РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №15-16, 1925 год. К РАБОЧЕМУ РАДИОИНТЕРНАЦИОНАЛУ

"Радиолюбитель", №15-16, сентябрь, 1925 год, стр. 316

К РАБОЧЕМУ РАДИОИНТЕРНАЦИОНАЛУ

А. В. Виноградов

Al Laborleta Radio-lnternacio А. V. Vinogradov. — Aütoro priskribas la hietorion de maskigho de I'ldee de Laborista. Radio-Internacio, lumigante laüvoje ankaü la situon do laborista radioamatoreco en Germanio.

Посетившая минувшим летом СССР германская рабочая делегация оказала неоценимую услугу нашему движению. Радиолюбители — члены делегации, помогли нам установить тесную связь с только еще выявляющимся рабочим радиолюбительством Германии и тем положили начало нашей международной работе.

Поводы к этой работе были и раньше: мы имели приглашения и на международный радиоконгресс в Париже, и на конференцию по радиовещанию, созванную советом Лиги наций в Швейцарии. Но мы сознательно игнорировали все эти приглашения, полагая, что как нам нечему учиться у буржуазных друзей радио, так и для них ничего приятного не может представлять общение с движением, идущим под знаменем борющегося пролетариата.

Мы всегда были уверены, что рано или поздно в заграничном радиолюбительстве выявится своего рода рабочий уклон, т.-е. стремление к использованию радио в качестве одного из средств борьбы за культурное развитие трудящихся. Примеры подобного раскола в истории спортивного и эсперантского движения ясно показали, что не может существовать внеклассовое сотрудничество вокруг предмета, являющегося орудием классовой борьбы.

А радио несомненно имеет все данные, чтобы сделаться таким орудием. Буржуазия Запада прекрасно это понимает, строит свою политику, сводящуюся к тому, чтобы задержать интерес рабочих к этой "опасной игрушке".

Но неумолимая история делает свое дело, и рабочее радиолюбительство на Западе постепенно становится реальным фактом. Первый почин сделан в Германии, и "заслуга" в этом деле принадлежит, главным образом, самому германскому правительству, которое путем целого ряда драконовских мер, направленных против рабочего радиолюбительства, лучше всего способствовало выявлению его классовой сущности в глазах рабочих.

Возникший год тому назад рабочий радиоклуб в Берлине представляет сейчас довольно многочисленную организацию, имеющую отделения в большинстве промышленных центров. С некоторыми из этих отделений мы находимся уже в постоянной переписке, и вот какую картину рисуют получаемые нами материалы.

Радио является в Германии государственной монополией, которая осуществляется специальным обществом, об‘единяющим почтовое ведомство и промышленность и располагающим годовым доходом в 6—7 миллионов рублей. В значительной мере, конечно, эта сумма выкачивается из карманов немецких рабочих, но, вместе с тем, развитию самостоятельного рабочего радиолюбительства ставятся всевозможные преграды.

Искусно пользуясь законодательством, почтовое министерство принудительно вовлекает членов рабочих клубов в существующие на местах буржуазные общества "Друзей радио", отказывая в противном случае в выдаче разрешений на ламповые приемники. В последнее время министерство разрешило, как временную меру, выдачу таких разрешений членам рабочих клубов после экзамена в специальной комиссии, под председательством правительственного чиновника, — экзамена, имеющего исключительной целью по возможности не допустить рабочего к радиолюбительству. Это ясно уже из того, что "друзьям радио" разрешается сдавать экзамен у себя в обществе, где он сводится, конечно, к пустой фикции. Между тем, рабочий радиоклуб до настоящего времени, несмотря на неоднократные заявления, не признается официальными органами, откровенно покровительствующими буржуазным радиооб‘единениям.

Таким образом, полная свобода буржуазным "друзьям радио" и все палки в колеса пробуждающемуся рабочему радиолюбительству, — вот лозунг германского почтового ведомства. Особенно тяжело обстоит дело в оккупированной Рейнской области, где запрещен радиоприем и это запрещение имеет следствием многочисленные аресты и другие преследования рабочих радиолюбителей.

Одним словом, борьба за ограждение эфира от рабочих ведется со всей откровенностью, но в результате, конечно, и сами рабочие начинают понимать пользу запретного плода. Вот почему в последнее время в рабочих кругах вопрос этот всесторонне обсуждается и увлечение радиотехникой рабочих масс перестали рассматривать как спорт или забаву, так как, несомненно, радио становится одной из самых могучих форм идеологического влияния.

"С этой точки зрения политика министерства и радиомонополия в руках буржуазного общества, — пишет нам председатель рабочего клуба в Берлине, — накладывает новые тяжелые оковы на культурное развитие рабочего класса".

Поэтому рабочие радиоклубы начали в настоящее время борьбу за отвоевание себе права на самостоятельное существование.

Вместе с тем выдвигается требование о коренном изменении программ радиопередач, так как они до сих пор действительно обслуживали только буржуазию.

"Рабочие радиоклубы, — сообщает тот же корреспондент, — ставят своей задачей использовать радиопередачу для выступления рабочих вождей, писателей и артистов".

29-го марта 1925 года была созвана первая конференция немецких рабочих радиоклубов, обсуждавшая очередные задачи рабочего радиолюбительства.

На конференции были ярко освещены те многочисленные препятствия, которые ставятся на пути этому движению, и в результате возникла идея создания рабочего радиоинтернационала, нашедшая выражение в печатаемом ниже манифесте. Не располагая пока собственным печатным органом, германский рабочий радиоклуб обратился к нам с просьбой о распространении этого манифеста, и мы с особенным удовольствием делаем это потому, что идея рабочего интернационала логически вытекает также и из всей нашей работы.

Предполагая поставить этот вопрос на ближайшей конференции, мы предлагаем товарищам обсудить его предварительно на местах и осветить свои мнения в печати. А пока одно практическое предложение. У нас имеются адреса нескольких немецких товарищей — организаторов рабочего радиолюбительства. Было бы очень полезно, если бы наши товарищи, владеющие немецким языком или эсперанто, а в крайнем случае, даже на русском языке, попробовали непосредственно списаться с ними и тем положить начало международной связи рабочих радиолюбителей.

А затем ведь не за горами разрешение любительских передатчиков на коротких волнах, и тогда мы не замедлим использовать эту возможность непосредственного контакта с братским рабочим классом Запада. Таким образом, рабочий радиоинтернационал станет совершившимся фактом.


Манифест к трудящимся всех стран и к рабочим-членам парламентов Франции, Англии и Бельгии

Первая конференция рабочих радиоклубов Германии обращается к трудящимся всех стран с предложением обратить внимание на радио. Радио — всеоб'емлюще и не признает никаких границ, поставленных человеком. В связи с этим открываются новые возможности для международного об'единения рабочих всех стран.

Мы призываем рабочих других стран обратить серьезное внимание на этот вопрос и принять участие в образуемом нами рабочем радиоинтернационале.

Кроме того, мы особо обращаемся к рабочим — парламентским представителям Франции, Англии и Бельгии. В Рейнской области военными властями радиоприем совершенно воспрещен. Национальные шовинистические интересы препятствуют рабочим этой области приобщиться к радио, имеющему такое большое культурное значение. Результатом этого запрета, широко используемого националистическими кругами, явились многочисленные аресты и штрафы для товарищей рабочих Рейнской области, стремившихся принять участие в этом культурном движении.

Мы призываем рабочих парламентских представителей путем обращения к общественному мнению принять все меры к снятию этих запретов. Мы уверены, что радио только в том случае будет использовано в интересах трудящихся, если последние сами проявят необходимый для этого энтузиазм.

Помните 4-ое августа 1914 года *). Да здравствует международная солидарность трудящихся! Да здравствует рабочий радиоинтернационал, как новое средство об'единения мирового пролетариата.

ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РАБОЧИХ РАДИОКЛУБОВ ГЕРМАНИИ.
Берлин, 29-го марта 1925 года. Дом Профсоюзов.


*) Начало империалистской войны.