Радиоиспользование, №6, 1930 год. РАДИОТЕАТР И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

"Радиоиспользование", №6, август, 1930 год, стр. 47-48

РАДИОТЕАТР И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

(Продолжение начало см. «РВ» № 12)

Налицо имеются уже все основания отойти от пользования радиостудиями для передач. Помимо всего прежде сказанного, надо думать, что студия как форма помещения для передач отжила свое время. Возникла она в начальный период радиовещания, когда вся техника сводилась к кустарным аппаратам и микрофонам, похожим на пчелиные ульи, которые всем на диво что-то воспринимали, а рупора наподобие пароходных вытяжек галдели нечто непонятное, «громкокипящее», но неразборчивое. Темп развития радио превосходит темпы всех иных изобретений. Теперь аппаратная — не маленькая комната, вроде чуланчика с аккумуляторами, а настоящая электрическая станция. Теперь радиовещание уже не филиал актерской биржи с маклерами во главе, игравшими на снижение художественного вещания, а целое учреждение, где культивируется не один какой-нибудь вид художественного исполнения, а все виды, да еще такие, о каких никто раньше и не помышлял. Радиотехника гонит вперед искусство, не давал ему застыть на раз найденных формах. В этом нужво видеть громадную революционизирующую для искусства роль радио.

Теперь уже не от одного таланта, в прежнем смысле — «вдохновения» артиста зависит воздействующая на зрителей сила искусства, а от техники, возбуждающей образование новых восприятий. Энгельс в «Анти-Дюринге» противопоставляет талант технике, когда говорит о «выдающейся роли, какую играет на борту военного корабля инженер, человек «экономического положения», оттеснивший на задний план представителя «непосредственной силы» (талант) — капитана» 1.

Техника, побуждающая перестраивать экономику, способна перестраивать и человеческие чувства, образовать нового человека. Новый быт выдумывается не человеком и по щучьему велению, а вырастает из новой социально-экономической структуры коллектива. Это новое, на которое толкает человека техника, определяет объем восприятий человека, человеческих чувств. Маркс основывал развитие человеческих чувств именно на развитии социально-экономических отношений и, когда высказывал мысли о том, что «образование пяти чувств является продуктом всей всемирной истории», он разумел и эволюцию человеческих органов чувств.

Разумеется, признавая такое положение, нельзя думать, будто бы техника непосредственно, без участия человеческой воли сможет преобразовать художественную культуру и в один прекрасный день все техники окажутся представителями высшего художественного достижения.

Техника, в данном случае радиотехника, несомненно оказывается будораживающим революционным стимулом в области художественной культуры и творчества.

Радиовещание выставляет перед театрами ряд требований, — требует подтянуться, перелицевать свое производство, заставить их искать, работать и находить новые приемы и пр. в исполнении. Театры наши должны творить, а не представлять из себя штампованных станков, выбрасывающих пьесу, как трафарет, в сотнях экземпляров.

И нет ровно никакого достоинства для театра в том, что какая-нибудь пьеса идет в нем сотни раз. Вернее смотреть на это как на недостаток современного театра. Это обстоятельство заслуживает может быть внимания только со стороны рекламной, но не художественной, ибо театр приучает актера халтурить, смотреть на свое пятидесятое, сотое и пятисотое исполнение как на будничное занятие, играть по трафарету, не творить, не итти вперед, а пятиться назад.

Художественный театр создал систему театральной игры, при которой любой спектакль какой-нибудь постановки похож как две капли воды на другой. Достаточно побывать два раза на одной и той же пьесе в этом театре, чтобы знать каждый жест, каждый поворот, маленькую деталь исполнения актера и потерять всякое представление о творческом движении театра.

Разумеется, сотые исполнения одной и той же пьесы вызываются популярностью пьесы и желанием все большего числа зрителей видеть ее, что благодаря размерам театра и заставляет его отвечать на опрос. Такой театр характеризует только эпоху своего развития, в которой формула «спроса и предложения» определяла общественно-экономические отношения.

В наше время в этом нельзя не видеть признака изживания такой формы театра и условий его существования. Наше время ставит театру другие требования: втягивать массы в художественную культуру и реорганизовать быт общества современного, общественного человека, театр должен принять главное участие в настраивании человеческих чувств по-новому, развивать их, совершенствовать, давать им расширяться, реформировать повадку, поведение и даже привычки человека в направлении уничтожения средостения, отчуждающего человека от природы.

Таким образом, радиовещание, использующее все виды искусства, обслуживая массы по необходимости, будет выходить за пределы своих комнат-студий на широкую массовую арену, будет искать и осуществлять в силу необходимости громадные помещения, способные как в античную эпоху собирать десятки и сотни тысяч зрителей-слушателей на своих стадионах или театрах, как греческие театры Дионисоса или Дельфийский.

И вот такие театры, оборудованные для трансляций не одного только звука, но и зрительного образа, и будут в состоянии удовлетворить настоящую коллективность.

Какое же художественное радиовещание может воспроизводиться из современных студий при бледном, искаженном звучании голосов, инструментов и при косноязычном словесном оформлении.

Кому из радиослушателей какое дело: играет ли из студии оркестр Радиоцентра, состоящий из живых людей, или заведена граммофонная пластинка.

Совершенно непонятно, зачем товарищам, высказывающимся против зрелищного оформления спектакля для радио, понадобились драматические труппы до 60 человек с режиссером во главе, когда любую пьесу могут исполнить для передач из закрытой студии, невидимо для слушателей как в гробу два-три талантливые или даже один талантливый актер, если он к тому же способен изменять голос (есть даже такие, что очень недурно имитируют женские голоса, каковые должны вполне удовлетвориться при той нечистоте и неестественности передач голосов по радио, происходящих из-за радиофонических недостатков и всевозможных ревербераций).

С. Лопашев

(Окончание следует)

1) Анти-Дюринг — 160 ст., изд. Института Маркса и Энгельса под ред. Д. Б. Рязанова. (стр. 47.)