РАДИОФРОНТ, №25, 1930 год. ПЕРЕДАЧА ИЗОБРАЖЕНИЙ НА РАДИОВЫСТАВКЕ

"Радиофронт", №25, сентябрь, 1930 год, стр. 555-556

ПЕРЕДАЧА ИЗОБРАЖЕНИЙ НА РАДИОВЫСТАВКЕ

В начале мая (с 5 по 9) состоялась радиовыставка в г. Свердловске, приуроченная к Областному съезду ОДР; в фойе зала съезда расположились стенды Госшвеймашины и Церабкопа с типичной приемной радиовещательной аппаратурой (приемниками, громкоговорителями, лампами, выпрямителями и пр. деталями); далее Управление связи демонстрировало типичные детали профессиональной аппаратуры — передающей и приемной (коллекция передающих ламп, трансляционных усилителей, многоламповых приемников, передвижек и пр.); коротковолновая секция ОДР демонстрировала два передатчика на 100 ватт и несколько приемников; любители выставили группу самодельных приемников; отдельно имелся киоск Госиздата с технической литературой.

«Гвоздем» выставки несомненно был станд, оборудованный ОДР Свердловской телефонной станции, где был собран целый ряд деталей и образцов, иллюстрирующих текущее состояние вопроса с передачей изображений по радио.

В связи с оборудованием Свердловской установки передачи изображений на телефонной станции член местной ячейки ОДР, т. Александрова, изготовила для выставки наглядную модель, пояснявшую идею работы передающих и приемных устройств; на рис. 1 в небольшой затемненной камере показано «фокусирование» (собирание пучка света от источника света) ; само фокусирование производилось линзой L. По пути лучей за линзой L ставился небольшой черный экран I с кольцевым отверстием.

Рис. 1

Важно было дать понять обозревателю принцип действия «рефлектированного» света, того метода, который при современном состоянии передачи изображений имеет преобладающее значение. При этом действие самой модели, вернее, — пучка света, обнаруживалось в том, что в конце его, т. е. в К, поочереди помещались либо белый (отражающий) экран, либо черный (поглощающий); в первом случае отраженные лучи возвращались на заднюю поверхность первого экрана (с кольцевым окошком), во-втором — никаких лучей на эту поверхность не попадало, и она оставалась затемненной.

Во время демонстрирования зрителям объяснялось, что эта (задняя) поверхность олицетворяла ту светочувствительную поверхность, где при обычной передаче изображений свет переходит в электрический ток, т. е. светочувствительную поверхность фотоэлемента; и вместе с тем, что весь процесс «передачи» изображения сводится к его постепенному «ощупыванию» тончайшим световым пучком (острием), обегающим его всего по различным витиеватым линиям, и сопровождающимся посылкой тока в линию в те моменты, когда свет попадает на белые места изображения.

Мигание света на задней (белой) поверхности экрана получалось вполне явственное.

Переходя к процессам «приема» изображений, которые тоже иллюстрировались на выставке, заметим следующее:

Как известно, в преобладающей массе различных совершенных (профессиональных) аппаратов прием (запись) изображения производится на светочувствительной бумаге или пленке; имеется местный источник света, у которого возможно большее количество света «собирается» в острый пучок, причем по пути этот пучок подвергается электрической обработке. Самое световое острие обегает на приеме пленку по такому же пути, по какому свет передачи обегает изображение на передаче.

Рис. 2

Электрическая обработка света в различных системах аппаратов довольно существенно отличается; у аппаратов, устанавливаемых у нас в Союзе, используется так называемый «эффект Керра», который иллюстрировался на модели т. Александровой следующим образом: за линзой L1 по пути лучей света ставился экран с узкой щелью (рис. 2), срезавшей на всем пучке света узенькую полоску, которая проходила за 1-й экран; по пути стоял еще и второй экран II, тоже имевший узкую длинную щель II, и если эта щель (щель II) параллельна первой, то весь свет проходил за II экран, и линза L2 собирала этот свет в «точку» (рис. 3). Очевидно, что на заднем экране, при перпендикулярном расположении щелей, за второй экран проникал очень небольшой пучок центральных лучей, общих середине щелей I и II экрана.

Рис. 3

Обе щели, между прочим, олицетворяли так называемые «Николи», поляризующие свет: 1 — так называемый «Николь-поляризатор» и 2 «Николь-анализатор»; сама идея «электрической обработки луча» между обеими щелями — николями, — идея работы так называемого «Керр-конденсатора» объяснялась на словах: «Благодаря особым свойствам диэлектрика между обкладками керр-конденсатора, который в устройстве бильд-аппаратов помещается между обеими николями, по пути световых лучей, плоский луч после первого экрана претерпевает своеобразное кручение, которое тем больше, чем больше напряжение на обкладках конденсатора».

При напряжениях в несколько тысяч вольт луч поворачиваетоя на 90° и проходит щель II, поэтому получается совершенно автоматическое прохождение яркого пучка («точки») света в том случае, когда приемный сигнал (через усилитель) действует на керр-конденсатор.

Самый левый экран олицетворял собой светочувствительную приемную бумагу; изменения яркости световой «точки» при повороте экрана со щелью II получались вполне наглядно.

На фото (рис. 4) т. Александрова у своей наглядной модели бильд-ашаратов.

Рис. 4

Помимо модели были выставлены некоторые специальные детали «бильд-аппаратов», как например, фотоэлемент (кольцевого типа), керр-конденсатор, шайба — перфоратор света, различные употребительные лампы, бареттеры и проч.

В двух специальных больших витринах были собраны самые различные образцы передач изображений по радио; вообще тут были показаны результаты работы на длинных и на коротких волнах как на линии Москва — Свердловск, так и Москва — Берлин, а также и по проводам Москва — Ленинград и, наконец, и любительские передачи (ВЭО, Наркомпочтеля, Фультон и проч.). Целый ряд образцов иллюстрировал различные искажения, которые встречаются при передачах как при неисправном действии аппаратов, так и от атмосферных влияний.

К.