С антенным устройством пришлось много повозиться. После испытания пришлось остановиться на следующем типе: на полуметровых мачтах (над заземленной железной крышей) два луча Герца по 6 метров каждый, с фидером посредине. Длина антенны, т. е. луча + фидер + катушка индуктивной связи + фидер + луч, равнялась 21 метру. Работал на волне 43—44 метра. Для приема брался один из лучей антенны и заземленный каркас вагона. Надо сказать, что весь передатчик, приемник, проводка и антенна были сделаны и проведены на ходу поезда.

Схема коротковолновой установки в поезде X—Eu 23RB.

После окончания проводки, это было вблизи станции Андреево Чудовской ветки, включив передатчик и получив 300 м/а, дал CQ. Сразу ответил EU—4RB — Чмиль из Калуги. Сообщил QRK R3 и большой QSSS; затем минут через 15 Палкин из Москвы. Связи с Ленинградом установить долго не удавалось. Вагон курсировал в пределах Учкпрофсожа, т. е. обслуживал Тихвинскую, Чудовскую, Будогощскую ветки и магистраль. Поезд далее 200 верст от Ленинграда не уходил и ближе 45 верст не подходил, т. е. я все время был в районе так называемой «мертвой зоны».

Приведу пример, ярко характеризующий эту мертвую зону. Вел QSO с 36RB (Ленинград, Семенов). Моя слышимость колебалась от RЗ до R4 в Ленинграде. В то же время меня принимает т. Славицкий из Ташкента (AU—48RA) со слышимостью R5. Расстояние около 4 000 км. Позднее я установил, что связь на 40-метровом диапазоне в районе мертвой зоны наиболее удачная получается около 4—6 часов вечера. Втечение первой недели удалось получить связь с eu—4RB, es—3deb, 15RA, eu—94RA, et—TPGK, LSKW, 36RB, TPLM, ek—4Ef, 19RB, RB18, 93RA, RB61, RA63, 26RA, 91RA, 54RA.

Работа на ходу сильно осложнялась тряской. Приемник устанавливался на подушки (приемник отдельно — низкая частота отдельно). Прием получается не ровный, и чтобы справиться с QSO, приходится широко пользоваться нониусом.

В настоящее время вагон № 2442 заменен вагоном № 3328, более приспособленным для опытов. На нем укреплены выдвижные мачты, минимум — длина 1 метр. С этими мачтами возможен проход вагона под мостом. (Мачты — металлические трубы вдвигаются с крыши в тамбур). При выдвинутых мачтах высота их достигает 3,5 метров над крышей. Вагон уже может проходить под встречными пересекающими линию проводами и, наконец, когда вагон крепко засел в тупике малонькои станции дня на два — на три, на концы трубы мачт вставляются деревянные надставки. Высота получается около 6 метров над крышей. Эта комбинация имеет хорошие стороны, но есть и минусы. При укорочении антенны — длина лучей остается без изменения, укорачивать приходится фидер. Волна меняется. Так, например, при первом положении мачт (см. выше) волна равна 30,4 метра; при втором положении — 39—40 метров, и третьем — 44—45 метров.


Hosted by uCoz