"Радиолюбитель", №17-18, октябрь, 1925 год, стр. 350-351
Год назад мы начали наши первые неуверенные опыты по передаче концертов из студии. На первых порах, естественно, не приходилось ставить себе строгих художественно-репертуарных или идеологических заданий, т. к. все внимание было сосредоточено на овладении техникой передачи, музыкально-вокальной и инструментальной. Изучались условия хорошего звучания отдельных голосов, отдельных инструментов. Огромную услугу нам в этом деле оказали радиолюбители, с чрезвычайной готовностью засыпавшие нас телефонными и письменными сообщениями о качестве и характере слышимости. Именно в этом периоде были нащупаны основные технические пути и методы, которые еще до истечения года работ привели нас к такому крупному достижению, как наши передачи непосредственно из зала Большого академического театра.

Однако, уже в этот период технических поисков концертная часть радиостанции устанавливала свою работу по линии пролетарской организации — МГСПС. Ни одна дата революционного календаря не оставалась не отмеченной соответствующими концертными выступлениями. Накапливающийся технический опыт позволил расширить репертуарные возможности и к сольным номерам программ наших концертов прибавил вокальные и инструментальные ансамбли, а также камерный оркестр. Благодаря последнему, радиолюбители имели возможность ознакомиться в близком к подлиннику, вполне четком и удовлетворительном "приспособлении" с целым рядом образцов симфонической музыки. В деле приобщения широких масс к музыкальной культуре камерному оркестру суждено сыграть большую роль: недаром выдающиеся западно-европейские композиторы за последние годы так много и охотно пишут для маленького оркестра.
Своего рода праздником для радиостанции был вечер, когда из нашей студии впервые направилась в эфир опера "Евгений Онегин" Чайковского под аккомпанемент оркестра. Восторженные отзывы радиолюбителей отмечали полную техническую и художественную удачу. Ободренная успехом, радиостанция организовала передачу еще трех опер ("Пиковая Дама", "Кармен", "Садко"), из которых в последнюю был введен уже мужской и женский хор.
В выборе опер радиостанция была стеснена, так как подавляющее число опер, знакомых певцам и составляющих репертуар наших оперных театров, частью художественно обветшало, частью неприемлемо в идеологическом отношении, как проникнутое предвзято-монархической тенденцией. Поэтому, во всяком случае, пришлось при передаче предварять каждую оперу вступительным словом, где давалась хотя бы краткая марксистская установка на идеологию оперы, характер творчества данного композитора и т. д.
К этому же времени относится организация при радиостанции художественно-репертуарной комиссии под председательством предрабиса Ю. М. Славинского, его заместителя зав. театрально-муз. секцией Главреперткома В. И. Блюма и в составе Э. М. Бескина, И. А. Рославца, профессора Е. М. Браудо и проф. Л. М. Цейтлина.
Взяв основную линию на массового радиослушателя, комиссия поставила задачей сделать концертные программы радиопередач продолжением клубной работы культотдела МГСПС. Отсюда — как усиление революционно-календарной и агитационной части в музыкальных выступлениях студии, так и сознательное избегание художественного академизма. С другой стороны, желание подойти к неискушенному в культурной музыке радиолюбителю — рабочему, крестьянину, красноармейцу — и дать удовлетворение его запросу не должно переходить известных границ: массовый радиолюбитель должен получать только художественно-полноценное. С этой точки зрения пришлось в высшей степени критически отнестись к популярному текущему мещанскому репертуару.
Избегая всячески педантства и опасаясь прежде всего, чтобы слушатель "не бросил трубки", комиссия приняла за правило никогда не загружать чрезмерными "музопояснениями" номера программы. Так, под знаком экспериментирования, протекает деятельность комиссии и поныне. Не малым тормозом на пути создания нужного репертуара служит уровень музыкальной культурности современных музыкантов. В огромном большинстве их репертуар старый и менее всего созвучный эпохе, тому радиолюбителю, на которого должна в первую голову ориентироваться радиостанция профессионально-пролетарской организации. А новый репертуар требует как сравнительно квалифицированных сил, так и квалифицированных средств.
Осуществляя пролетарскую смычку с крестьянством, концертная часть обслуживает и деревню, как ни мало сравнительно еще установлено приемников на пространстве СССР.
Выше было указано, что уже в начальной стадии работ радиостанции большое подспорье оказали сами радиолюбители своими сообщениями, наблюдениями и пожеланиями. Эта связь с радиолюбителями продолжается неослабно, и к исходу первого года приходится констатировать, что требовательность радиолюбителя повысилась. В этом нельзя не усматривать результата сравнительно строгой репертуарно-художественной линии радиостанции. Отчасти причина этого кроется и в том, конечно, что радиолюбители изжили момент обостренного интереса к технической стороне радиовещания. Комиссия в своей работе должна будет учесть этот момент. Последнее техническое художественное достижение радиостанции — передача опер из Большого театра — вызывает восторженные отклики радиолюбителей. Но когда схлынет волна первого "удивления" перед техникой, можно ожидать, что наша радиоаудитория пред‘явит к этим передачам определенные художественные и идеологические запросы. Тогда письма наших слушателей явятся исключительно важным документом для определения ценности принятого пролетариатом художественного наследства.
И сознание, что в подготовке, музыкально-культурном оборудовании этого массового слушателя, радиостанция МГСПС сыграла определенную роль, будет лучшей наградой ее скромным работникам.
Следующая таблица показывает, как распределились отдельные моменты работы радиостанции за первые 46 недель работы.
| Лекции антирелигиозные | ............ | 17 |
| "" общеобразовательные | ............ | 79 |
| Доклады разные | ............ | 11 |
| Передачи для деревни | ............ | 20 |
| Беседы наркомздрава | ............ | 20 |
| Доклады от МК РКП (б) | ............ | 46 |
| "" МК РЛКСМ | ............ | 6 |
| "" о кооперации | ............ | 4 |
| "" о НОТ | ............ | 2 |
| "" о клубной работе | ............ | 2 |
| "" о социальном страховании | ............ | 5 |
| Консультации по самообразованию | ............ | 15 |
| Лекции по профдвижению | ............ | 3 |
| Уроки языка эсперанто | ............ | 12 |
| Учебные передачи азбуки Морзе | ............ | 60 |
| Концерты | ............ | 171 |
| Оперы из студии | ............ | 9 |
| Оперы из театров | ............ | 28 |
| Радиоконсультация | ............ | 16 |
| Юридическая консультация | ............ | 9 |
| Передачи для детей | ............ | 33 |
| Физкультура | ............ | 2 |
| Живая газета "Синяя Блуза" | ............ | 2 |
| Передачи пленума Моссовета | ............ | 7 |
| VI с‘езд профсоюзов | ............ | 1 |
| С'езд Советов РСФСР | ............ | 1 |
| Губс'езд советов | ............ | 1 |
![]() (увеличенное изображение) |
||
| т. Г. Н. Мельничанский секретарь ВЦСПС |
т. Л. Б. Каменев председатель СТО и Моссовета |
т. А. П. Павлов секретарь МГСПС |
| Персонал радиостанции МГСПС: | ||
| Стоят: К. В. Игнатьев, В. А. Янов, И. Е. Горон, Н. Д. Смирнов, Б. Д. Берестецкий. Сидят: Г. К. Броншар, А. В. Парфанович, А. В. Виноградов, П. О. Чечик, И. С. Гродзенский. |
||