Радиоиспользование, №4, 1930 год. РАДИО ПРИ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ НАЧСОСТАВА ЗАПАСА

"Радиоиспользование", №4, июнь, 1930 год, стр. 25

РАДИО ПРИ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ НАЧСОСТАВА ЗАПАСА

Применение радио в военном деле в мирное время привлекает наше внимание, как подсобное средство при военном обучении трудящихся и, главным образом, при переподготовке начсостава запаса. Вопрос о возможности такого применения радио уже достаточно проработан Центральным бюро заочного обучения (ЦБЗО) начсостава запаса, ЦС Осоавиахима и требует создания вокруг него широкого общественного мнения. ЦБЗО рассматривает радио, как мощное подсобное средство при системе заочного обучения.

Наши заочники разбросаны по всей территории Союза, далеко не все имеют возможность лично пользоваться услугами консультационных пунктов и местных бюро, связь же путем переписки занимает достаточно длительное время. Кроме того теоретическая часть тех заданий, которые получают заочники, при всех своих высоких качествах в отношении ясности изложения, все же является конспектом, ограничиваться изучением которого без проработки указанных в нем пособий и руководств нельзя. Между тем далеко не везде можно достать эти пособия и руководства. Наконец не все наши заочники обладают достаточным навыком в самостоятельной работе, не умеют работать над книгой.

Заполнить эти неизбежные пробелы системы заочного обучения может и должно радио.

Осуществление радиообслуживания начсостава запаса предоставляется нам и следующем виде:

Заочнику предлагается проработать задание на тему — оборона роты и изучить ряд вопросов из основных военных дисциплин (топография, политработа, войсковое инженерное дело и т. д.), комплексируемых вокруг тактической сущности данной темы. В задании теория на данную тему изложена конспективно. Лектор соответствующей дисциплины восполняет конспект более или менее обширной лекцией. Например: по тактике заочникам передается лекция на тему «организация огня при обороне», «эволюция боевых порядков при обороне роты» и т. п.; по политработе — «политработа в районе организации обороны» и т. п.; по топографии — лектор разбирает по карте характер местности участка обороны и т. д.

Кроме того весьма полезно осветить ряд вопросов, которые расширят кругозор командира при проработке темы, например, по военно-санитарной службе при обороне, по психо-физиологии бойца, находящегося в условиях действий обороняющейся роты и т. п.

Все это является средством, способствующим более углубленному усвоению теоретического изучения темы задания.

Серия таких лекций, которые должны быть кратки, ясны и увлекательно живо изложены, должны быть переданы по радио в начале работы заочника над заданием.

Трансляционная установка N-го стрелкового полка в г. Белеве. Фото Степанова

После передачи лекций, примерно в середине месяца, т. е. перед тем моментом, когда по расчетам учебного плана заочник должен приступить к самостоятельному решению предложенной в задании тактической задачи, руководитель тактики дает по радио консультацию на тему: «как решать тактическую задачу на оборону». Таков основной принцип использования радио при переподготовке начсостава запаса.

Успех радиообслуживания может быть обеспечен при сугубо внимательном отношении к ряду организационных мероприятий, к проработке которых должны быть привлечены, как организация Осоавиахима, так и организация ОДР.

Главнейшими мероприятиями являются: радиофикация консультационных пунктов для коллективного радиообслуживания начсостава запаса и радиофикация квартир начсостава запаса, желающего пользоваться радио. Эту задачу должны принять на себя местные организации ОДР и Радиоцентра.

Таким образом, работая над заданием у себя на дому или являясь на консульт-пункт, заочник будет иметь возможность шире и глубже прорабатывать свои задания.

Мы затронули лишь основные моменты организации радиообслуживания начсостава запаса, как это позволяют размеры журнальной статьи, и не вдаемся в детали тех или иных моментов развертывания этой новой и интересной формы ВПТ.

Н. Корицкий