РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №17-18, 1925 год. Год профсоюзного радиовещания

"Радиолюбитель", №17-18, октябрь, 1925 год, стр. 350-351

Год профсоюзного радиовещания

В. И. Блюм

Год назад мы начали наши первые неуверенные опыты по передаче концертов из студии. На первых порах, естественно, не приходилось ставить себе строгих художественно-репертуарных или идеологических заданий, т. к. все внимание было сосредоточено на овладении техникой передачи, музыкально-вокальной и инструментальной. Изучались условия хорошего звучания отдельных голосов, отдельных инструментов. Огромную услугу нам в этом деле оказали радиолюбители, с чрезвычайной готовностью засыпавшие нас телефонными и письменными сообщениями о качестве и характере слышимости. Именно в этом периоде были нащупаны основные технические пути и методы, которые еще до истечения года работ привели нас к такому крупному достижению, как наши передачи непосредственно из зала Большого академического театра.

В. И. Блюм
политический редактор радиопередач МГСПС.

Однако, уже в этот период технических поисков концертная часть радиостанции устанавливала свою работу по линии пролетарской организации — МГСПС. Ни одна дата революционного календаря не оставалась не отмеченной соответствующими концертными выступлениями. Накапливающийся технический опыт позволил расширить репертуарные возможности и к сольным номерам программ наших концертов прибавил вокальные и инструментальные ансамбли, а также камерный оркестр. Благодаря последнему, радиолюбители имели возможность ознакомиться в близком к подлиннику, вполне четком и удовлетворительном "приспособлении" с целым рядом образцов симфонической музыки. В деле приобщения широких масс к музыкальной культуре камерному оркестру суждено сыграть большую роль: недаром выдающиеся западно-европейские композиторы за последние годы так много и охотно пишут для маленького оркестра.

Своего рода праздником для радиостанции был вечер, когда из нашей студии впервые направилась в эфир опера "Евгений Онегин" Чайковского под аккомпанемент оркестра. Восторженные отзывы радиолюбителей отмечали полную техническую и художественную удачу. Ободренная успехом, радиостанция организовала передачу еще трех опер ("Пиковая Дама", "Кармен", "Садко"), из которых в последнюю был введен уже мужской и женский хор.

В выборе опер радиостанция была стеснена, так как подавляющее число опер, знакомых певцам и составляющих репертуар наших оперных театров, частью художественно обветшало, частью неприемлемо в идеологическом отношении, как проникнутое предвзято-монархической тенденцией. Поэтому, во всяком случае, пришлось при передаче предварять каждую оперу вступительным словом, где давалась хотя бы краткая марксистская установка на идеологию оперы, характер творчества данного композитора и т. д.

К этому же времени относится организация при радиостанции художественно-репертуарной комиссии под председательством предрабиса Ю. М. Славинского, его заместителя зав. театрально-муз. секцией Главреперткома В. И. Блюма и в составе Э. М. Бескина, И. А. Рославца, профессора Е. М. Браудо и проф. Л. М. Цейтлина.

Взяв основную линию на массового радиослушателя, комиссия поставила задачей сделать концертные программы радиопередач продолжением клубной работы культотдела МГСПС. Отсюда — как усиление революционно-календарной и агитационной части в музыкальных выступлениях студии, так и сознательное избегание художественного академизма. С другой стороны, желание подойти к неискушенному в культурной музыке радиолюбителю — рабочему, крестьянину, красноармейцу — и дать удовлетворение его запросу не должно переходить известных границ: массовый радиолюбитель должен получать только художественно-полноценное. С этой точки зрения пришлось в высшей степени критически отнестись к популярному текущему мещанскому репертуару.

Избегая всячески педантства и опасаясь прежде всего, чтобы слушатель "не бросил трубки", комиссия приняла за правило никогда не загружать чрезмерными "музопояснениями" номера программы. Так, под знаком экспериментирования, протекает деятельность комиссии и поныне. Не малым тормозом на пути создания нужного репертуара служит уровень музыкальной культурности современных музыкантов. В огромном большинстве их репертуар старый и менее всего созвучный эпохе, тому радиолюбителю, на которого должна в первую голову ориентироваться радиостанция профессионально-пролетарской организации. А новый репертуар требует как сравнительно квалифицированных сил, так и квалифицированных средств.

Осуществляя пролетарскую смычку с крестьянством, концертная часть обслуживает и деревню, как ни мало сравнительно еще установлено приемников на пространстве СССР.

Выше было указано, что уже в начальной стадии работ радиостанции большое подспорье оказали сами радиолюбители своими сообщениями, наблюдениями и пожеланиями. Эта связь с радиолюбителями продолжается неослабно, и к исходу первого года приходится констатировать, что требовательность радиолюбителя повысилась. В этом нельзя не усматривать результата сравнительно строгой репертуарно-художественной линии радиостанции. Отчасти причина этого кроется и в том, конечно, что радиолюбители изжили момент обостренного интереса к технической стороне радиовещания. Комиссия в своей работе должна будет учесть этот момент. Последнее техническое художественное достижение радиостанции — передача опер из Большого театра — вызывает восторженные отклики радиолюбителей. Но когда схлынет волна первого "удивления" перед техникой, можно ожидать, что наша радиоаудитория пред‘явит к этим передачам определенные художественные и идеологические запросы. Тогда письма наших слушателей явятся исключительно важным документом для определения ценности принятого пролетариатом художественного наследства.

И сознание, что в подготовке, музыкально-культурном оборудовании этого массового слушателя, радиостанция МГСПС сыграла определенную роль, будет лучшей наградой ее скромным работникам.

Следующая таблица показывает, как распределились отдельные моменты работы радиостанции за первые 46 недель работы.
Лекции антирелигиозные ............ 17
     ""     общеобразовательные ............ 79
Доклады разные ............ 11
Передачи для деревни ............ 20
Беседы наркомздрава ............ 20
Доклады от МК РКП (б) ............ 46
     ""     МК РЛКСМ ............ 6
     ""     о кооперации ............ 4
     ""     о НОТ ............ 2
     ""     о клубной работе ............ 2
     ""     о социальном страховании ............ 5
Консультации по самообразованию ............ 15
Лекции по профдвижению ............ 3
Уроки языка эсперанто ............ 12
Учебные передачи азбуки Морзе ............ 60
Концерты ............ 171
Оперы из студии ............ 9
Оперы из театров ............ 28
Радиоконсультация ............ 16
Юридическая консультация ............ 9
Передачи для детей ............ 33
Физкультура ............ 2
Живая газета "Синяя Блуза" ............ 2
Передачи пленума Моссовета ............ 7
VI с‘езд профсоюзов ............ 1
С'езд Советов РСФСР ............ 1
Губс'езд советов ............ 1


Год профсоюзного радиовещания


(увеличенное изображение)
т. Г. Н. Мельничанский
секретарь ВЦСПС
т. Л. Б. Каменев
председатель СТО и Моссовета
т. А. П. Павлов
секретарь МГСПС
Персонал радиостанции МГСПС:
Стоят: К. В. Игнатьев, В. А. Янов, И. Е. Горон, Н. Д. Смирнов, Б. Д. Берестецкий.
Сидят: Г. К. Броншар, А. В. Парфанович, А. В. Виноградов, П. О. Чечик, И. С. Гродзенский.