РАДИОФРОНТ, №19-20, 1930 год. В ПОМОЩЬ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

"Радиофронт", №19-20, июль, 1930 год, стр. 477-482

В ПОМОЩЬ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Для удовлетворения многочисленных запросов с мест, редакция «РАДИОФРОНТА» помещает ниже планы и программы радиокурсов, предназначенных для подготовки радиомонтеров и радиотехников узкой специальности. Эти планы и программы разработаны Центральной радиолабораторией ОДР СССР на основе опыта проведенных радиолабораторией курсов. Как программы занятий, так и профили подготовляемых на курсах радиотехников II разряда и радиомонтеров утверждены НКПТ, для которого главным образом предназначаются эти кадры.

При наличии известной инициативы местные организации ОДР могли бы оказать НКПТ существенную помощь в деле подготовки кадров путем организации подобных же курсов на местах. Однако при организации таких курсов необходимо предварительно точно договориться с местными органами НКПТ и выяснить их потребность в радиоспециалистах, для того, чтобы подготовляемые специалисты не остались неиспользованными. В случае отсутствия достаточно квалифицированных педагогических сил объем курсов может быть сокращен до одного семестра, тогда, добавляя к первому семестру практические занятия в объеме 5 и 6 циклов, можно осуществить курсы по подготовке радиомонтеров.


9-ТИМЕСЯЧНЫЕ КУРСЫ ОДР ДЛЯ РАДИОТЕХНИКОВ 2-го РАЗРЯДА

(Узкая специальность — трансляционные узлы).

ПРОФИЛЬ РАДИОТЕХНИКА УЗКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ II РАЗРЯДА ПО ТРАНСЛЯЦИОННЫМ УЗЛАМ

1. Самостоятельная установка и обслуживание трансляционных узлов средней мощности (до 200 ватт) и трансляционных сетей.

2. Ответственность за работу и сохранность трансляционного узла и трансляционной сети.

3. Организационно подготовительная работа, предшествующая радиофикации.

4. Самостоятельные дежурства.

5. Самостоятельное устранение недочетов и повреждений узла и сети.

6. Самостоятельное производство текущего ремонта узла и сети.

7. Зарядка аккумуляторов от машин и выпрямляющих устройств.

8. Знание организации и работы районных ОДР.

ПРОФИЛЬ РАДИОМОНТЕРА ПО ТРАНСЛЯЦИОННЫМ УЗЛАМ

1. Установка и обслуживание трансляционных узлов и сетей под наблюдением радиотехника.

2. Устранение недочетов, повреждений и ремонт трансляционных узлов по указаниям радиотехника.

3. Дежурства под руководством радиотехника.

4. Самостоятельная зарядка аккумуляторов.

5. Ведение низового строительства и отчетности по нему.

6. Развитие и капитальный ремонт сети.

7. Знания организации и руководства ячеек ОДР.

I. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН


1-й семестр
1-й месяц: Лекции Семинары Практич. занятия
1-я декада Математика ... 12 ч. Математика ... 6 ч. Мастерские ... 6 ч.
2-я » Математика ... 3 » Математика ... 6 » Мастерские ... 6 »
2-я » Электротехн ... 9 »                
3-я » Электротехн ... 12 » Математика ... 6 » Мастерские ... 6 »
2-й месяц:      
4-я » Электротехн. ... 9 » Электротехн. ... 6 » Мастерские ... 6 »
4-я » Источники тока ... 3 »                
5-я » Источники тока ... 6 » Электротехн. ... 6 » 1-й цикл ... 6 »
5-я » Радиотехника ... 6 »                
6-я » Радиотехника ... 12 » Радиотехн. ... 6 » 1-й цикл ... 6 »
3-й месяц:      
7-я » Электр. ламп. ... 12 » Электрон. ламп. ... 6 » 2-й » ... 6 »
8-я » Ламп. схемы ... 12 » Лампов. схемы ... 6 » 2-й » ... 6 »
9-я » Промышл. аппар. ... 12 » Промышл. аппар. ... 6 » 3-й » ... 6 »
4-й месяц:      
10-я » Трансляц. узлы ... 12 » Трансляц. узлы ... 6 » 3-й » ... 6 »
11-я » » » ... 12 » » » ... 6 » 4-й » ... 6 »
11-я » » » ... 6 » » » ... 6 »        
12-я » Обществовед. ... 6 »       » 4-й » ... 6 »
5-й месяц:      
13-я » Обществовед. ... 12 »         5-й » ... 6 »
Итого в 1-м семестре ... 156 ч. ... 72 ч. ... 78 ч.
Всего ... 156 + 72 + 78 = 306 часов.
Из них:
  1) Математика ... 15(18) 6) Ламповые схемы ... 12( 6)
  2) Электротехника ... 30(12) 7) Промышл. аппарат ... 12( 6)
  3) Источники тока ... 9( 0) 8) Трансляц. узлы ... 30(18)
  4) Радиотехника (включая ан-
тенн и дет. приемн.)
... 18( 6) 9) Обществоведение ... 18( 0)
  5) Электронная лампа ... 12( 6) 156(72)
2-й семестр
5-й месяц: Лекции Семинары Практич. занятия
14-я декада Математика. ... 12 ч. Математика ... 6 ч. 5-й цикл ... 6 ч.
15-я » Математика ... 3 »                
15-я » Графика ... 9 » Математика ... 6 » 5-й цикл ... 6 »
6-й месяц:      
16-я декада Электротехн. ... 12 ч. Математика ... 3 ч.        
17-я » » ... 12 » Графика ... 3 » 5-й » ... 6 ч.
18-я » Электротехн. ... 6 » Графика ... 6 » 6-й » ... 6 »
18-я » Радиотехника ... 6 » Электротех. ... 6 » 6-й » ... 6 »
7-й месяц:      
19-я декада Радиотехника ... 6 ч. Электротехн. ... 6 ч. 7-й » ... 6 ч.
19-я » Ламп. приемн. и
передатч.
... 6 »                
20-я » Ламп. приемн. и
передатч.
... 12 » Электротехн. ... 6 » 7-й » ... 6 »
21-я » Ламп. приемн. и
передатч.
... 12 » Радиотехн. ... 6 » 8-й » ... 6 »
8-й месяц:      
22-я декада Ламп. приемн. и
передатч.
... 6 ч.                
    Акустика ... 6 » Радиотехн. ... 6 ч. 8-й цикл ... 6 ч.
23-я » Трансл. узлы ... 12 » Ламп. приемн. и
передатч.
... 6 » 9-й » ... 6 »
24-я » Теория провол.
линий
... 9 »                
24-я » Широковещан. по
проводам
... 3 » Ламп. приемн. и
передатч.
... 6 » 9-й » ... 6 »
9-й месяц:      
25-я декада Широковещан. по
провод.
... 6 ч. Ламп. приемн. и
передатч.
... 6 ч. 10-й цикл ... 6 ч.
25-я » Проектиров. ... 6 » Трансляц. узлы. ... 6 » 10-й » ... 6 »
26-я » Проектиров. ... 6 » Теория провол.
линий
... 6 »        
27-я » Обществовед. ... 6 » Широковещан. ... 6 » 11-й » ... 6 »
    Обществовед. . . » ... 6 »                
Итого в 2-м семестре ... 162 ч. ... 84 ч. ... 90 ч.
Всего ... 122 + 84 + 90 = 336 час.
Во втором семестре:
  1) Математика ... 15( 9) 7) Трансляционн. узлы ... 12( 6)
  2) Графика ... 9( 9) 8) Теория проволочн. линий ... 9( 6)
  3) Электротехника ... 30(18) 9) Широковещание по провод. ... 9( 6)
  4) Радиотехника ... 12(12) 10) Упрощен. проектиров. трансляц.
узлов
... 12( 0)
  5) Ламп. приемн. и передатч. ... 36(18) 11) Обществоведение ... 12( 0)
  6) Акустика ... 6( 0) 160(90)

II. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

1. Занятия ведутся в последовательности, указанной в календарном плане.

2. Лекции читаются всем курсантам.

3. Семинары ведутся группами по 25—40 чел.

4. Практические занятия ведутся группами в 16—20 чел.

5. Занятия рассчитаны на товарищей, продолжающих работать на предприятиях, при ежедневной нагрузке, равной 8-м часам (1 день выходной).

6. Производственная практика проходится после окончания курсов.

7. Лекции, семинары и практические занятия связаны между собою таким образом, чтобы во время семинара прорабатывался бы материал, уже изложенный на лекции, и чтобы материал практических работ был достаточно хорошо известен курсантам на основании предшествовавших лекций и семинаров. Для того, чтобы создать эту последовательность, требуются известные сдвиги между лекциями, семинарами и практическими занятиями. В силу этих причин, во избежание увеличения времени прохождения курса, обществоведение отнесено в конец программы. Кроме того, так как преподавание обществоведения должно быть связано с разъяснением задач, которые ставятся партией и правительством в области радиофикации, — проработка этих задач может быть выполнена значительно удачнее, когда курсант уже получил нужную техническую подготовку.

8. Помимо проработки вопросов обществоведения согласно плану, учащиеся прорабатывают общественно-политические вопросы в порядке кружковой и общественной работы в течение всего курса.

9. Программа курсов для радиотехников 2-го разряда разработана таким образом, что после проработки 1-го семестра курсант обладает знаниями и навыками, соответствующими квалификации радиомонтера. Такое построение программы позволит выпускать и наименее успевающих курсантов с определенной квалификацией и использовать их на практической работе.

III. ПРОГРАММЫ

А. Лекции.
1-й семестр

1. Программа по математике (5 лекций по 3 ч.)

1 и 2. Десятичные дроби и 4 действия с ними,

3. Буквенные изображения величины. Значение формул. Их применение.

4. Отображения физических явлений при помощи формул. Смысл возведения в квадрат и куб и извлечение корня. Таблицы, где их искать, как ими пользоваться.

5. График. Разные виды графиков. График пропорциональности. График непропорционального отношения. Применение графиков для простейших расчетов.

2. Программа по электротехнике (10 лекций по 3 ч.)

1. Краткое понятие о строении вещества. Электрон, физические явления, объясняемые электронной теорий. Электрический ток. Постоянный электрический ток. Понятие о силе тока. Единица количества электричества (кулон). Единицы силы тока (ампер, миллиампер). Источники тока. Гальванические элементы.

2. Понятие об электродвижущей силе, разности потенциалов и напряжений на зажимах. Единицы электродвижущей силы и напряжения (вольт и милливольт). Понятие об омическом сопротивлении. Закон Ома и его различные применения. Единицы сопротивления (ом и мегом). Удельное сопротивление. Применение таблиц удельного сопротивления.

3. Соединение сопротивлений: последовательное, параллельное и смешанное. Расчет равнозначащего сопротивления. Соединение источников тока — параллельное, последовательное и смешанное.

4. Химическое действие тока. Разложение воды током. Тепловые действия тока. Устройство нагревательных приборов. Значение плавких предохранителей. Закон Джауля-Ленца. Понятие об энергии. Единицы энергии (ватт, киловатт) и мощности (ватт-час, киловатт-час).

5. Естественные магниты. Полюсность магнитов. Получение искусственных магнитов. Гипотеза Вебера. Магнитное поле. Магнитная индукция и магнитная непроницаемость. Земной магнитизм. Законы магнетизма. Магнитные свойства тока. Магнитное поле тока. Правило Ампера. Соленоид и его свойства. Электромагнит. Значение сердечника. Применение электромагнитов в современной технике и радиотехнике. Грузоподъемные электромагниты, телеграф, телефон, реле, электрические машины, измерительные приборы.

6. Электромагнитная индукция. Различные случаи индуктирования электродвижущей силы в близлежащем проводнике: замыкание и размыкание тока, увеличение и уменьшение силы тока, взаимное приближение и удаление проводника и магнита (или проводника с током). Правило правой руки. Взаимодействие магнита и тока. Правило левой руки. Взаимодействие токов. Правило Ленца. Токи Фуко. Измерительные приборы. Амперметр, вольтметр. Их градуировка и проверка. Устройство мостика Уитстона. Измерения R, L и С мостиком Уитстона.

7. Постоянный ток. Пульсирующий ток. Переменный ток. Амплитуда. Период и частота. Графическое изображение постоянного и переменного тока. Средняя сила тока. Эффективная сила тока. Взаимоиндукция. Трансформатор. Его устройство. Коэффициент трансформации.

8. Сопротивление в цепи постоянного и переменного тока. Самоиндукция, самоиндукция в цепи постоянного и переменного тока.

Дроссель и его устройство. Единицы коэффициента самоиндукции (сантиметр, генри, миллигенри). Понятие о коэффициенте взаимоиндукции. Понятие об индуктивном сопротивлении. Величина индуктивного сопротивления. Полное сопротивление. Понятие о сдвиге фаз.

9. Статическое и динамическое электричество. Электрические заряды. Электрическое поле. Диэлектрик. Емкость. Емкость в цепи постоянного и переменного тока. Единицы емкости (сантиметр, фарада и микрофарада).

10. Понятие об емкостном сопротивлении. Величина емкостного сопротивления. Полное сопротивление цепи с последовательно включенными емкостью и сопротивлением. Последовательное и параллельное соединение емкостей. Последовательное и параллельное соединение емкости и самоиндукции. Резонанс напряжения и резонанс токов. Выпрямление переменного тока электролит. и ртутным выпрямителями. Фильтры. Принцип их устройства.

3. Программа по источникам тока (3 лекции по 3 ч.)

1. Элементы первичные и вторичные. Преобразование химической энергии в электрическую. Химические процессы в сухих и водоналивных элементах. Электродвижущая сила элемента. Его внутреннее сопротивление и емкость. Устройство элемента. Продолжительность работы элемента и ее зависимость от отдачи элемента. Временное восстановление элемента.

Объяснения к 1-му циклу.

2. Последовательное, параллельное и смешанное соединение элементов. Вой, вносимый в работу лампового приемника высохшими элементами. Кислотные и щелочные аккумуляторы. Химические процессы. Обратимые электрохимические процессы. Устройство аккумулятора. Емкость аккумулятора.

3. Заряд и разряд аккумулятора. Практические сведения о процессе заряда и разряда. Предохранительные меры против порчи аккумуляторов. Уход за аккумулятором. Соединения аккумуляторов. Зарядный щит.

4. Программа по общей радиотехнике, детекторным приемникам и антеннам (6 лекций по 3 ч.)

1. Процессы, происходящие в колебательном контуре. Разряд конденсаторов через самоиндукцию. Затухающие и незатухающие колебания. Собственные и навязанные колебания. Явления, происходящие при совпадении частоты колебаний, навязанных с собственными колебаниями. Резонанс. Формула Томсона.

2. Передающая радиостанция. Источники электрической энергии постоянного и переменного тока, низкой и высокой частоты (указания на машину высокой частоты, дугу и лампу без описаний). Процесс, производимый передатчиком в антенне передающей станции. Возникновение и распространение электромагнитных волн. Частота, период и длина волны, скорость распространения электромагнитных волн. Модуляция электрических колебаний. Колебания высокой и низкой частоты. Диапазон колебаний низкой частоты.

3. Электромагнитные волны и антенна приемной радиостанции. Антенна приемной радиостанции. Ее устройство. Выбор места; высота подвеса; изоляция; крепление; материал; подвеска. Снижение. Ввод. Действующая высота. Типы антенн. Устройство заземления. Грозовой переключатель. Его устройство и правильное включение. Суррогатные антенны. Рамки.

4. Простейший детекторный радиоприемник. Колебательный контур приемника. Колебания собственные и навязанные. Отчего зависят собственные колебания маятника и гирьки. Что соответствует длине маятника и упругости пружинки в колебательном контуре. Период и длина волны приемника. Детекторный контур. Детекторная связь. Преобразование колебаний высокой частоты в колебания низкой частоты. (Детектирование.) Преобразование электрических колебаний в звуковые колебания.

Простая и сложная схема. Схема длинных и коротких волн. Разные схемы детекторных приемников и их отличие. Различные способы осуществления настройки детекторного приемника (переключение, конденсатор переменной емкости, сменные катушки, вариометр). Катушки самоиндукции и их конструкция. Типы катушек — цилиндрическая, сотовая, корзиночная, торроидная. Конденсаторы — цилиндрические, прямоволновые и прямочастотные. Вариометры цилиндрические и шаровые. Острота настройки. Прием местных и дальних радиостанций. Настройка и отстройка. Меры для отстройки. Чистота приема. Мешающее действие атмосферных разрядов, трамваев, моторов и т. п. и меры борьбы с ними.

5 и 6. Промышленная детекторная аппаратура: П3, ДВ5, ПД, П8, Радиолюбитель. Схемы — принципиальная и монтажная; установка, обслуживание. Преимущества и недостатки. Болезни антенны, деталей и самого детекторного приемника. Простейшие указания, как исправить повреждения в П3, ДВ5, ПД, П8, «Радиолюбитель».

Объяснения ко 2-му циклу.

5. Программа по ламповым схемам (4 лекции по 3 ч.)

1. Излучение электронов раскаленными телами. Устройство 2-хэлектродной электронной лампы. Электроды. Назначение батареи накала и батареи анода. Цепи и токи двухэлектродной электронной лампы. Пространственный заряд. Значение вакуума. Определение характеристики двухэлектродной электронной лампы из опыта. О чем говорит характеристика. Как пользуются характеристикой. Наиболее важные точки характеристики. Ток насыщения. Выпрямляющие свойства двухэлектродной электронной лампы. Ее применение. Графическое построение кривой тока, выпрямленного а) кристаллическим детектором и б) двухэлектродной электронной лампой.

2. Трехэлектродная электронная лампа. Роль сетки. Цепи и токи трехэлектродной электронной лампы. Физические явления в трехэлектродной электронной лампе. Промышленный тип трехэлектродной электронной лампы. Устройство лампы. Продолжительность жизни лампы. Меры предосторожности по отношению к нити накала. Реостат накала. Лампы с торированными и оксидированными нитями. Определение различных характеристик трехэлектродной электронной лампы из опыта. Применение характеристик. Детектирование при помощи трехэлектродной электронной лампы (на сгибе анодной характеристики и при помощи тока сетки).

3. Усиление при помощи трехэлектродной электронной лампы. Пульсирующий ток в цепи анода. Выделение переменной слагающей. Усиление токов высокой и низкой частоты. Передача электрических колебаний из анодной цепи одной лампы в цепь сетки другой лампы. Рабочая точка характеристики.

4. Методы изменения положения рабочей точки на характеристике. Смещающее напряжение. Выбор режима лампы. Параметры лампы. Определение параметров из опыта и по характеристикам. Выбор лампы для приемного устройства на основании параметров лампы. Промышленные типы ламп, применяемых при приеме. Устройство двухсеточной лампы.

6. Программа по ламповым схемам
(4 лекции по 3 ч.)

1. Простейшие соединения ламп. Соединения каскадом и в параллель. Необходимость промежуточного элемента. Принципы построения ламповой схемы. Случаи применения усиления высокой и низкой частоты. Принцип действия усилителей низкой частоты на сопротивлениях, трансформаторах, дросселях.

2. Принципы действия усилителей высокой частоты на сопротивлениях, трансформаторах, дросселях и с настроенным анодным контуром. Схемы с двухсеточными лампами.

3. Многоламповые схемы и их составление из отдельных ступеней. Принцип обратной связи. Регенератор. Паразитная генерация. Искажения.

4. Принципы рефлексной схемы, пуш-пулла, нейтродина. Кенотронные устройства. Схемы выпрямителей. Нагрузка выпрямителей. Детали лампового приемника. Реостат накала, трансформатор, катушка самоиндукции, емкость, утечка.

Объяснения к 3-му циклу.

7. Программа по промышленной ламповой аппаратуре (4 лекции по 3 ч.)

БВ, БЧ, БЧН, ПЛ—2, УН-2, УМ—4, ТВ—3, БШ. Принципиальные и монтажные схемы, установка, обслуживание, преимущества и недостатки. Случаи применения. Выбор. Комбинирование. Репродукторы. Принципы их устройства. Регулировка. Выбор типа репродуктора. Определение допустимой нагрузки установки.

8. Программа по трансляционным узлам и сетям (10 лекций по 3 ч.)

1. Общие задачи транслирования по проводам. Задачи и особенности мощного усиления. Методы осуществления мощного усиления. Предварительное усиление. Количество каскадов. Основные схемы, применяемые для мощного усиления. Электронные лампы, применяемые при предварительном и мощном усилении. Их характеристики и нормальный режим. Входные, междуламповые и выходные трансформаторы. Дроссели и сопротивления в мощных усилителях. Их конструкция. Конденсаторы в мощных усилителях.

2. Причины искажений в мощных усилителях. Значение емкости и самоиндукции нагрузки для передачи различных частот. Искажения, вносимые линией. Основные параметры линии. Питание мощных усилителей. Выпрямительные устройства для мощных усилителей. Кенотронные выпрямители. Ртутники. Использование трамвайного тока.

3. Основная схема трансляционного устройства и узла. Студия и ее устройство. Коммутация в студии. Микрофонное устройство. Микрофоны. Их конструкция. Схемы включения. Радиоприемное устройство узла. Устройство адаптера. Прием с граммофона. Входящие линии. Театральные усилители. Их особенности, схемы и конструкции. Центральный трансляционный узел. Входной коммутационный щиток. Предварительный усилитель. Оконечный усилитель. Выходной щиток. Выпрямители для оконечного усилителя. Типы трансляционных узлов — деревенские, фабрично-заводские и городские. Типы трансляционных узлов: Треста Заводов Слабого Тока, Наркомпочтеля, УП3, УП30 и УП200. Общее понятие о телефонной коммутации. Оборудование трансляционного узла. Коммутация узла. Коммутационные приспособления. Джекки, их устройство и случаи применения. Устройство грозовых разрядников. Основные измерительные приборы.

4, 5, 6 и 7. Принципиальные и монтажные схемы узлов: УПС, УМ3, УП5, УП3 и УП30. Необходимые лампы и источники питания. Последовательность в сборке и установке усилителя. Предварительная проверка правильности соединений. Последовательность пуска узла. Особые меры предосторожности при работе с высоким напряжением. Выбор и подбор наивыгоднейшего режима ламп всей установки. Определение нагрузки. Измерение отдаваемой мощности. Неисправность в усилителе: обрывы и короткие замыкания в дросселях, трансформаторах, конденсаторах и сопротивлениях. Утечки. Фон. Паразитная генерация. Звуковая генерация. Микрофонный эффект ламп. Условия и причины возникновении этих явлений. Неисправность в фильтрах. Обслуживание трансляционного узла.

Объяснения к 4-му циклу.

8. Основы проектирования сети. Выбор системы сети. Основные схемы питания сетей: однопроводная, двухпроводная, трехпроводная и кольцевая. Собственные емкости, самоиндукция и сопротивление сетей и их значение для передачи звукового диапазона. Расчет нагрузок и потребителей, распределение потребляемых мощностей и общей мощности узла. Усилительные подстанции, их устройство и конструкция. Выбор провода для сетей: диаметр, материал, изоляция. Разрывные пункты. Разветвительные и ответвительные коробки.

9. Опоры. Виды опор. Специальные опоры: материал, оборудование и установка. Использование в качестве готовых опор трамвайных мачт и столбов осветительных, телефонных и телеграфных сетей. Стояки, стойки, траверзы. Их установка и крепление. Применение пят и оттяжек. Размеры пролетов сети. Высота подвеса. Максимальная стрелка подвеса. Методы крепления сетей. Крюки и изоляторы. Монтаж сети. Соединение проводников. Простая скрутка, английская спайка. Укрепление изоляторов. Крепление провода на изоляторах. Внутренняя проводка. Выбор провода и его крепление.

10. Мешающее действие (индукция) соседних линий. Заземление свинцовки. Заземление отдельных частей узла. Повреждения в линиях: утечка, обрыв, короткое замыкание. Скрещивание и случаи его применения. Ограничители. Борьба с произвольными присоединениями и меры борьбы. Защита трансляционных сетей от линий высокого напряжения, трамвайных линий и грозовых разрядов. Технические правила для трансляционных сетей. Основные измерения на линиях. Проверка линии на изоляцию. Эксилоатация трансляционных узлов.

Объяснение к 5-му циклу.

А. Лекции
2-й семестр

1. Программа по математике (5 лекций по 3 ч.)

1. Положительные и отрицательные величины. Алгебраические выражения. Действия с алгебраическими величинами.

2. Понятие о функции. Понятие об уравнении. Возведение в степень. Показатель степени. Понятие о логарифме. Свойства логарифмической функции. Логарифм произведения, степени, частного и корня. Применение логарифмической бумаги.

3. Понятие о таблицах логарифмов. Понятие о логарифмической линейке. Графики показательной и логарифмической функций.

4. Измерение углов. Понятие о тригонометрических функциях. Простейшее применение тригонометрических функций. Таблицы натуральных тригонометрических функций.

5. Определение длины окружности. Определение площади простейших фигур на плоскости: прямоугольника, треугольника, круга. Определение поверхностей и объемов простейших тел: прямоугольного параллелепипеда, цилиндра, шара.

2. Программа по графике (3 лекции по 3 часа)

1. Инструменты для черчения. Технические приемы черчения прямой линии, круга и различных кривых. Деление прямой и окружности на равные части.

2. Условные обозначения при черчении схем и конструкций. Понятие о масштабе, проекциях и разрезах.

3. Черчение принципиальных и монтажных схем в радиотехнике. Снятие эскизов с натуры.

3. Программа по электротехнике (10 лекций по 3 ч.)

1. Кривые намагничивания железа. Борьба с гистерезисом и токами Фуко. Магнитная цепь. Закон Ома для магнитной цепи. Разветвленная магнитная цепь, Магнитная проницаемость. Рассеяние. Подъемная сила электромагнитов. Поляризованные электромагниты. Принцип устройства и работы динамомашины и мотора.

2. Понятие о векторе. Угловая скорость. Понятие о гармонических колебаниях. Разность фаз. Векторные и плоские диаграммы. Мгновенные, средние и эффективные величины напряжения и силы тока.

3. Мгновенная мощность и средняя мощность. Эффективная мощность. Сопротивление, самоиндукция и емкость в цепи переменного тока. Величина омического, индуктивного и емкостного сопротивления.

Объяснения к 6-му циклу.

4 и 5. Векторные и плоские диаграммы напряжения, тока и мощности для случаев включения сопротивления, самоиндукции и емкости в отдельности в день переменного тока и для случаев последовательного включения R, L и С.

6. Полное сопротивление, треугольник напряжений, токов и сопротивлений.

7. Ваттная и безваттная проводимость. Ваттная и беззваттная составляющая тока. Диаграммы резонанса токов и напряжений.

8. Диэлектрические потери в кондесаторах при их включении в цепь переменного тока. Дроссельная катушка. Упрощенная диаграмма дроссельной катушки. Трансформатор. Упрощенная диаграмма трансформатора при холостой работе и при нагрузке. Упрощенный расчет трансформатора.

9. Понятие о двухфазном и трехфазном токе. Соединение звездой и треугольником. Фазовые и межфазовые сила тока и напряжение. Мощность трехфазного тока. Трехфазный трансформатор.

10. Понятие о моторах переменного тока. Понятие об альтернаторах. Расчет проводов. Основные формулы. Применение таблиц.

4. Программа по радиотехнике (4 лекции по 3 ч.)

1. Апериодический разряд конденсатора. Явление резонанса. Сопротивление в цепи колебательного контура. Затухание. Понятие о декременте. Связанные системы. Коэффициент связи для различных случаев связи. Связь колебательной цепи с апериодической. Связь двух колебательных систем.

2. Вибратор Герца. Диаграмма распределений тока и напряжения в вибраторе. Система Маркони. Диаграммы распределений токов и напряжений в системе Маркони. Системы, применяемые в коротковолновых передающих установках. Питание током и напряжением. Фидера.

Объяснения к 7-му циклу задач.

3. Сеть. Простейший расчет емкости и самоиндукции сети. Простейший расчет действующей высоты сети. Потери в сети. Сопротивление излучения сети. Коэффициент полезного действия сети. Рамка. Простейший расчет рамки по таблицам.

4. Распространение электромагнитных волн. Простейшая формула дальности действия радиопередачи. Колебания силы приема в течение суток. Атмосферные разряды. Расчет колебательного контура со сменными катушками на перекрытие.

5. Программа по ламповым приемникам и передатчикам (12 лекций по 3 ч.)

1. Закон Ричардсона. Закон Лангмюра. Определение вакуума лампы. Кенотрон. Характеристика нагрузок кенотрона. Простейший расчет кенотрона.

2. Электрические колебания — немодулированные и модулированные. Колебательный контур в ламповом приемнике.

3. Теоретический анализ нагруженной лампы. Рабочая характеристика. Усиление напряжения в первых каскадах. Усиление мощности в последнем каскаде. Условия приема без искажений. Частотная кривая и амплитудная кривая. Взаимные влияния цепей сетки и анода и их нагрузок.

4. Анализ работы лампы с сопротивлением в анодной цепи. Общая теория усилителей на сопротивлениях. Расчет усилителя высокой и низкой частоты на сопротивлениях. Задачи 8-го цикла.

5. Теория входного, выходного и междулампового трансформатора низкой частоты. Усилители низкой частоты на трансформаторах и их расчет. Расчет усилителей низкой частоты на дросселях. Характерные различия между отдельными видами усиления низкой частоты. Схема пуш-пулл и процессы в ней. Преимущества пуш-пулла при усилении низкой частоты.

6. Усиление высокой частоты. Трудности, связанные с усилением в. ч. Теория и расчет усилителей в. ч. на сопротивлениях, дросселях, трансформаторах, с настроенным анодным контуром. Применение экранированных ламп. Нейтродин.

Объяснения к 8-му циклу задач.

7. Теория детектирования. Теория обратной связи. Биения. Усилители, использующие биения. Основы работы супергетеродина и сверхрегенератора. Мешающие действия при приеме. Недочеты и искажения в ламповых приемниках.

8. Лампа как генератор. Колебания 1-го и 2-го рода. Недонапряженный и перенапряженный режим. Самовозбуждение схемы с обратной связью.

9. Простейшие схемы ламповых генераторов.

10. Схемы питания лампового передатчика.

11. Основные схемы модуляции. Модуляция абсорбцией, на сетку и на анод.

12. Особенности коротковолнового приема. Основные типы коротковолновых приемников и передатчиков. Задачи 9 и 10 циклов.

6. Программа по акустике (6 час.)

1. Гармоническое колебательное движение. Анализ звука. Тон. Обертон. Форманта. Тембр. Скорость распространения звука. Длина звуковой волны. Отражение звуковых волн. Стоячие волны. Интерференция.

2. Реверберация. Физиология слуха. Диапазоны человеческого слуха. Диапазоны частот человеческого голоса и музыкальных инструментов. Энергия звуковой волны. Соотношение между силой звука, ощутимого ухом, и энергией звуковой волны.

Объяснения к 9-му циклу.

7. Программа по трансляционным узлам (4 лекции по 3 часа)

1. Динатронный эффект в лампах. Расчет полезной мощности, отдаваемой лампой. Баретр. Смещение от баретра. Усилитель напряжений и усилитель мощности в трансляционном узле. Мощные усилители на дросселях и трансформаторах. Пуш-пулльная схема в мощном усилителе.

2. Электрический и конструктивный расчет отдельных деталей мощного усилителя (анодное и сеточное сопротивления, дросселя, разделительный конденсатор, реостат накала и т. д.). Входной, междуламповый и выходной трансформаторы в мощных усилителях. Выбор сечения провода. Заземление одного полюса накала и сердечника трансформатора. Экран. Блокировка от высокой частоты.

3. Расчет мощности усилителя. Определение количества каскадов: Поверочный .расчет усилителей УПС, УМ3, УП3, УП5, УП30 и УП200.

4. Обыкновенный и радиовещательный микрофоны. Электрические данные микрофонов (электродвижущая сила, мощность, внутреннее сопротивление и т. д.). Низкоомные и высокоомные телефоны и громкоговорители. Основные магнитные системы репродукторов. Электрические данные (напряжение, сила тока, мощность, сопротивление постоянному и переменному току).

8. Программа по теории проволочных линий (3 лекции по 3 часа)

1. Электрические данные линии. Сопротивление, самоиндукция, емкость и изоляция. Изменение этих величин от частоты. Скин—эффект. Затухание лампы. Абсолютное и километрическое затухание линий. Зависимость затухания линии от частоты.

2. Характеристика (волновое сопротивление) линии. Наивыгоднейшая нагрузка в начале и конце линии. Короткие и длинные линии. Искажения в линиях и борьба с ними. Срезывающие контура.

3. Уменьшение затухания в длинных линиях. Пушинизация. Уменьшение искажений в линии благодаря пуппнизации. Данные железных, бронзовых и кабельных линий. Расчет стоимости линии и выбор материала и диаметра провода.

9. Программа по широковещанию по проводам (3 лекции по 3 часа)

1. Превращение звуковых колебаний в электрические.

а) Широковещание на близкие расстояния. Усилительная станция. Широковещания по городским телефонным проводам. Схемы включения абонента в городскую телефонную линию. Усилительные подстанции. Домовые усилители. Использование для радиовещания сетей постоянного и переменного тока. Передача по низовым телефонным сетям. Связь с трансляционным пунктом.

Объяснения в 10-му циклу.

2. б) Широковещание на дальние расстояния. Недостатки широковещания по эфиру. Дальность действия радиостанции. Надежный прием. Помехи. Преимущества трансляции по проводам. Дальность действия. Промежуточные усилители. Трансляция по междугородним проводам. Схемы включения.

Одновременное использование линии для разговора и широковещания. Передача звуковой и высокой частотой. Схема передачи высокой частоты. Передатчик. Приемник. Фильтры. Мост низкой частоты. Выбор длины волны. Промежуточный усилитель высокой частоты. Трансляция по пригородным цепям. Схемы включения.

Общие понятия о хозяйстве и эксплоатации Связи. Хозяйство и эксплоатация трансляционных установок. Организационные вопросы. Планирование. Расчеты с потребителем. Техническая помощь кооперативным трансляционным узлам. Элементы радиовещания. Подбор программ центральных радиостанций и составление местной программы. Общественная работа вокруг узла и помощь радиолюбителям.

Объяснения ко II циклу.
РАБОТА В ОДР СССР

Организационные формы работы ОДР СССР. Пятилетний план радиофикации и роль ОДР в радиофикации. Организация ячейки ОДР. Ее задачи. Организация коллективного и индивидуального слушания. Организация технической консультации и курсов. Задачи инструктора.

Б. Семинары
1-й семестр

Во время семинаров, помимо детальной проработки наиболее существенной части программы, разбираются отдельные вопросы, связанные с будущей практической работой курсантов, и решаются соответствующие простейшие числовые задали. Ниже приводятся лишь те упражнения, на которые следует обратить особое внимание.

1. Математика (6 зан. по 3 ч.)

Упражнения по применению простейших формул на практических примерах простейших расчетов. Упражнения по применению таблиц. Упражнения по применению графиков.

2. Электротехника (4 зан. по 3 ч.)

Упражнения по применению законов Ома и Кирхгофа. Числовые задачи на применение единиц силы тока, напряжения, мощности, самоиндукции и емкости. Простейшие расчеты, связанные с различными соединениями источников тока, сопротивлений, самоиндукций и емкостей. Упражнения по определению полюсности электромагнитов разных типов. Упражнения по определению направлений тока при явлениях индуктирования токов. Упражнения по применению правила Ленца. Задачи по определению частоты и периода тока. Задачи на определение коэфициента трансформации. Простейшие расчеты величин емкости конденсаторов и самоиндукций катушек. Определение конструктивных данных трансформатора из таблиц и графиков.

3. Радиотехника (2 зан. по 3 часа)

Простейшие расчеты по формуле Томсона. Упражнения по определению из формул λ, Т, L и С. Расчет собственной длины волны приемной антенны. Определение конструктивных данных катушек из графиков.

4. Электронная лампа (2 занят, по 3 часа)

Изучение разных типов характеристик. Упражнения по определению параметров ламп и назначения ламп из соответствующих характеристик. Упражнения по определению наивыгоднейшего режима для лампы.

5. Ламповые схемы (2 занят, по 3 ч.)

Читка и анализ схем. Определение неправильностей и ошибок в искаженных схемах. Составление схем по определенным заданиям. Подбор деталей (числовых зпачений) для схем.

6. Промышленная ламповая аппаратура (2 зан. по 3 ч.)

Выбор аппаратуры по различным заданиям с учетом обслуживаемой аудитории, различных условий работы установки и ее экономичности. Разбор преимуществ и недочетов разных типов аппаратуры.

7. Трансляционные узлы и сети (6 зан. по 3 ч.)

Изучение характеристики и режима ламп, применяемых на трансляционных узлах. Изучение всех особенностей усилителей и линий, которые могут привести к плохой работе узла. Изучение мер борьбы с недочетами.

2-й семестр

1. Математика (5 занятий по 3 часа)

Решение простейших задач на уравнения. Решение простейших задач с применением логарифмов. Упражнения с логарифмической линейкой и логарифмической бумагой. Решение простейших задач с применением тригонометрических функций. Решение задач по определению площадей разных фигур на плоскости. Решение задач по определению объемов разных тел.

2. Графика (3 зан. по 3 ч.)

Упражнения по черчению разных фигур. Упражнения по черчению схем. Упражнения по чтению монтажных схем.

3. Электротехника (6 занят. по 3 ч.)

Числовые задачи на расчет индуктивного, емкостного и полного сопротивления. Задачи на расчет силы тока и напряжения в цепях переменного тока. Задачи на графическое определение напряжений, сил тока и сопротивлений в цепях переменного тока. Простейшие расчеты трансформатора и дросселя. Задачи с трехфазным током.

4. Радиотехника (3 занят. по 3 часа).

Задачи на определение декремента. Расчет рамки. Простейшие расчеты данных, характеризующих антенну. Задачи на расчет перекрытия.

5. Ламповые приемники и передатчики (6 зан. по 3 ч.)

Простейший расчет усилителя низкой частоты на сопротивлениях и трансформаторах.

6. Трансляционные узлы (2 занят. по 3 часа)

Поверочные расчеты разных типов мощных усилителей. Ориентировочные расчеты для проектирования узлов средней мощности.

7. Теория проволочных линий (2 зан. по 3 часа)

Экономические и простейшие электрические расчеты, связанные с проектированием линий.

8. Широковещание по проводам (2 зан. по 3 ч.)

Разбор типовых схем широковещательных установок по проводам. Простейшие расчеты фильтров.

В. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1-й семестр

Работа в мастерской (24 часа)
Цикл А.

1) Обработка металла.

2) Обработка эбонита и дерева.

3) Электротехнический монтаж.

4) Пайка и элементы линейной работы.

Цикл Б.

1) Изготовление катушек самоиндукции.

2) Изготовление деталей приемников.

3) Изготовление деталей приемников.

4) Радиотехнический монтаж.

Работа в лабораториях (84 часа)

I-й цикл (4 задачи по 3 часа).

1) Изучение основных законов электричества и магнетизма.

2) Изучение законов Ома и Кирхгофа.

3) Работа с амперметром: градуировка и подбор шунта.

4) Работа с вольтметром: градуировка и подбор добавочного сопротивления.

II цикл (4 задачи по 3 часа).

5) Работа с переменным током: явления резонанса R, L и С в цепи переменного тока.

6) Работа с мостиком Уитстона: измерения R, L и С.

7) Измерение больших сопротивлений и работа с волномером.

8) Детекторная промышленная аппаратура.

III цикл (4 задачи по 3 часа).

9) Определение характеристик электронной лампы.

10) Работа с усилителем низкой частоты на трансформаторах.

11) Работа с усилителем низкой частоты на сопротивлениях.

12) Работа с регенеративным приемником.

IV цикл (4 задачи по 3 часа).

13) Работа c приемником ПЛ2 и усилителем УН2.

14) Работа с приемником БЧ и БТ.

15) Работа с приемниками БЧН, БЧЗ и усилителем УМ4.

16) Работа с репродукторами.

17) Работа с усилителем УПС.

18) Работа с усилителем УМ3.

19) Работа с усилителем УП5.

20) Работа с аккумуляторами: чистка, и зарядка.

2-й семестр

V цикл (4 задачи по 6 часов).

17) Работа с усилителем УПС.

18) Работа с усилителем УМ3.

19) Работа с усилителем УП5.

20) Работа с аккумуляторами: чистка в зарядка.

VI цикл (1 задача — 112 часов.)

21) Работа с усилителями УП3 и УП30.

VII цикл (4 задачи по 3 часа).

22) Испытание кристаллического детектора.

23) Измерение емкости мостиком Зейбта и мостиком Соти.

24) Градуировка вариометра и измерение коэфициента взаимоиндукции.

25) Определение собственных λ, С, L и R антенны.

VIII цикл (4 задачи по 3 часа).

26) Исследование направленного действия рамки.

27) Исследование кенотронной установки.

28) Определение степени вакуума.

29) Работа с гетеродином.

IX цикл (4 задачи по 3 часа).

30) Работа с ламповым вольтметром.

31) Работа с репродуктором.

32) Исследование трансформатора низк. частоты.

33) Исследование конденсатора и катушки.

X цикл (4 задачи по 3 часа).

34) Работа c коротковолновым передатчиком.

35) Работа с коротковолновым передатчиком.

36) Работа с коротковолновой антенной.

37) Работа с коротковолновым приемником.

XI цикл (4 задачи по 3 часа).

38) Трансляционный узел — 12 часов.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

1. Работа на трансляционном узле

Изучить:

1. Приемное устройство узла, предварительное и мощное усиление и распределительное устройство для питания линий. Дать описание, принципиальную и монтажную схемы.

2. Способ питания установки. (Сделать описание и дать схему.) Зарядное устройство аккумуляторов: выпрямители, умформеры. Распределительная доска для заряда. Коммутация тока при переводе аккумуляторов на разряд. Практическое проведение зарядки аккумуляторов и уход за ними.

3. Студия. Оборудование ее, микрофон, работу с микрофоном, расположение дикторов, певцов и исполнителей разных номеров. Подводящие провода микрофона. Передачу c граммофона посредством адаптера и через микрофон. Сделать описание, принципиальную и монтажную схемы.

4. Взаимное расположение помещений узла и электрическую связь между ними. (Дать схему с пояснениями.)

5. Предохранительные меры для защиты узла от токов высокого и низкого напряжения.

2. Работа на трансляционных линиях

1. Проделать самостоятельно установку столбов, ввинчивание крючьев в столбы, навертывание изоляторов на крючья, натяжку проводов, крепление провода на изоляторах, сростки и спайки проводов. Отводы от магистралей к абонентам. Получить письменный отзыв о работе от руководителя работ, где должно быть указано что именно проделано и как выполнено.

2. Оборудовать абонентский пункт: самостоятельно сделать ввод в помещение, установить конденсаторные ограничители, сделать внутреннюю проводку с установкой розетки, включение радиоточек: непосредственные отводы параллельно главным магистральным проводам или через трансформатор. В последнем случае указать тип трансформатора и нагрузку его. Дать монтажную схему проделанной работы до штепсельной розетки и письменный отзыв руководителя работ.

3. Ознакомиться практически с репродукторами и радиотелефонами, регулировкой их и простейшим ремонтом.

4. Ознакомиться с общим характером всех трансляционных линий узла, установкой линейных предохранительных устройств и с установкой контрольных пунктов. Дать полную схему и составить описание.

5. Указать достоинства и недостатки применения производимых схем и самих работ и способ устранения замеченных недостатков.

6. Методы борьбы с незаконным включением в линию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

которая может быть рекомендована слушателям курсов для радиомонтеров трансляционных узлов при прохождении курса и слушателям курсов для радиотехников II разряда (на 1 семестр).

По математике:

Б. Малиновский — Математика радиолюбителя, изд. МОСПС «Труд и книга», Москва, 1930 г. Цена 35 коп.

По электротехнике:

Г. А. Гартман — «Основные сведения по электротехнике, необходимые радиолюбителю». Изд. Гостехиздата, Москва, 1925 г. Цена 65 коп.

По источникам тока:

1) М. А. Боголепов — Источники питания для деревенских радиоузлов. Изд. НКПТ, 1929 г., Москва. Цена 40 коп.

2) М. А. Боголепов — Практическое руководство по изготовлению сухих и наливных батарей для ламповых радиоаппаратов. Изд. Гиз, 1929 г. Москва. Цена 55 коп.

3) М. А. Боголепов — Аккумулятор. Москва, 1926 г. Изд. «Новости Радио».

По радиотехнике:

1) И. X. Невяжский — Приемные детекторные радиоустановки. Заочный курс. Изд. КУЗО НКПТ (Москва, Гороховская, 16)

2) А. Н. Попов — Основания радиотехники в доступном изложении. Изд. Гостехиздата. Москва. 1925 г. Цена 65 жоп.

3) Е. Красовский — Детекторные приемники. Изд. Связь и ОДР, ч. I и II. Цена 1 руб.

По электронной лампе:

1) А. С. Беркман — Приемные ламповые радиоустановки. Заочный курс. Изд. КУЗО НКПТ (Москва, Гороховская, 16).

2) П. Н. Беликов — Основы электронной теории и катодная лампа. Изд. Связь и ОДР, Москва, 1925 г. Цена 20 коп.

По ламповым схемам:

1) А. С. Беркман — Приемные ламповые радиоустановки. Заочный курс. Изд. КУЗО НКПТ (Москва, Гороховская, 16)

2) Н. Изюмов и М. Нюренберг — Ламповый прием. Изд. ОДР и Гиз, Москва, 1929 г. Цена 55 коп.

По промышленной аппаратуре:

Н. Н. Крылов — Руководство по радиоприему. Изд. НКПТ, Москва, 1929 г. Цена 50 коп.

По трансляционным узлам:

1) И. Спижевский — Как устроить деревенский трансляционный узел на 100 и 300 дворов. Изд. НКПТ. Москва. 1929 г. Цена 10 коп.

2) И. П. Спижевский — Устройство трансляционных сетей для деревенских трансляционных узлов. Изд. НКПТ. Москва. 1929 г. Цена 10 коп.

1) А. С. Беркман и И. Г. Дрейзен — Радиолаборатория в школе, кружке и на дому. Гостехиздат, Москва, 1928 г. Цена 2 р. 75 в.

2) Турлыгин С. Я. и Строгонова — Справочник радиолюбителя. Изд. Гостехиздат, Москва, 1925 г. Цена 1 руб.

3) Беркман А. С. — Ошибки и недочеты в радиопрактике и их исправление. Изд. Гостехиздата. Москва. 1925 г. Цена 65 коп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

которая может быть рекомендована слушателям курсов для радиотехников II разряда (на 2-м семестре).

По математике:

Б. Малиновский — Математика радиолюбителя. Изд. МОСПС «Труд и книга», Москва, 1930 г. Цена 35 коп.

По электротехнике:

В. А. Александров — Основной курс электротехники, разработанный на задачах и примерах. Изд. Гиза 1930 г. Москва. В 2-х томах. Цена 4 р. 35 к.

По радиотехнике:

Хайкин З. — Физические основы радиотехники. Изд. Гостехиздат. Москва. 1925 г. Цена 80 коп.

А. Н. Мазнин. — Мачты, наружные и комнатные антенны. Изд. Связь, Москва, 1926 г. Цена 65 коп.