РАДИОФРОНТ, №30, 1930 год. ГОТОВЬТЕСЬ КО ВТОРОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ ОДР

"Радиофронт", №30, октябрь, 1930 год, стр. 625-26

ГОТОВЬТЕСЬ КО ВТОРОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ ОДР

Центральным Советом общества друзей радио возбуждено ходатайство о разрешении созыва второго Всесоюзного съезда ОДР.

Съезд предполагается созвать в феврале 1931 года в городе Ленина — Ленинграде.

Выбор Ленинграда объясняется тем, что там сосредоточена значительная часть радиоспециалистов, которые смогут принять участие в работах съезда, что в Ленинграде концентрирована радиопромышленность и имеется много радиолабораторий и музеев. А это даст возможность делегатам съезда совершить ряд экскурсий на фабрики, заводы, в радиолаборатории и в музеи.

К съезду намечено также приурочить радиовыставку с участием радиопромышленности, радиолюбителей и иностранных рабочих радиоорганизаций.

В связи с этим надо немедленно же приняться за подготовку к съезду.

Повестка дня съезда намечена следующая:

1. Международное положение.

2. Доклад ЦС и ревизионной комиссии.

3. Радиофикация и радиовещание — доклады промышленности, Наркомпочтеля и Центросоюза.

Несозыв съезда в течение почти пяти лет является причиной вялости ЦС ОДР и ослабления деятельности всех его организаций.

До съезда остается всего 2 месяца. Необходимо, чтобы за этот короткий срок все организации Общества — краевые, областные и республиканские, а также все ячейки провели большую работу по сплочению и укреплению своих рядов.

До сих пор ЦС не имеет от большинства местных организаций сведений о численном составе ячеек и о числе членов ОДР в этих организациях. Между тем эти сведения необходимы ЦС для установления норм представительства на съезде. Всем организациям надлежит немедленно прислать в ЦС сведения о своем численном составе.

За время, остающееся до съезда, каждая организация должна подвести итоги своей работы, должна оживить, расширить и углубить свою работу соответственно требованиям момента.

Одним из самых важных вопросов, от разрешения которого зависят и все остальные, — это вопрос о подготовке кадров радиофикации. Эта работа должна лечь в основу работы всех организаций Общества и его ячеек. Подготовка радиолюбительского актива, организация радиокурсов и радиокружков — основная задача наших организаций.

В связи с постановлением Центрального Комитета партии об организации партпросвещения по радио, необходимо в ударном порядке принять все меры к обеспечению радиослушания во всех районах, в которых будут организованы парткабинеты.

Надо приступить немедленно к оживлению молчащих установок, сообщив в ЦС ОДР сведения о потребностях в радиоматериалах и источниках питания для обеспечения бесперебойного действия всех радиоустановок.

При каждой приемной радиоустановке коллективного пользования должна быть организована ячейка ОДР.

Необходимо принять непосредственное участие в радиофикации Союза и содействовать скорейшей ликвидации прорыва в этой области, а также принять участие в выявлении и учете местных ресурсов, необходимых для плановой радиофикации.

Не должны пройти мимо организаций и ячеек Общества и вопросы радиовещания — качество и содержание передач, их художественное и техническое оформление.

Нужно укрепить существующие ячейки ОДР и организовать новые путем выявления и организационного охвата широких слоев трудящихся-радиолюбителей, особенно из среды партийцев и комсомольцев.

Эта первоочередная задача должна явиться боевым заданием для республиканских, краевых и областных организаций Общества—они должны организовать и сплотить вокруг себя распыленные массы радиолюбителей. Совершенно нетерпимо в дальнейшем такое положение, когда в значительном числе местностей радиообщественность представлена почти только в лице местных Советов ОДР. Плоха та радиоорганизация, которая, хотя и ведет большую радиоработу, но только силами своего Совета, не стремясь к вовлечению в ряды Общества широких слоев пролетариата и к вовлечению их в ячейки ОДР.

Великая социалистичеокая перестройка, осуществляемая под руководством нашей партии, повелительно требует от каждой организации, чтобы она пришла на съезд с готовым и четким ответом на вопрос: что и как сделано ею по выполнению директив партии и правительства.

В то же время бешеное наступление капитала на наше социалистическое отечество, подрывная работа вредителей и агентов капитала внутри страны требуют также ответа: что сделано каждой организацией для борьбы с врагами социализма и для укрепления обороноспособности страны.

Необходимо, чтобы каждая наша организация была не только готова к отпору в случае нападения на нас, но и умела защищаться.

Организовать военные секции ОДР, создать военные кружки и военизировать всех членов Общества, втягивая возможно большее число радиолюбителей в работу по обороне страны, — таковы вытекающие из сказанного задачи.

Надо путем соцсоревнования и ударничества использовать все местные силы и ресурсы для усиления и укрепления организаций и ячеек ОДР.

Надо, чтобы делегаты, явившись на съезд, не только требовали от ЦС отчета о его работе, но и сами могли дать отчет о своей работе, могли на фактах показать, что же они сами сделали для усиления и укрепления Общества, для создания кадров по радиофикации Союза.

Таковы в общих чертах те задачи, которые стоят перед всеми организациями Общества в связи со съездом.

Как только будет получено разрешение и точно будет определен срок созыва съезда, все организации будут немедленно оповещены об этом.

Всем организациям Общества будут разосланы материалы, которые они должны будут проработать.

Нужно, чтобы все члены Общества приняли участие в обсуждении вопросов, стоящих на повестке дня съезда.

Подготовка к съезду будет вестись как по радио, так и в журнале «Радиофронт» в газете «Радио в деревне», а по возможности и в общей печати.

Итак, товарищи, готовьтесь ко второму Всесоюзному съезду ОДР!


ПРОТИВ ОППОРТУНИЗМА В РАДИОВЕЩАНИИ

В условиях реконструктивного периода роль радио огромна. Важнейшее политическое значение радиовещания не приходится доказывать. Именно в силу этих соображений надо со всей категоричностью констатировать неблагополучие на фронте радиовещания. Внимательное ознакомиление с состоянием радиовещания и програмной сеткой последнего приводит к выводу: радиовещание на сегодняшний день плетется в хвосте жизни, не поспевает за ударными темпами эпохи индустриализации, социалистической реконструкции сельского хозяйства и ликвидации последнего капиталистического класса — кулачества — на основе сплошной коллективизации.

Реконструктивный период предъявляет повышенные, усложнившиеся требования ко всем организациям рабочего класса. В связи с этим возникает задача перестройки этих организаций в соответствии с требованиями эпохи реконструкции. Радио, призванное быть невидимым проводником линии партии, организатором и пропагандистом миллионной аудитории, до сегодняшнего дня не перестроилось, не повернулось не только лицом, но даже и профилем к задачам реконструктивного периода. Радиовещание застыло на формах и приемах работы 1928 года. Не приходится говорить о том, насколько устарели эти формы работы, — насколько кричаще противоречие между этими отжившими формами и требованиями высоковольтных, ударных, насыщенных пафосом великого строительства дней нынешнего периода.

И, действительно, если взять программу радиовещания сегодняшнего дня и сравнить ее с радиосеткой 1928/29 гг., то едва ли многим отличается первая от второй. Попрежнему основной формой радиовещания остались радиогазеты и всякого рода «радиоиздания». Передачи этого вида составляют около половины всех передач, производимых московскими радиостанциями, и проходят обычно под рубрикой теоретико-просветительных передач.

Бесчисленное множество всевозможных радиогазет («Пролетарий», «Крестьянская газета», «Коллективист», «Комсомольская газета», «Красноармейская газета», «Кустарь и артель», «Юный колхозник», «Пионерская правда», «Постройка» и др.) и радиожурналов по существу дублируют друг друга, повторяют буквально в одних и тех же выражениях статьи на одни и те же темы. В результате слушатель, беря наушники, в продолжение почти всего дня натыкается в эфире на однотемные, однотипные и даже иллюстрируемые одними и теми же фактами и примерами передачи. Формы этих передач совершенно не прогрессируют. Сами по себе радиогазеты, выходящие в течение дня, повторяют «своими словами» сообщения, уже известные слушателю из утренних печатных газет, причем, в значительно ухудшенном «радиоиздании».

Крупнейшие политические кампании, как правило, радиовещанием смазываются, — на них не заостряется внимание радиослушателя. В сегодняшнем своем виде так называемые политические передачи не способны мобилизовать массы на борьбу за социалистическое строительство, за выполнение пятилетки в четыре года. На протяжении последнего периода мы не имеем почти ни одной передачи, посвященной какой-либо из важнейших политических кампаний. Все эти кампании механически всовываются в «прокрустово ложе» радиогазет и радиожурналов и в рамках последних, одобренные всякими «радиоконферансами» и радиоконферансиками собственного производства, утрачивают свою политическую актуальность и остроту.

Великое движение бедняцко-середняцких масс деревни, имеющее всемирно-историческое значение, — социалистическая реконструкция сельского хозяйства, борьба за сплошную коллективизацию деревни и на ее основе ликвидацию кулачества, как класса; борьба на два фронта и прежде всего против правого оппортунизма, как главной опасности на данном этапе, а также против право-«левацкого» блока и двурушничества, — все эти актуальнейшие политические вопросы не находят отражения в радиопередачах и радиограммах в форме специальных, самостоятельных передач.

Работа радиовещательных организаций Москвы протекает в полном отрыве от масс. Здесь мы являемся свидетелями полного бюрократического закостенения радиовещательного аппарата, который по бюрократическому образу и подобию своему строит всю радиоработу и свою программу.

В программе радиовещания почти не предусмотрены выезды редакций «радиоизданий» на фабрики, заводы, и колхозы и т. д. А ведь казалось бы только там и можно черпать материал для вещания, только оттуда и можно передавать «кусочки живой жизни», а не выдумывать эту «жизнь» в спертом воздухе скрытых от взора радиослушателей, отгородившихся китайской стеной от масс радиостудий и их бюрократических обитателей.

Радиосетка не предусматривает никакой массовой работы со слушателем. Она рассчитана на случайные передачи, т. е. попросту говоря на самотек. Метод привлечения ударных бригад, привлечение к работе ударников, как правило, не практикуется. Таким действенным с точки зрения организующей силы радиопередачам, как радиопереклички и радиомитинги, в сетке уделено недостаточное место, которое к тому же весьма неохотно и нерегулярно используется.

Вопросы международного революционного рабочего движения, интернационального воспитания трудящихся масс, популяризация важнейших решений партии и правительства, трансляции крупных съездов и совещаний — все эти передачи не нашли в радиосетке необходимого места и значения. Здесь мы имеем дело не со случайными пробелами сетки и промахами составителей радиопрограмм, а с вполне законченным и оформленным оппортунистическим подходом к вопросам радиовещания. Ныне действующая радиосетка, несомненно, является плодом оппортунистического «творчества», худшим образцом оппортунизма в теории и практике радиовещания.

Радиовещание в нынешнем своем состоянии неспособно мобилизовать массы на борьбу за строительство социализма в нашей стране, оно по своим формам и содержанию ни в какой мере не отвечает боевым задачам дня.

Не касаясь вопроса о так называемых научно-образовательных передачах, которые не имеют по существу своей законченной программной сетки и ни в какой мере не отвечают задачам подготовки новых кадров, мы считаем необходимым коснуться вопроса о качестве передач.

Неудовлетворительность качества радиопередач нашей печатью отмечалось неоднократно. Однако, в этой области московские радиовещательные органы никаких улучшений не добились. Оппортунистическая ставка на «самотек» и бюрократическая ограниченность и здесь дают себя чувствовать. Даже беглое ознакомление с содержанием отдельных передач поражает своим оппортунистическим скудоумием, вульгарно-примитивным подходом к важнейшим политическим вопросам и просто безграмотностью.

Вот один из образцов того, как радиоиздание «мобилизует» на борьбу с прорывами.

«Сельхозрабочий» 7/IХ-30 г.

«... Теперь послушайте сообщение рабкора Тишинского зерносовхоза о том, как там образовался прорыв в проведении осеннего сева».

«... Товарищи, еще одно сообщение о прорыве в совхозе. На этот раз наш рабкор сообщает о прорыве в копке сахарной свеклы».

«... Послушайте, товарищи, еще сообщение нашего рабкора. На этот раз из колхоза о прорыве в уборке сена».

«... Товарищи, если у вас в колхозе или совхозе имеется где-либо прорыв, старайтесь его немедленно ликвидировать».

«... Товарищи, до сих пор мы говорили о прорывах, а теперь послушайте о достижениях».

Или, например, радиогазета «Постройка» № 116 (инсценировка).

— Как вы ухитрились так долго строить?..

— А мы новые темпы изобрели. Задним ходом прем...

— И ничего?

— Ничего... Ну, проваливай...

Или: 29/Х то же «Сельхозрабочий» по поводу посевной кампании передает так:

«Гнать, в хвост и гриву
Посевной план.
Выполнить надо
Наш промфинплан».

А вот образец «научно-образовательной» передачи.

Антирелигиозная лекция для торфяников — лектор Шишаков. 1/IХ—30 г.

«Или души никакой нет, как это доказано теперь наукой, или душа есть и у мужчины и у женщины. Иначе, как это может быть и часто бывает, что жена большая умница, а муж круглый дурак. Но тогда (?!) надо сказать, что душа, есть и у собак, и у лошадей, коров и у любых других животных».

«... Наука бесповоротно доказала, что никакой вообще души ни у кого нет ни у животных ни у человека».

Примеров, подобных приведенным, можно было бы дать много, но нет надобности. Приведенные «образцы» творчества радиоборзописцев достаточно убедительно рисуют приемы и формы работы оппортунистов из радио, а главное, свидетельствуют о том, что качество радиопередач продолжает оставаться на недопустимо низком уровне.

Касаясь вопросов радиовещания, мы не можем обойти область художественных передач, которые по своему удельному весу занимают в радиосетке значительное место.