РАДИОФРОНТ, №21, 1930 год. ИГРА НА АРФЕ ИЛИ БУЛЫЖНИК «ДРУГА»

"Радиофронт", №21, июль, 1930 год, стр. 490-492

ИГРА НА АРФЕ ИЛИ БУЛЫЖНИК «ДРУГА»

Двадцать первого июля произошли одновременно два случая. Первый — состоялось организационное собрание АРРФ или, как многие называли попросту, «Арфы», создаваемой членом президиума ОДР т. Смирновым. Второй случай — того же 21 июля вышел очередной номер журнала, «Радиослушатель», в котором напечатана была статья того же т. Смирнова.: «Нужна коренная перестройка работы ОДР»...

И в одном и в другом случае говорилось об общественности — радиообщественности. И один и другой случай происходили в сопровождении словесных мелодий творцов «Арфы». «... Очередной важнейшей проблемой, в которую мы упираемся, является создание вокруг радио живой массовой общественной организации...» «Массовой общественной оргнизацией может являться только ОДР...» «Нужна массовая организация радиослушателей ОДР...» («Радиослушатель» № 20.)

И еще раз, и еще раз все те же слова, те же мелодии. И в тот же день, но в другом месте — на АРРФе создавалась, в противовес ОДР, другая организация, называемая полным именем «Ассоциация работников революционного радиофронта», — ассоциация, в которую призывались входить все категории работников, имеющих прикосновение к радио, включительно до инженерно-технических кадров и актива радиолюбителей, ряды которых должны были разбиться между двумя организациями.

Так, очевидно, понимал «коренную перестройку работы ОДР» автор статьи т. Смирнов. И во всяком случае так он начал проводить ее, прихватив для «друга», в целях его «перестройки», подсунутый чьей-то услужливой рукой булыжник. Этот булыжник должен был политически угробить ОДР, изобразив его перед всей советской общественностью как организацию, состоящую из кулаков, попов, торговцев.

Вот что написано в статье т. Смирнова, вышедшей в примечательный день 21 июля: «Статистические данные о зарегистрированных приемниках, относящихся к тому периоду (два года, назад), говорят о неблагоприятном классовом составе владельцев радиоприемников, особенно в деревне (75% владельцев являлись торговцами, кулаками, попами и пр.). Кого же в таком случае обслуживало ОДР? Чья же это 6ыла организация...».

Уж не приходится говорить о том, что члену президиума ОДР должен быть знаком устав общества, который не давал возможности включения в члены ОДР социально чуждых людей. Но откуда взяты такие «статистические» данные по радиоприемникам, принадлежащим хотя бы и не членам ОДР? Ни в какой статистике таких данных нет. Они подсунуты, как видно, т. Смирнову каким-либо творцом радиофальшивок, как «материал» для политической дискредитации общества, для разрушения, а не перестройки организации.

Ничтожен был процент приемников на селе, достигая лишь 2% на 1 января 1929 года. Много из них было у попов и кулаков, хотя это никакой статистикой не отражено. Но вот не по статистической фальшивке, а по статистике НКПТ к концу 1928 г. социальный состав владельцев радиоустановок включал 30% рабочих, 42% служащих, 2,9% крестьян и 22% «прочих» (в том числе учащихся, Красной армии), т. е. 72% радиоустановок находилось в руках рабочих и служащих. И этот же процент есть и на вторую половину 1930 года.

Мал все же процент рабочих, как имеющих радиоприемники, так и состоящих членами общества. Нужно решительно добиваться увеличения рабочей части общества. Но кто мог бы отсюда вывести заключение о 75% кулаков и других чуждых элементов? Только тот, кто во что бы то ни стало хочет опорочить основу каждого общества — его классовый состав.

Тут уже кстати перо т. Смирнова резво прошлось и по названию общества как существующему, так и выдвигаемому на замену. Дело, конечно, не в названии — его легче всего менять, а в характере выступления в статье, в желании представить общество как собрание «обожателей», как «платоническое и вегетарианское общество содействия радиофикации и радиовещанию»... Почему сложившиеся формы и названия, анаалогичные ОДР в других обществах, не вызывают прямого нападения на них в «Радиослушателе»? ОСО — тоже «вегетарианство»?.. Но объявить об этом не решилась даже редакция «Радиослушателя» и ее редактор — автор статьи о «коренной перестройке ОДР». АРРФ дает тон другим инструментам — в отношении ОДР все дозволено.

Ряд моментов в статье о вялости работы ОДР, о ее неполадках — моментов критических, можно только усилить критикой, сделав ее жесткой, четкой, беспощадной к недостаткам. Но эти моменты критики не сопровождены основным — действительным желанием помочь обществу выправить работу, действительной болью за его неудачи, подъемом энтузиазма в той общественной организации, которой еще предстоит сделать много для радиофикации СССР, для вовлечения добровольных кадров в огромную работу на периферии районов и промышленных центров.

О недостатках можно и нужно сказать гораздо больше, и это сделают с резкостъю, но вместе с тем и прямотой, вызванные с мест на расширенный президиум ЦС ОДР делегаты.

Но нельзя не коснуться еще одного из моментов — усиленного желания обвинить ОДР и его руководство в неправильной линии к плановой радиофикации. Что говорится в статье т. Смирнова?.. «Руководители ОДР выступали против проволочной радиофикации... идея плановой радиофикации и ее первые шаги крепли в борьбе против качаний секретариата ЦС ОДР»...

ОДР был застрельщиком борьбы за план, проводя систематическую кампанию против авантюризма и хаоса, бывших в «Радиопередаче». ОДР и его руководящие работники решительно стоят за выполнение намеченного и утвержденного плана радиофикации во всех его частях, так как, кроме намеченных планом девяти с половиной миллионов трансляционных точек, должно быть установлено четыре с половиной миллиона ламповых и детекторных приемников. А об этом обычно забывают. Эта часть плана остается беспризорной, в том числе и в области коротковолновых приемников. ОДР был против того, чтобы уткнуться только в одну проволоку, игнорируя в радиофикации радиоспособы, намеченные планом. И такая линия должна проводиться и дальше, линия за план, а не за отдельные элементы плана, линия за усиление радио, а не против радио, как это вольно или невольно получается в практике многих радиоработников, так как только усиление, а не уменьшение элементов радио может облегчить и ускорить выволнение плана радиофикации на колоссальной территории нашей страны.

И еще одно замечание, характеризующее принципиальные установки «АРРФистов» — установки, могущие привести к отрыву радиотехнической 6азы от основных организаций рабочего класса. В той же статье говорится: «Кто будет руководить десятками тысяч газет? Партия непосредственно руководить радиогазетами не может. Здесь нужна массовая общественная организация активистов рабочих и передовых колхозников радиослушателей — членов ОДР»...

Партия руководит печатными газетами и не может передать этого руководства другим коллективам. Газеты по радио являются теми же газетами, лишь в технике издания имеющими отличие от печатных. Они должны быть под непосредственным руководством партии, ее органов. Рабочий актив, колхозники, «радиослушатели» помогают партии, но не подменяют ее руководство.

Теория выделения работы через радио по всем разделам политического воспитания, культуры, искусства, составляет основу созданного АРРФ. По существу эта линия ведет к отрыву радио от партии и других организаций рабочего класса. И тем более понятно, для чего понадобилось одновременно с организацией АРРФ и выпуском громкоговорящих манифестов от его имени на страницах «Радиослушателя» повести борьбу против ОДР под флагом «расширения» его функций, пользуясь при этом всеми способами дискредитации политической линии руководства ОДР, прибегая для этого и к цифрам, и к освещению фактов, не для того, чтобы выправить недочеты, а чтобы похоронить ОДР под мелодичные звуки «Аррфы».

Работа ОДР требует суровой, жесткой, но прямой критики. Огромные задачи по радиофикации СССР вызывают необходимость перестройки методов работы ОДР, расширения его кадров, орабочения рядов. Но ни в коем случае не ликвидации, не подрыва массовой работы, особенно в то время, когда развертывание районов требует немедленного взрыва энтузиазма добровольцев и профессионалов в области радио, чтобы помочь социалистической стройке на местах.

Созываемый расширенный, с участием представителей всех республиканских и областных организаций, президиум ОДР должен дать, вместе с глубокой критикой работы центральной организации и опытом работы на местах, решительный подъем инициативы, энергии, разоблачая вместе с тем попытки фактической ликвидации ОДР, попытки разложения, путем создания параллельных организаций, какими бы хорошими словами все это ни прикрывалось.

А Любович


КО ВСЕМ ЯЧЕЙКАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ ОБЩЕСТВА ДРУЗЕЙ РАДИО СССР

Уважаемые товарищи!

В № 20 газеты «Радио в деревне» президиум ОДР СССР опубликовал обращение ко всем ячейкам и организациям ОДР СССР об организации массового социалистического соревнования ячеек ОДР на лучшее проведение радиофикации и радиообслуживания в дни октябрьских торжеств предстоящей 13-й годовщины Октября.

1. Каждая ячейка ОДР должна показать свою способность обеспечить к дням октябрьских торжеств наилучшую радиофикацию и радиообслуживание участка своей работы: своего завода, фабрики, воинской части, школы, больницы, своего предприятия, организации, клуба, избы-читальни и т. д. как в городе, так и в деревне.

2. В целях организационного охвата этой работой всех без исключения ячеек ОДР назначается на 7 сентября Всесоюзное заседание всех ячеек ОДР СССР.

3. 7 сентября 1930 года, точно в 6 часов вечера, по местному времени, каждая ячейка ОДР должна организовать и провести при любом числе собравшихся членов свое заседание по вопросу об организации социалистического соревнования ячеек ОДР СССР по наилучшим радиообслуживанию и радиофикации в дни октябрьских торжеств участка своей работы.

4. Заседание провпдится не по радио, а в обычном порядке очередного заседания ячейки ОДР.

5. В протоколе засеания обязательно перечисляются поименно все присутствующие и отсутствующие (отдельно) члены ячейки ОДР, а также отдельно приглашенные. Заседание считается состоявшимся при всяком числе собравшихся.

6. В течение 24 часов после заседания, т. е. не позже 10 сентября 1930 года, копия протокола заседания должна быть направлена заказным пакетом непосредственно в адрес Центрального совета ОДР СССР (Москва, Варварка, Ипатьевский пер., 14, ОДР СССР).

7. В процессе работы по организации и проведению социалистического соревнования ячеек ОДР СССР по наилучшим радиообслуживанию и радиофикации в дни октябрьских торжеств участков своей работы свяжитесь с ячейками других добровольных обществ: Осоавиахима, ОДСК, Автодор и другие, однако заседание ячейки ОДР 7 сентября с. г. в 6 часов вечера по местному времени, равно как и заседание 9 ноября, о котором упоминается ниже, ячейки ОДР проводят отдельно.

8. 9 ноября 1930 года, точно в 6 часов вечера, по местному времени, проводится второе Всесоюзное заседание ячеек ОДР по вопросу об итогах работы ячейки по радиообслуживанию и радиофикации к дням октябрьских торжеств.

9. Порядок проведения заседания и отсылка протокола на адрес ЦС ОДР проводится в том же виде, как и при проведении заседания 7 сентября, не позже 12 ноября копия протокола должна быть выслана заказным пакетом в адрес ЦС ОДР СССР.

10. За лучшую организацию собрания 7 сентября, а также за лучшее осуществление заданий к 13-й годовщине Октября, ячейкам ОДР будут присуждены премии: районным, областным, краевым и республиканским организациям будут выданы грамоты и переходящие награды.

11. ЦС ОДР СССР предлагает ячейкам ОДР немедленно приступить и точно выполнить в указанные сроки полученное им задание, имеющее большое политическое и культурное значение.

12. Районным, областным, краевым и республиканским организациям, под ответственность их руководящего состава, предлагается проследить за организацией и проведением социалистического соревнования ячеек ОДР и широко оповестить о нем путем объявлений в местной печати и через местные радиовещательные станции.

Заместитель председателя ЦС ОДР СССР
Лариков

Генеральный секретарь
Курашев


ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ И РАДИО

Наша страна переживает процесс бурного развития гигантских темпов во всех областях социалистического строительства.

Успехи наши очевидны. Эти успехи иллюстрируются новыми гигантскими фабриками, заводами, шахтами, совхозами, колхозами. Энтузиазм широких масс рабочего класса преодолевает все трудности, все препятствия на пути строительства социализма.

Наши трудности в отличие от трудностей, переживаемых капиталистическим миром, — это трудности роста, победоносного движения вперед.

В числе таких трудностей — острый недостаток в кадрах.

Нам, стране победоносного социалистического строительства, нужны кадры строителей для всех областей народного хозяйства. Нужны квалифицированные рабочие, нужны техники, инженеры, агрономы, врачи, нужны организаторы и строители для всех без исключения отраслей строительства.

Разрешала ли до сих пор наша школа эту задачу?

Основное звено нашей школьной системы — школа 7-летка — до сих пор эту задачу не разрешало. Школа была оторвана от производства, она не давала детям никаких производственно-технических знаний, никаких производственных навыков. Школа 7-летка давала известный минимум теоретических знаний, не увязывая эти знания с производством. Оканчивающий нашу 7-летку подросток выходил из нее без всякой специальности, без каких бы то ни было специальных знаний, без производственных навыков.

Таким образом, мкжду основным звеном нашей школьной системы — 7-леткой и производством существовал огромный прорыв.

Политехнизация школы должна ликвидировать этот прорыв. Политехнизация должна связать школу с производством. Политехнизация должна превратить школу в поставщика производственно-технически подготовленных и коммунистически воспитанных кадров для всех отраслей промышленности.

Эта задача должна быть разрешена «через включение школы в хозяйственный и производственный план каждого данного предприятия» (из доклада тов. Шохина на Политехническом съезде).

Нет нужды доказывать, что радио, приобретающее с каждым днем все большее и большее значение как средство связи, получающее применение в ряде важнейших отраслей промышленности, как орудие научных исследований, имеющее, наконец, огромное значение как средство военной связи, должно в новой политехнической школе занять достаточное место. При решении этого вопроса необходимо учесть те гигантские перспективы, которые освещает нам развитие радиотехники уже в ближайшие годы и которые имеют огромнейшее значение буквально для всех без исключения отраслей народного хозяйства (передача изображений, радиокино, радио в медицине и т. д., и т. д).

Вопросы применения радио в самой школе, могущего дать многое и в отношении использования имеющихся квалифицированных кадров педагогов и в отношении расширения целевой аудитории — у нас совершенно еще не разработаны. Необходимо при разработке всех вопросов практического проведения в жизнь политехнизации школы учесть вопрос о роли радио в школе как в отношении постановки преподавания радиознаний, так и и отношении использования радио для преподавания (передача части теоретических занятий и инструктажа из центра имеющего в своем распоряжении радиовещательные станции и квалифицированную педагогическую силу).

Политехнизация школы на своем пути встречает ряд затруднений. Из них, пожалуй, основное — необходимость соответствующей подготовки и переподготовки имеющихся педагогических кадров.

Радиовещание — десятки наших радиовещательных станций могут сыграть исключительно большую роль в деле скорейшего осуществления задачи политехнизации школы.

По радио необходимо немедленно создать курсы подготовки и переподготовки учителей.

По радио необходимо организовать широкую популяризацию работ и решений Политехнического съезда.

Надо добиться, чтобы широкие массы учительства имели возможность слушать передачи. Для этого необходимо немедленно произвести анкетное обследование учителей, чтобы выяснить количество имеющихся радиоустановок. НКП и ЦК Рабпрос должны договориться с Центросоюзом о кредитовании учителей радиоустановками. Это безусловно важная и необходимая задача.

Радиофикация школы проходит у нас безобразно медленными темпами Наркомпрос должен уделить этой работе достаточно внимания и средств. Не должно быть ни одной школы без громкоговорящей радиоприемной установки. Надо радиофикацию школ сейчас проводить не только под углом зрения создания для учащихся культурного развлечения и отдыха во время перерыва (эта задача, разумеется, остается как одна из важнейших задач радиовещания), но и под углом зрения возможности использования радио для приема учебных передач с центральных или местных станций.

Слабое внедрение радио в школу в значительной мере объясняется также и тем, что к вопросам радио в школе не было привлечено достаточное внимание общественности. Между тем роль радиолюбительства до сих пор была исключительной. Проникновение радиознаний в массу школьников шло исключительно по линии самодеятельной работы в кружках и ячейках ОДР. Более того, в ряде мест организации ОДР форсировали перед местными руководящими организациями вопрос о введении радиопреподавания в школе. В дальдейшем, независимо от тех мероприятий, которые будут проводиться Наркомпросом, должно быть обеспечено в политехнической школе развитие самодеятельности учащихся вокруг радио, которое не только агитирует и организует, но и содействует выработке в учащихся трудовых, производственно-техтнических навыков.

Вовлечение учителей в работу по радиофикации и внедрение радио в школу даст наибольшие результаты в том случае, если к этой работе будет привлечено внимание и инициатива местных организаций и ячеек ОДР.

Необходимо учитывать, что в организациях ОДР за годы его существования накопился большой опыт не только общественной, но и технической работы по радио. Поэтому при разработке всех проблем, касающихся внедрения радио в политехническую школу, должно быть обеспечено участие в этой разработке организаций и ячеек ОДР.

Ячейки ОДР в свою очередь должны немедленно приступить к популяризации политехнизма, они должны мобилизовать свой актив для участия в работе политехнизации школы, они должны добиваться, чтобы вопросам радио в политехнической школе было уделено достаточное внимание.

Л. Окшевский