РАДИОФРОНТ, №26-27, 1930 год. Радиофикация поездов

"Радиофронт", №26-27, сентябрь, 1930 год, стр. 585-586

Е. Тиханов

Радиофикация поездов

В вопросе радиофикации поездов мы весьма и весьма отстали по сравнению с теми успехами, которые достигнуты нами в других областях радиофикации. Не желая обвинять какие-либо организации в отсутствии внимания к этому вопросу, автор тем не менее с сожалением должен констатировать, что если какие-либо работы в этом направлении и ведутся, то ведутся они крайне медленно и никоим образом темпами своими общественность удовлетворить не могут.

Имея некоторый опыт по радиофикации поездов, автор считает нужным поделиться своим опытом, в надежде, что заинтересованные в этом вопросе лица и организации, учитывая эти результаты, будут иметь возможность выполнять установки более технически совершенно, чем это делалось до сих пор.

Прежде всего следует решить вопрос, на что будет делаться упор в поездной трансляционной станции — на «местное вещание» или на трансляции извне. Самым целесообразным решением будет золотая середина: 50% граммофонной музыки, 50% «эфира». Для оборудования местного «консервированного» концерта необходимы хорошие граммофонные пластинки. Пластинки Музтреста с электрической записью вполне удовлетворительны по своим качествам. Прекрасная запись, не отличающаяся от «Пате», аккуратная выделка — таковы качества этих пластинок. Лишь механически они недостаточно прочны, но при тщательном обращении этот их недостаток редко сказывается. Следует лишь для каждой пластинки менять иголки и аккуратно опускать адаптер на вертящуюся уже пластинку; этим сохраняется начало пластинки, которое всегда сильно страдает от иголок и тяжелого адаптера (включать адаптер на передачу следует по достижении полных оборотов пластинки). Труднее всего получить хороший электрический адаптер. ВЭО пока в продажу адаптеров не выпустило и неизвестно, когда выпустит. Заграничные адаптеры достать почти невозможно, самодельные же адаптеры работают в большинстве случаев не очень хорошо. Но смущаться этим не следует; своими руками можно сделать прекрасный адаптер, мало уступающий заграничному. Конструкции самодельных адаптеров уже описывались в «Р. В.».

Микрофон можно взять любой, от ММЗ до обычного телефонного; следует лишь подобрать необходимое рабочее напряжение и выгодные условия работы.

Трансляционный усилитель может быть взят любого типа, следует лишь выбрать схему, требующую минимума батарей и дающую достаточную мощность для нагрузки 40—50 репродукторов (т. е. мощность на выходе порядка 3 ватт). Очень подходит для этой цели усилитель УМЗ ТЗСТ, прочная конструкция которого обеспечивает надежную работу.

Из приемников хорошо показал себя в работе в поезде приемник БЧН; при надлежащей амортизации и подборе ламп этот приемник и в движущемся поезде работает вполне удовлетворительно.

Выход на линию можно делать и дроссельный и трансформаторный; надежнее второй, так как линия в этом случае не имеет соединения с высоким напряжением, что всегда предпочтительнее. Следует лишь трансформатор брать должной мощности и обмотки его секционировать.

Рис. 1.

Линия — из любого провода достаточного сечения и хорошо изолированного (гуппер). И, наконец, репродукторы пригодны тоже любого типа, но дающие достаточную громкость, имеющие приличную частотную кривую и не требующие постоянного наблюдения за собой. Этим условиям удовлетворяют все разновидности «Рекорда» Р—1, Р—4, «Пионер».

Ниже я описываю в деталях установку, прекрасно работавшую почти 16 часов в сутки в продолжение 5 дней в радиофицированном поезде ОПТ, первом по-настоящему радиофицированном железнодорожном составе (12 вагонов).

Для установки узла хорошо использовать отдельное купэ в вагоне, находящемся в середине состава (последнее условие необходимо). Если найти вагон с изолированным купэ не удастся, то можно расположиться и в обычном отделении. На двух полках (рис. 1) устанавливаются приемник и усилитель, справа от усилителя стоит распределительное устройство. Устанавливать как приемник, так и усилитель следует на мягких губках, так как плохая амортизация будет сильно мешать работе узла. Еще лучше, подвешивать приборы на резине, но это более сложно. Между стенкой усилителя и вагона располагается микрофонная батарея. В качестве такой батареи следует брать секционированную батарею, например «Профрадио», и включать по мере истощения следующие секции. Это очень удобно, так как не приходится распаковывать новые батареи, устанавливать их и т. д.

Рис. 2.

В раме окна на туго натянутых резинках висит микрофон (рис. 2). На подвес его следует обратить особое внимание; при плохом натяжении резинок микрофон болтался и создавал шумы, которые мы долго разыскивали, и лишь, сопоставляя качания микрофона и его фон, отыскали причину. После натяжки резинок шум исчез и передача получалась очень чистой, даже стука колес не прослушивалось. Говорить нужно четко и негромко. Сплошь и рядом у микрофона кричат «не своим голосом», полагая, что это полезно. В результате речь искажается, микрофон и усилитель перегружаются. Все переключения должны быть сделаны аккуратно, каждое «ползучее» включение дает трески и шумы, весьма портящие качество передачи.

Устанавливать граммофон следует также на губках. В нашей установке небольшой складной граммофон стоял на столике под микрофоном. Работать при таком расположении было очень удобно: объявив номер, выключают микрофон и в то же время пускается диск с пластинкой. После того как диск сделает несколько обортов, он достигает нормальной скорости, и в этот момент адаптер опускается на пластинку и включается на передачу.

Скорость вращения граммофона при трансляции играет очень важную роль для художественности передачи.

Следует помнить, что если номер исполняется индивидуальный (ария, песенка, гавайская гитара), всегда следует раньше прослушать раза два пластинку и записать на диске пластинки скорость или положение стрелки регулятора. Без этого можно до такой степени исказить передачу, что бас запоет тенором, а тенор завизжит. Тембр любого инструмента очень легко испортить неподходящей скоростью вращения. Поэтому для каждой пластинки следует очень строго и заранее подбирать скорости. В случае коллективного исполнения (оркестр, хор) к установке тональности следует привлечь человека, обладающего музыкальным слухом.

Не меньшую роль играют и качества адаптера. Можно пользоваться одним из тех адаптеров, конструкция которых описывалась в журнале «Радио всем». В настоящее время автор разрабатывает конструкцию легко выполнимого адаптера двухстороннего действия. Когда он будет всесторонне испытан в работе, описание его будет опубликовано.

Граммофон должен быть, как уже указывалось, очень хорошо амортизован; следует ставить его на губки и привязывать резинками к столу или скамейке, так как всякое его качание сильно отражается на целости пластинки и художественности передачи.

Рис. 3.

Линии нами были сделаны из гупперовского шнура 1,5 кв. и проложены по крышам вагонов, закреплялись они веревкой и обычной осветительной вязкой за основания вентиляторов. Несмотря на такой плохой способ крепления и вообще на неудовлетворительное качество линии, несмотря на дождь, шедший подряд две ночи, линии работали безотказно. Отводы параллельно включаемых репродукторов опускались в вытяжные трубы фонарей. Репродукторы, как уже указывалось, можно взять любые, в нашей установке эксплоатировались Р—4; работают они очень прилично, ухода за собой требуют мало; надо лишь подобрать подходящий выходной трансформатор. Проверять установку следует до посадки пассажиров, так как нужно пройти по вагонам и испытать ее на работе. Как следует из схемы (рис. 3), линии идут в оба конца состава отдельно и с отдельных обмоток выходного трансформатора. Это сделано для того, чтобы в случае «короткого» в одной половине состава не выходила из строя другая. Правда, при осторожном обращении с концами у репродукторов коротких замыканий не бывает, вся сеть работает без ограничителей.

Устанавливая репродукторы, следует их привязывать за скобы на багажной полке на такой высоте, чтобы любителям «покрутить» трудно было добраться туда. Не следует перегружать репродуктора. К этому вопросу нужно подойти осторожно и подбирать нужную громкость в каждом отдельном случае, так как при передаче с микрофона напряжение на входе нужно увеличивать, а при передаче с адаптера вход нужно сильно шунтировать, так как на адаптере получается очень высокое напряжение.

Самое трудное — это получение удовлетворительного радиоприема на ходу поезда.

Рис. 4.

На основании своего собственного опыта и опыта других товарищей, проводивших прием на ходу в аналогичных условиях, можно сказать, что антенна, установленная на 70 см над крышей вагона позволяет иметь уверенный прием мощных станций Союза и Европы. Габариты пути не позволяют установить сеть выше, и поэтому приходится удовлетворяться высотой 70 см. Следует помнить, что чем туже натянуты провода антенны (конечно, не сильнее, чем это допустимо с точки зрения механической прочности), тем устойчивей будет прием; при болтающихся проводах прием получается весьма неустойчивый. Заземление подведено к трубе отопления; против ожидания оно тресков никаких не дало и работало вполне удовлетворительно, не хуже, чем хорошее заземление на «суше». Ввод к приемниеу сделан через то же вытяжное отверстие фонаря.

Приемник подвешен на резинках, вернее растянут между двумя полками. Вначале он стоял просто на губках, но, как показал опыт, этого оказалось мало, лампы звенели и прием вести было нельзя. Решили подвесить его на резине, до этого додумались сразу же, как тронулись от Москвы, но резины в дороге не достали и лишь потом в Москве, подвесив приемник и создавая искусственную тряску, испытывали условия приема. В дороге до Харькова слышали Москву, Курск, Киев, Харьков. На Днепрострое вдруг услышали МОСПС, Одессу, Днепропетровск и еще какую-то с непостоянной волной (каждый номер исполняла на новой волне, но работала довольно чисто). На ходу поезда удалось провести интересные опыты, как, например, исследование влияния масс металла на прием, помехи телеграфных линий, мертвые зоны. Проезжая под мостом, мы получали картину чистого фединга с ровным затуханием до и после; массы же металла, лежащие почти рядом с антенной, влияния на прием не оказывали; лишь в одном случае, когда против станции стояла платформа, груженая каким-то крупным литьем, слышимость заметно упала.

Телеграфные линии в некоторых случаях очень мешали, в одном месте мы только и слышали стук «Бодо», в других же участках помех не было совсем; мертвая зона была одна, за Белгородом примерно на участке в 20 км ничего слышно не было, потом опять появился нормальный прием.

Опыт радиофикации поезда ОПТ в первомайские дни показал, насколько это несложная задача. Необходимо в дальнейшем этот опыт использовать и сдвинуть с места вопрос о радиофикации поездов.

Е. Тиханов