РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №11-12, 1925 год. Октябрьская радиостанция

"Радиолюбитель", №11-12, июль, 1925 год, стр. 240-241

Октябрьская радиостанция

Экскурсия на Московскую Октябрьскую мощную радиостанцию
П. Дороватовский

Новенький автобус уже миновал Красно-Пресненскую заставу и покатил по Хорошевскому шоссе, когда на синеве неба отчетливо показались стройные мачты радиостанции. Издали они кажутся тонкими спицами и только по мере приближения к ним можно сосчитать, что всего мачт одиннадцать. Еще несколько томительных минут, автобус быстро идет под уклон, на один момент все мачты исчезают, но после Окружной ж. д. они опять перед глазами и, все более и более отчетливо выделяясь, быстро приближаются. Наконец, автобус останавливается, и мы направляемся прямо к мачтам. Отсюда уже ясно видны все мачты — 4 железных в середине и 7 деревянных, видны оттяжки и анкера. За заграждениями видно несколько зданий, а немного в стороне раскинулся целый поселок — около двух десятков каменных и деревянных построек. Все они принадлежат станции. Подходим к зданию, в котором помещается канцелярия: на дверях небольшая вывеска:

«НКПиТ. Московская Октябрьская мощная радиостанция».

Вот она «Ходынская радиостанция», радиоволны которой первые улавливаются начинающими радиолюбителями, дающая хлопотливую задачу малоопытному любителю, желающему отстроиться от докучливых знаков Морзе, непрошенно врывающихся при приеме радиовещательных станций. Нам выдают пропуск, мы проходим через проволочное заграждение к станции. Встречает и любезно дает об’яснения заврадио тов. Крюков. Начинаем осматривать

генераторную станцию.

В отдельном деревянном здании, построенном еще в 1914 году, помещены два 4-цилиндровые двигателя Дизеля, работающих на сырой нефти, по 460 лошадиных сил. На одном валу с дизелем находится динамо-машина, напряжением в 220 вольт. В настоящее время эти двигатели не работают, так как станция перешла на более дешевый городской ток от МОГЭС’а, но они служат резервом и могут быть пущены в любой момент. Дизеля не работают уже с июня прошлого года, когда перестали пользоваться старым искровым передатчиком, но весной этого года при порче на станции МОГЭС и прекращении подачи тока, дизеля немедленно были пущены, и работа радиостанции не остановилась.

В этом же здании помещается распределительный щит генераторной станции. Немного в стороне установлены два насоса, накачивающих воду из артезианских колодцев в водонапорную башню, откуда она распределяется по всей станции как для технических (охлаждение машин высокой частоты), так и для хозяйственных надобностей.

Переходим в другое, также деревянное здание, в котором помещается

старый искровой передатчик,

мощностью в 300 киловатт, или, как выразился тов. Крюков, «кладбище старого искрового передатчика», так как кругом видны фундаменты, на которых раньше стояли аггрегаты для зарядки аккумуляторов — теперь большая часть машин снята. Искровой передатчик работает лишь для передачи поверки времени, Росты и официальных циркуляров.

Останавливаемся более подробно на рассмотрении разрядника; он помещается в отдельном, очень маленьком помещении, во время работы разрядника входить в это помещение, конечно, нельзя, и за его работой можно следить только через специальные красные стекла, сделанные в дверях, так как иначе искры разрядника ослепляют.

Немного дальше помещается катушка замкнутого контура, катушка связи антенны и удлинительная катушка антенны. В отдельном, рядом расположенном помещении, находятся конденсаторы замкнутого контура. На небольшом пульте находится контрольный ключ и контрольные приборы. Передача производится при помощи реле Крида, работающего сжатым воздухом.

Отсюда переходим в новое здание из железо-бетона. Здание имеет два входа: «парадный», на двери которого прибита доска

«отделение передатчиков»

и доска «Высокое напряжение, осторожно, опасно для жизни». Тут же видна лестница в подвальное помещение. Другой вход представляет целые ворота, через которые смело можно подвести части машин на грузовом автомобиле и разгрузить их при помощи мостового крана. Уже издали слышно, как гудит машина в этом сердце радиостанции. В обширном, светлом зале, почти нет возможности разговаривать от шума машин высокой частоты системы проф. Вологдина. Здесь установлены две машины: одна в 50 киловатт, которая при 4.200 оборотов дает частоту в 20.000 периодов, а другая в 150 киловатт, дающая 15.000 периодов. Машина в 150 киловатт работала, и гул от нее заполнял все здание. Эта машина — крупное достижение русской радиотехники. Ток от машины, прежде чем подвести его к антенне, проходит через статические трансформаторы частоты. В этом приборе частота машин удваивается, и на антенну подается уже частота в 30.000 периодов, что соответствует волне в 10.000 метров.

Обращают на себя внимание некоторые детали машины, как, например, манометр с автоматическим сигналом, дающим знать о малейшей неисправности в работе смазки машин. Эти машины приводятся в действие моторами переменного тока от городской станции, для чего сделана специальная проводка. Переход на энергию от городской станции вызван экономическими соображениями, так как работа на дизелях обходится в два с половиной раза дороже. При пользовании городским током пришлось столкнуться с необходимостью обеспечить постоянное число оборотов мотора, которым вращаются машины высокой частоты. Для этого установлены специальные центробежные регуляторы высокой чувствительности, отзывающиеся при изменении числа оборотов машины высокой частоты на одну десятую процента. Посреди зала на пульте сосредоточено все управление станции, которое производится простым нажатием соответствующих кнопок. Оригинальность устройства управления невольно обращает на себя внимание. Один человек, находящийся у пульта, видит все детали передатчика и один может пустить, управлять и остановить станцию.

После об’яснения системы управления тов. Крюков ведет нас в полуподвальное помещение того же здания. Здесь находится вся проводка, два трансформатора и распределительный щит. Установка проводки в полуподвальном помещении сделана для большей безопасности. Электрический ток подается на радиостанцию под напряжением в 6.600 вольт, а на станции при посредстве понижающих трансформаторов напряжение понижается на 220 вольт. Одни нз трансформаторов в 500 киловатт мощностью служит для питания моторов машин высокой частоты, а другой в 70 киловатт — для освещения станции и других вспомогательных работ. Трудно охватить всю станцию, а хотелось бы проследить все детали, но мы и так надолго задержались в этом отделении передатчиков и спешим осмотреть

мачты и антенну.

Подходим к ближайшей 120-метровой железной мачте. Она склепана из углового железа и укреплена 4-мя рядами тросовых оттяжек, укрепленных в кирпичных анкерах. Основание мачты упирается на специальную каменную кладку, при чем как вся мачта, так и оттяжки не изолированы от земли, в виду того, что, как показала практика, изоляторы не выдерживают давления, и одна из таких гигантов-мачт не так давно упала. К реям укреплена антенна, имеющая вид «колбасы», число проводов антенны трудно рассмотреть снизу, так как 120 метров высоты приблизительно соответствуют 40-этажному дому! Под антенной, на обыкновенных телеграфных столбах, кажущихся спичками в сравнении с мачтами, натянут противовес, выходящий за мачты, на расстояние, равное высоте антенны. Общая площадь земли, занятая станцией, равна приблизительно 1-му квадратному километру.

На этом оканчивается наш осмотр станции. Прощаемся и благодарим т Крюкова за радушный прием. Медленно возвращаемся к автобусу, оживленно обмениваясь впечатлениями с уверенностью, что наше радиостроительство находится в верных руках, и депеши из Красной Москвы будут достигать через Атлантический океан, хотя бы и до Нью-Йорка.